Способ эффективного выполнения заданий - задач с открытым ответом
методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме

Методическая разработка по обществознанию по подготовке к ЕГЭ, задания с открытым ответом С7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposob_ef_fektivnogo_vypolne_niya_zadaniy_s7.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ«Арская средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

Способ эффективного выполнения заданий -  задач с открытым ответом

Учитель высшей категории

 истории и обществознания

Хуснутдинова Г.Х.

Арск 2010 г.

Содержание

  1. Теоретическое обоснование решения заданий – задач.
  2. Умения, нужные старшеклассникам для правильного решения задания – задачи с открытым ответом.
  3. Примеры решения заданий – задач (приложение).
  4. Литература.

                                                     Введение

     Экзаменационная работа по обществознанию включает задания трех уровней сложности: базового, повышенного, высокого.

     В данной работе по подготовке к ЕГЭ предлагаю рассмотреть задания высокого уровня сложности, а именно задания – задачи, содержащие условия в виде ситуации или высказывания и вопросы (требования) к ним, которые входят в третью часть работы (часть С).

      В зависимости от содержания данного задания при формулировке ответа старшеклассникам необходимо опираться на понятия изученного курса, использовать аргументацию при изложении собственного мнения. Кроме того, данные задания – задачи выборочно представляют различные содержательные линии курса обществознания. Они помогают учителю определять выпускников с наиболее высоким уровнем подготовки по предмету.

        Из практической работы выяснилось, что задания с развернутым ответом, и в частности, задания – задачи, вызывают наибольшие опасения у старшеклассников. Некоторые из них вообще отказываются от заданий части С, другие выбирают лишь некоторые из них, и только немногие приступают к решению заданий – задач с развернутым условием.

         Почему обучающиеся обходят их или не справляются с ними?

         Эти задания – задачи, как и другие задания с развернутым условием не имеют готовых вариантов ответов, а формировать собственные утверждения всегда труднее, чем выбрать из предложенного.

         Поэтому в данной работе предлагаю, исходя из актуальности тематики, помимо выявления умений при решении подобных заданий, еще и разработанные мной задания – задачи и примерные варианты их решения.

  1. Теоретическое обоснование решения заданий – задач.

 

       В экзаменационных заданиях есть две разновидности заданий – задач. Давайте рассмотрим, что их объединяет и каковы различия между ними?

Задание – задача № 1:

Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 года привело к ухудшению благосостояния населения. Наблюдался резкий рост дифференциации доходов. Вырос удельный вес расходов на питание. Ухудшилось качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала упал в России с 0,848 в 1992 года до 0,78 в 1996 году, что свидетельствует о выходе ее из ряда развитых стран.

 Укажите, о каком важнейшем показателе

экономической жизни общества идет речь?

                                               Назовите три показателя.

Задание – задача № 2:

В одной известной сказке А.С.Пушкина героиня произносит: «Не хочу быть столбовую дворянкой, хочу быть вольною царицей».

 Что она хотела изменить?

1.Семейное положение                               2. Социальный статус

3.Статусный символ                                   4. Социальное происхождение

      Как мы видим, и та, и другая задачи содержат определенную ситуацию. Необходимо, чтобы обучающийся, опираясь на знание курса, нашел неизвестное через его связь с известным.

      Таким образом, обе задачи, разные по виду имеют определенную структуру:

   а) более или менее развернутое условие.

   б) проблемный вопрос или требование, на который необходимо дать ответ, найти решение.

      В первом задании обучающимся необходимо дать полный развернутый ответ. Это задание части С. Здесь необходимо самому найти решение и аргументировать свой ответ, так как именно доказательства являются определяющим моментом в решении задач.

      Ответ:  уровень жизни населения. Его показатели, к примеру, степень неравномерности распределения доходов; здоровье людей; прожиточный минимум; для ООН – индекс человеческого развития.

       Задание, приведенное во втором примере основывается на выборе одного из четырех вариантов ответа. Это задача базового уровня, и входит в часть А экзаменационной работы.

       Ответ: Социальный статус.

       Сложность заданий – задач с развернутым ответом заключается в требовании сформулировать собственное мнение, предложение по заданному вопросу. Здесь очень важны убедительность приводимых доказательств, правильное использование в контексте ответа обществоведческих терминов и понятий, аргументация своих суждений и др.

        Таким образом, решение заданий – задач с открытым ответом должно содержать следующие требования:

         а) Решение предполагает использование определенных теоретических знаний: терминов, понятий, так как проблемы в таких заданиях становятся непреодолимым препятствием в нахождении правильного решения.

         б) Умение применять теоретические знания к конкретной ситуации, данной в условии задачи: выделять главное в задаче и определять нужную область знаний, к которой она относится.

         в) Умение четко отвечать на все поставленные вопросы. В таких случаях советую ребятам нумеровать элементы ответа, это облегчает их контроль отдельных составляющих задания.

         г) Логичность ответа, обоснованность при аргументации своей позиции. Ребята должны четко понимать, что совсем не обязательно соглашаться с приведенными оценками, высказываниями. Важно – убедительно обосновать свое отношение.

  1. Умения, нужные старшеклассникам для правильного решения задания – задачи с открытым ответом.

     Для успешного выполнению таких задач, на мой взгляд, необходимы следующие умения:

  1. Внимательное чтение и анализ текста задачи – задания.
  2. Умение найти в условии задачи ту важную информацию, которая дана в открытом и неявном виде.
  3. Определение области знания по данной проблеме.
  4. Аргументация вывода по каждому этапу решения задачи – пунктов плана.
  5. Анализ готовых решений.

Давайте рассмотрим на конкретных заданиях, как можно выполнять работу с применением умений.

     Задание1. Несовершеннолетние без ведома гражданина Л. Взяли «покататься» его машину, а затем возвратили ее хозяину.

Является ли содеянное ими правонарушением? В ответе приведите два аргумента.

     Решение:

  1. Читаем условие задания и вопросы к нему. Определяем, что требование задачи состоит из двух частей – является ли действие противоправным, и аргументаций этого утверждения, которые должны содержаться в ответе.
  2. Сократим информацию до минимума, выделив основное: подростки взяли машину без ведома ее владельца.
  3. Затем устанавливаем область знаний данной задачи – правоведение, а точнее – признаки правонарушения. Вспомним, что правонарушение есть акт, противоречащий нормам права, виновный наносящий вред обществу, а потому опасный в той или иной мере, влечет за собой юридическую ответственность.
  4. Далее составляем пункты плана решения задачи с аргументацией:

- Подростки совершили виновное деяние (угон транспортного средства, принадлежащего гражданину Л.)

- Отсутствие прав, что создало реальную угрозу как для жизни и здоровья самих несовершеннолетних, так и для пешеходов и других водителей.

  1. Теперь формулируем ответ, помня о том, что он должен состоять из двух частей             – утверждения и аргументации (два аргумента):
  1. Подростки совершили правонарушение, так как было совершено действие, нарушающее права собственника (угон транспортного средства)
  2. Действие подростков создали угрозу общественной безопасности.

                Следующий шаг к успешному выполнению старшеклассниками данного

 экзаменационного задания – научить их выбирать нужные аргументы. Рассмотрим       задание – задачу, где решение не является однозначным, а круг аргументов довольно широк, в отличие от предвиденной выше ситуации о правонарушении.

           Здесь потребуется логичность изложения и умение применять в данном контексте обществоведческие термины.

            Задание. Известный мореплаватель Х. Колумб искал другой путь в Индию через Атлантику. Он предполагал, что отправившись на Запад, он обнаружит желанную страну. Однако, он наткнулся на другие земли, названные им Вест – Индия. Это были острова Карибского бассейна – Сан-Сальвадор, Гаити, Куба и др. Колумб исследовал каждый остров, предполагая, что где-то рядом должна быть большая земля – вожделенная Индия.

            Какие методы научного познания применил Х. Колумб? Укажите три метода.

Решение:

  1. Читаем и уясняем, что необходимо указать три метода научного познания, примененных Х.Колумбом.
  2. Уточним термины и понятия области познания – гипотеза (предположения), теоретический анализ.
  3. Для решения задачи уточним следующие сведения: Х.Колумбу был неизвестен западный путь в Индию. От него требовалось найти в Индию более короткий путь. Он обнаружил и исследовал острова, ошибочно принятые им за Индию.
  4. Объяснение: Х. Колумб выдвинул предположение о том, что можно найти Индию, отправившись более коротким, как он считал, западным путем. Колумб предполагал, что наткнется на другие земли, исследовав острова, он выдвинул предположение, что это и есть Индия.

   Ответ: Колумб применил следующие методы: выдвижение гипотезы; теоретический анализ;   практическое исследование (наблюдение)

Еще раз проверим и убедимся в логичности построения выдвинутых предположений, а также не противоречат ли они условиям данной задачи.

  1. Примеры решения задач (приложение).

№ 1.   В государстве F верховная власть принадлежит наследственному правителю, правившему единолично. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту власти.

                   К какой форме государства и ее типу относится данное государство? Приведите три аргумента, подтверждающие этот вывод.

Ответ:   Форма правления; абсолютная монархия

  1. Наследственный правитель правит единолично
  2. Его власть не имеет законодательных ограничений
  3. В его руках полнота законодательной, исполнительной и судебной власти

    № 2.  Какова основная цель судопроизводства в России? Покажите на примерах трех    существующих  в России органов судебной власти, как она реализуется.

  Ответ:    Правосудие осуществляется только судом, ни одно должностное лицо не вправе разрешать правовые споры.

  1. Конституционный суд РФ имеет право отменять законы, противоречащие Конституции и нарушающие права граждан.
  2. Верховный суд РФ решает самые сложные дела, находящиеся в ведении общей юрисдикции, пересматривает решения, приговоры нижестоящих судов по любому делу, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Высший арбитражный суд рассматривает дела о признании недействительными актов Президента РФ, парламента, правительства, которые не соответствуют законам, нарушают права предпринимателей, а также экономические споры РФ с субъектами РФ.

№3.   За то, чтобы в наших городах, поселках, селах, районах  исправно действовала сеть коммуникаций и инфраструктуры, чтобы сохранялась окружающая среда, чтобы места нашего проживания были комфортны и безопасны, чтобы действовали учреждения образования и здравоохранения, ответственны мы сами. Эту ответственность Конституция РФ определяет, как наше право организовать свою жизнь независимо от государственной власти.

                    О какой организации идет речь? В каких формах она существует? Приведите три примера ее осуществления.

Ответ:   Органы местного самоуправления

  1. Законодательная (совет, дума и др.)
  2. Исполнительная (администрация, мэрия и др.)
  3. Развитие и благоустройство территории; разработка и принятие бюджета; охрана правопорядка; организация досугово-культурного развития и др.

   № 4.   Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

                Что лежат в основе этого монолога? Назовите три группы в классификации.

Ответ:     Социальные ценности

  1. Классификация ценностей:
  2. Высшие ценности, ценности цели
  3. Положительные и отрицательные
  4. Материальные и духовные

№ 5.   Экономика России парадоксальным образом соединяет в себе структурные черты, как сырьевого Юга, так и высокотехнологического Севера. Перечислите два признака, общих для России, стран Юга и два признака, общих для России и стран высокотехнологичного производства.

Ответ:     1) Для России и Юга:

  1. Преимущественно сырьевой характер экспорта и производства;
  1. Низкие показатели качества и продолжительности жизни;
  2. Крупномасштабная коррупция, клановость;
  3. Сепаратизм, межэтнические противоречия

    2) Для России и стран высокотехнологичного производства:

  1. Наличие высокотехнологичных отраслей промышленности;
  2. Производство разнообразного инновационного ресурса, высоких технологий и передовых разработок;
  3. Наличие высококвалифицированной рабочей силы;
  4. Высокое качество образования и науки.

Литература.

  1. Обществознание. 10 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2010
  2. Обществознание. 11 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2010
  3. Обществознание. 10 класс. А.И.Кавченко. М., Русское слово, 2006
  4. Обществознание. 11 класс. А.И.Кавченко. М., Русское слово, 2006
  5. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс, под ред. Полякова Л.В., М., Просвещение, 2008

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способ эффективного выполнения заданий - задач с открытым ответом

методическая разработка по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, задания С7...

Оценивание выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по русскому языку (из опыта работы).

Каждому учителю русского языка необходимо знать:- цели единого государственного экзамена;- структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку;- общие научно – методические п...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Устная часть.Английский язык Учитель иностранного языка МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 12 о.Муром"

ОГЭ по английскому языку в 2016 году. Изменения. Содержание устной части ОГЭ по английскому языку. Обобщенный план демонстрационного варианта экзаменационной работы по английскому языку. Образцы Задан...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена  во многом определяется...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИМетодические материалы для председателейи членов региональных предметных комиссийпо проверке выполнения заданий с развернутым ответом экз...