Правовой турнир "Права человека"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Екатерина Рудольфовна Тимяшева

 

Правовой турнир проводился в рамках Недели науки среди учащихся 8-х классов

Цель:  сформировать представление о понятии и сущности «права», показать его важность в жизни общества, сформировать умения анализировать социальные нормы и определять необходимость соблюдения прав и обязанностей.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, презентация, кроссворд, бумага А 4 и карандаши, видео, на доске дополнительный материал в виде плакатов и рисунков по теме.

Тип мероприятия: правовой турнир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoy_turnir.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

Мероприятие в рамках Дня науки

Правовой турнир «Человек и его права»

Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

учитель истории и обществознания

февраль, 2013 г.

Правовой турнир  «Человек и его права».

Цель:  сформировать представление о понятии и сущности «права», показать его важность в жизни общества, сформировать умения анализировать социальные нормы и определять необходимость соблюдения прав и обязанностей.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, презентация, кроссворд, бумага А 4 и карандаши, видео, на доске дополнительный материал в виде плакатов и рисунков по теме.

Тип мероприятия: правовой турнир

План:

  1. Организационный момент
  2. Представление команд
  3. Викторина
  4. Подведение итогов

Здравствуйте дорогие ребята и гости нашего мероприятия – правовой турнир «Человек и его права». Для начала хотелось бы подвести итоги конкурса кроссвордов, который проводился среди 7-8 классов. Участие приняли 18 человек, сложно было выбрать победителя, так как все ребята молодцы, очень много было интересных и оригинальных вопросов. Сами кроссворды вы можете увидеть здесь на доске и еще несколько на втором этаже в холле на стенде. Итак, победителем конкурса становится ученик…….

 Выключен свет и на экране проецируется видео «Декларация прав ребёнка». Каждый из вас уже с рождения наделен различными правами и свободами, о некоторых из них мы уже с вами знаем из уроков обществознания и элективного курса «Конституция  - основной закон государства», а с другими познакомимся сегодня на нашем внеклассном мероприятии.

Для начала давайте поделимся на команды. И первое ваше задание придумать название команды и эмблему, только название команды и эмблема обязательно должны касаться нашей сегодняшней темы. Время на выполнение этого задания 5 минут.

Вот мы с вами и познакомились, а теперь можно и поиграть.

Задание № 1. Разминка.

Команды по очереди отвечают на вопросы.

  1. Что такое право? (Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия).
  2. Что такое юридическая ответственность?
  3. Какие документы по правам человека вам известны? (Конвенция ООН о правах ребенка; Декларация прав ребёнка)
  4. Какие органы охраны правопорядка вам известны? (Прокуратура, Следственный комитет,  Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба и др.)

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились хорошо, а теперь следующее задание на знание основного закона государства – Конституции РФ.

Задание № 2. Конституция – основной закон государства. Блиц-опрос.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя на скорость. Побеждает команда, которая быстрее и точнее ответит на большее количество вопросов.

  1. Когда была принята Конституция?  (12 декабря 1993 года).
  2. Сколько глав содержит данный документ, перечислите их  (9 глав: Основы конституционного строя;  Права и свободы человека и гражданина; Федеративное устройство; Президент Российской Федерации; Федеральное СобраниеПравительство Российской ФедерацииСудебная власть; Местное самоуправление; Конституционные поправки и пересмотр Конституции).
  3. Какие требования к кандидату на должность президента вам известны? (Кандидатом на должность Президента Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет).
  4. Назовите форму правления и политический строй России  по Конституции РФ (республиканская форма правления с демократическим строем).
  5. Как называется парламент в нашей стране, и на какие 2 палаты он делится? (Федеральное собрание: совет Федерации и государственная дума).
  6. Какие требования к кандидату в депутаты вам известны? (Кандидатом на должность депутата Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, наличие права избирать).

Подведение итогов второго задания.

Задание № 3. Как ты знаешь свои права?

Учащиеся должны перечислить права ребенка, посмотрев на картинку (используется презентация, см.  приложение).

1 слайд – право на жизнь

2 слайд – право на семью

3 слайд – право на бесплатное образование

4 слайд – право на медицинское обслуживание

5 слайд -  право на отдых

6 слайд – право не подвергаться жестокому или небрежному обращению

Давайте еще раз вспомним какими правами вы наделены (включается видео ролик «Права детей в иультиках».

Подведение итогов по трём заданиям.

Задание № 4. Решение правовых задач.

Каждой команда даются задачи и время на решение этих задач (приложение № 1).

  1. Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул решил пойти работать на завод. Его мать возражает, так как считает, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть. Будет ли Илья принят на работу? (Нет, так как несовершеннолетние в возрасте 14 лет могут работать только с согласия родителей и органа опеки и попечительства).
  2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли Андрей принят на работу?  (Нет, так как заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет, возможно только в организациях кинематографии, цирка, театра и т.д. для участия в создании или исполнении произведений и только с согласия родителей и органа опеки и попечительства).
  3. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

 (Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут).

  1. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью? (с согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью.  При этом родители ответственности за него не несут. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки дете).
  2.  3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?       (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних).
  3. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).
  4. На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как  вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

(Это расценивается как мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН).

  1. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны? (Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления).
  2. Подумайте и ответьте, в каких случаях герои сказок были потребителями:

- Муха – Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар» (да)

- старик по отношению к золотой рыбке (нет, так как старик не платил рыбке за услуги)

- Робинзон Крузо на необитаемом острове (нет, он же ничего не покупал там).

10. Выберите из перечисленных ниже ситуаций, те отношения, которые регулируются трудовым правом:

- Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая там овощи и фрукты (нет).

- Марина работает в поликлинике медсестрой через сутки (да).

- Игорь делал ремонт у себя в квартире целый месяц (нет).

Задание № 5. Решить кроссворд.

Кроссворд проецируется на интерактивной доске, вопросы раздаются на листках. Ребятам на скорость предлагается данный кроссворд решить за 5 минут. Побеждает та команда, которая за это время даст наибольшее количество правильных ответов (см. приложение – презентацию и приложение № 2 - вопросы).

Подведение итогов турнира и награждение победителей.

Сегодня мы с вами вспомнили многие ваши  права, которыми наделен каждый человек. Это были и неотъемлемое право на жизнь, право на бесплатное образование и медицинские услуги. Мы решали задачи по трудовому праву и по правам потребителя. Ну и конечно мы не могли не затронуть вопрос об основном законе страны – Конституции РФ. Но каждый из вас должен помнить, что человек наделен, не только правами, но и обязанности. Своими правами и свободами вы можете пользоваться то тех пор, пока не нарушаете права и свободы другого человека (ученицей исполняется песня «Учат в школе»)

Приложение № 1

  1. Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул решил пойти работать на завод. Его мать возражает, так как считает, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть. Будет ли Илья принят на работу? (Нет, так как несовершеннолетние в возрасте 14 лет могут работать только с согласия родителей и органа опеки и попечительства).
  2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли Андрей принят на работу?  (Нет, так как заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет, возможно только в организациях кинематографии, цирка, театра и т.д. для участия в создании или исполнении произведений и только с согласия родителей и органа опеки и попечительства).
  3. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

 (Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут).

  1. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью? (с согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью.  При этом родители ответственности за него не несут. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей).
  2.  3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?       (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних).
  3. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).
  4. На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как  вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

(Это расценивается как мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН).

  1. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны? (Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления).
  2. Подумайте и ответьте, в каких случаях герои сказок были потребителями:

- Муха – Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар» (да)

- старик по отношению к золотой рыбке (нет, так как старик не платил рыбке за услуги)

- Робинзон Крузо на необитаемом острове (нет, он же ничего не покупал там).

10. Выберите из перечисленных ниже ситуаций, те отношения, которые регулируются трудовым правом:

- Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая там овощи и фрукты (нет).

- Марина работает в поликлинике медсестрой через сутки (да).

- Игорь делал ремонт у себя в квартире целый месяц (нет).

                                                                        Приложение № 2

Вопросы к кроссворду

  1. Разговор с глазу на глаз с полицейским
  2. Браслеты, но не украшения.
  3. Участковый с Дикого Запада
  4. Самый «элементарный» сыщик в мире
  5. Известный итальянский комиссар, борец  с преступностью (фильм «Спрут»)
  6. Известный, по фильму «Ш. Холмс», прибор с увеличительным стеклом
  7. Рукописный портрет преступника
  8. Если у преступника есть….., то он может спать спокойно
  9. То, что посильно только знатокам
  10. Что такое Конституция? Это основной………..государства
  11. Нечто бессмертное
  12. Как назывался метод расследования Ш.Холмса

Список используемой литературы.

1. А.И. Кравченко. Обществознание: 6 класс. - М.: Русское слово;

2. Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 6 класс. - М.: Русское слово;

3. А.Ф. Никитин. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактические материалы).

4. http://www.youtube.com/watch?v=D0lvHHHm-Jw. Видео «Декларация прав ребёнка»

5. http://www.youtube.com/user/Yanina34rus?feature=watch. Песня «Учат в школе»

6. http://po4emu4ki.ucoz.ru/ 

7. http://nsportal.ru/shkola/pravo/library/pravovoi-turnir


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок правовых знаний "Всеобщая декларация прав человека"

Конспект мероприятия для учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Всеобщая декларация прав человека" разработан учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы Филиппов...

Законы и другие нормативно-правовые акты России по обеспечению безопасности человека

Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят...

Правовой статус человека и гражданина.

Разработка занятия образовательного комплекса "Правознайка".  Форма проведения: тренинг. Блок "Правознайка-знай свои права!": права, обязанности и ответственность человека и гражданина. Може...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Правовая игра "Человек и закон"

Правовая игра "Человек и закон" может быть использована и как внеурочное мероприятие и на уроках по праву....

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...