"Некоторые аспекты частного и публичного права"
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме
Программа курса «Некоторые аспекты частного и публичного права» предназначена для 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Курс «Некоторые аспекты частного и публичного права» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Программа предполагает и просто передачу, трансляцию имеющего опыта, накопленных знаний преподавателя, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Курс даёт возможность выйти за пределы образовательного стандарта для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к обществознанию и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_klass_nekotorye_aspekty_chastnogo_i_publichnogo_prava.docx | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В концепции структуры и содержания правового образования в школе под правовым образованием понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направляемых на достижение следующих целей.
Цели:
- создание условий для формирования у обучающихся понимания, что право – важнейший элемент общечеловеческой культуры, эталон цивилизованных отношений между людьми;
- воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.
- формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;
- формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции.
- мотивация профессионального интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.
Непосредственно в образовательном процессе эти общие цели конкретизируются в задачах:
- обучающиеся должны приобрести систематические знания в рамках данной программы;
- развитие способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу собственной позиции относительно ситуации действия;
- развитие коммуникативных способностей, конкретных умений и навыков действия в социальной сфере;
- воспитание правосознания и законопослушания.
Т.о., правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Условием решения образовательных задач являются:
- образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая формирование у обучающихся умения отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы сил в социально-правовых ситуациях; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения в дальнейшем.
- Учебные мероприятия двух типов:
- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области. Сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;
- практикумы, обеспечивающие формирование практических навыков поведения в правовой сфере реальной жизни.
В программе упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, поэтому она предусматривает использование таких форм работы как: подготовка рефератов и сообщений, работа с источниками, применение ИКТ. Программа построена на сочетании традиционных и современных подходов к проведению учебных занятий.
С учётом поставленных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании могут и должны быть следующие компоненты:
- правовые знания как основа социальных умений и навыков;
- конкретные умения и навыки действия в сфере правоотношений, в т.ч. умения действовать как по образцу, так и в нестандартных ситуациях;
- ценностные правовые ориентации как готовность личности к осознанному и активному пользованию правами, свободами, выполнению гражданских обязанностей, осознаваемых как общественные и личные ценности.
Основополагающие критерии оценивания, позволяющие комплексно оценить достижения обучающихся.
- значимость – для оценивания необходимо выбрать самые важные ожидаемые результаты (цели) курса.
- Адекватность – подразумевает точность инструмента для оценивания, его соответствие тому, что оценивается.
- Объективность, что достигается путём тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.
- Интегрирование - оценивание должно быть включено в сам процесс обучения, быть его органической частью.
- Открытость – основные требования и формы оценивания должны быть известны учащимся заранее.
- Оценивание должно быть корректным.
- Простота – формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.
Критерии оценивания компетенций учащихся.
Компетенции | |
Практически-познавательная | Коммуникативная |
Использование ранее изученного материала для познавательной деятельности. | Способность к справедливому разрешению ситуаций, требующие правового регулирования. |
Правильность понимания и способность к анализу условий задания на основе знания правовых норм. | Культура ведения дискуссии. |
Способность различать главное и второстепенное в фактах, отличать просто факт от фактов юридических, выявлять информацию, относящуюся к делу (условиям задания). | Убедительность аргументации, умение отстоять свою точку зрения. |
Способность видеть причинно-следственные связи, внутреннюю логику учебного материала и предлагаемых к разрешению ситуаций правового характера. | Красноречие. Владение языком права. |
Умение прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. | Критерий правосознания. |
Навык применения общеправовых норм к разрешению ситуаций. | Способность к анализу аргументации оппонента и её использование для построения собственной аргументации. |
Данный элективный курс является ориентационным, т.е. проводится для оказания помощи обучающемуся в его профессиональном и социальном самоопределении; помогает ему оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда.
Актуальность курса заключается в том, что эти знания востребованы в ходе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию и для формирования гражданского сознания и патриотизма.
Программа курса «Некоторые аспекты частного и публичного права» предназначена для 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Курс «Некоторые аспекты частного и публичного права» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Программа предполагает и просто передачу, трансляцию имеющего опыта, накопленных знаний преподавателя, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Курс даёт возможность выйти за пределы образовательного стандарта для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к обществознанию и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы систематически организуется проверка уровня знаний по различным разделам курса как подготовка к единому государственному экзамену. Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является итоговое тестирование и самоанализ.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах.
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса.
Регулирование поведения людей в обществе.
Ученик научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
- критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Ученик получит возможность научиться:
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства.
Ученик научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с правоотношениями;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Содержание.
Раздел 1. Право и правовая культура. – 9 ч.
Тема 1. Право, его роль в жизни общества. – 3 ч.
Понятие права. Право в системе социальных норм. Обычаи. Нормы морали. Корпоративные нормы. Религиозные нормы. Нормы права.
Право и его признаки (нормативность, общеобязательность, волевая природа права, взаимосвязь права с государством, формальная определённость, системный характер, социальная природа права).
Тема 2. Норма права. - 2 ч.
Признаки нормы права (представительно-обязывающий характер, многократность применения и длительность действия, общеобязательность).
Классификация правовых норм – разрешающие, обязывающие, запрещающие.
Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов.
Тема 3. Система российского права. – 2 ч.
Система права – это внутренняя структура права. Норма права – первичный элемент системы права. Система права складывается из отраслей, а отрасли из правовых институтов. Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм.
Основные отрасли права – государственное (конституционное), административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, процессуальное.
Публичное и частное право. Частное право регулирует сферу частных дел и интересов личности (гражданское, семейное, трудовое право). Публичное право регламентирует отношения государства, его органов с гражданами и организациями (конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права).
Тема 4. Правовая культура – 1 ч.
Срезы правовой (юридической) культуры. Право и правовые законы – основополагающая культурная ценность. Элементы правовой культуры. Формы и состояния правовой культуры.
Рубежное тестирование по разделу 1. – 1 ч.
Раздел 2. Некоторые отрасли особенной части
частного права РФ.– 3 ч.
Тема 5. Авторское право – 1 ч.
Авторское право регулируется Гражданским кодексом, является институтом гражданского права, охраняет субъективные права авторов на созданные ими произведения науки, искусства, литературы, музыки.
Признаки произведения, охраняемого авторским правом – творческий характер труда автора при создании произведения, его объективизация.
Неимущественные и имущественные права автора.
Неимущественные права – на имя, решения о публикации, произведение сокращений и изменения текста, разрешает иллюстрирование литературного произведения и решает вопрос о пригодности иллюстраций, разрешение инсценировки для театра и киносценария.
Имущественные права – получение вознаграждения (гонорара) за публикацию или публичное исполнение своих произведений.
Правила цитирования. Лицензия для проката.
Реализация прав посредством авторских договоров: издательского, постановочного, и кино – и телесценарного.
Тема 6. Изобретательское право. – 2 ч.
Изобретательское право - право на изобретение, на полезную модель, на промышленный образец и др.
Признаки изобретения – является новым, имеет изобретательский уровень, промышленно применимо.
Объекты изобретений. Отличие изобретения от открытия.
Авторы изобретения – участники его создания, вложившие творческий труд.
Патент – специальный документ, удостоверяющий право на изобретение. Выдаётся государственным патентным ведомством и действует 20 лет. Право продажи патента, передачи государству исключительного права на использование изобретения, выдачи лицензии на временное использование заинтересованной организации.
Раздел 3. Некоторые производные отрасли права РФ – 7 ч.
Тема 7. Экологическое право. - 3 ч.
Источники природно-ресурсного права РФ. Природоохранные и природоресурсные законы РФ. Основные принципы экологического права. Конституционные основы экологического законодательства. Объекты экологического права. Особо охраняемые природные объекты.
Права и обязанности граждан в сфере природопользования. Виды экологических правонарушений. Ответственность за экологические правонарушения.
Закон «Об охране окружающей среды». Лимитирование и лицензирование природопользования. Органы лицензирования. Срок действия разрешений и лицензий. Последовательность этапов получения разрешений на комплексное природопользование. Экологический паспорт. Экологический контроль и экологическая экспертиза.
Тема 8. Таможенные правоотношения – 3 ч.
Таможенное регулирование относится к ведению федеральных органов. Законодательство о таможенном деле. Система таможенных органов. Функции таможенных органов.
Таможенно-правовые нормы. Таможенная граница. Таможенная территория. Российская таможенная территория.
Принципы перемещения товаров через таможенную границу. Особый режим перемещения через российскую таможенную границу отдельных видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Запрет экспорта и / или импорта. Таможенные запреты в разных странах. Таможенные платежи.
Рубежное тестирование по разделам 2 - 3 – 1 ч.
Раздел 3. Некоторые отрасли международного
публичного права – 15 ч.
Тема 9. Международное гуманитарное право. – 2 ч.
Сущность, источники, нормы МГП. Связь между международным гуманитарным правом и Всеобщей декларацией прав человека. Женевская конвенция 1864 г. Четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. – основные источники МГП. Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца – история возникновения и деятельность. Принципы МГП. Значение МГП.
Военные и гражданские лица. Вооружённый конфликт. Военнопленные. Жертвы войны. Общие и особые положения МГП, касающиеся участия детей в вооружённых конфликтах. Международные военные трибуналы.
Нейтралитет в войне. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
Международное гуманитарное право и РФ.
Тест по теме – 1 ч.
Тема 10. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. – 2 ч.
Терроризм. Элементы терроризма – экстремистская террористическая идеология, комплекс организованных структур для осуществления терроризма в различных его формах, практика террористических действий.
Виды терроризма (политический, уголовный, националистический, воздушный, этнический, религиозный, индивидуальный, корыстный, криминальный, военный и др.)
Международный (в т.ч. транснациональный) и внутренний терроризм.
Характерные черты международного терроризма. Контртеррористический комитет в рамках Совета Безопасности ООН и др. организации. Соглашения о сотрудничестве РФ с зарубежными спецслужбами и правоохранительными органами 62 государств мира.
Тема 11. Международное космическое право. – 3 ч.
Становление международного космического права. Объект МКП – правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосударственными космическими организациями.
Предметы отношений:
- само космическое пространство, его уникальные особенности (невесомость, солнечный ветер, геостационарная орбита (ГСО). ГСО – расположена на высоте около 36 тыс. км над Землёй в районе экватора. Их использование контролируется ООН.
- естественные небесные тела.
- Искусственные небесные тела (космические аппараты, орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных телах, космический мусор).
- наземные объекты, без которых невозможна космическая деятельность.
Субъекты МКП – государства и образованные ими межгосударственные организации.
Специальные принципы МКП. Конвенция о регистрации 1975 г. Право собственности на космический объект, его части, установленную на нём аппаратуру, образцы, ценности может принадлежать нескольким государствам или международной организации, физическим и юридическим лицам.
Правовой статус космонавтов. Уголовная ответственность космонавтов.
Тема 12. Международное морское право. – 2 ч.
Понятие международного морского права. Основные принципы:
- принцип свободы открытого моря;
- принцип использования открытого моря в мирных целях;
- принцип рационального использования морских ресурсов;
- принцип предотвращения загрязнения морской среды;
- принцип свободы морских научных исследований.
Нормы режима открытого моря – право на осмотр судна, право преследования по «горячим следам».
Понятие морских пространств. Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. Борьба с пиратством. Борьба с несанкционированным вещанием из открытого моря.
Понятие и режим рыболовной зоны. Национальные правила рыболовства определяют виды промысловых рыб, устанавливают квоту вылова конкретных видов, объём вылова каждого судна в течение определённого сезона. Правовой режим портов и их акваторий.
Тема 13. Международное воздушное право. –2 ч.
Понятие международного воздушного права. Пространственная сфера действия принципов и норм воздушного права по вертикали определяется высотой 100-110 км над уровнем моря. По горизонтали делится на 2 категории – национальное= суверенное пространство, которое располагается над сухопутными и водными частями государства и открытое пространство, находящееся за пределами государственных границ.
Принципы международного воздушного права:
- принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством;
- принцип свободы полётов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ;
- принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Чикагская конвенция о требованиях к воздушным суднам всех государств без различия их национальной принадлежности.
«Свобода воздуха» для невоенных воздушных судов во время международных полётов в части осуществления коммерческой деятельности.
Тема 14. Международное уголовное право. – 2 ч.
Общие принципы международного уголовного права:
- принцип неприменения силы и угрозы силой;
- принцип мирного разрешения международных споров;
- принцип невмешательства во внутренние дела государства;
- принцип уважения прав и свобод человека;
- принцип сотрудничества.
Две группы специальных принципов.
Определение международного преступления. Три группы международных преступлений. Наступление международной уголовной ответственности за:
- преступления геноцида;
- преступления против человечности;
- военные преступления;
- преступления агрессии.
Виды преступлений международного характера:
- рабство, работорговля и другие формы торговли людьми;
- подделка денежных знаков (фальшивомонетничество);
- незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;
- пиратство и незаконные акты против морского судоходства;
- преступления, совершаемые на борту воздушного судна;
- незаконный захват и использование ядерного материала;
- терроризм;
- легализация преступных доходов.
Действие в РФ более 20 договоров о правовой помощи . Экстрадиция.
Конвенция 1978 г. о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Страсбургская конвенция 1983 г. о передаче осужденных лиц. Положение Конституции РФ о не выдаче собственных граждан, а также иностранных граждан, если им предоставлено политическое убежище.
Итоговый тест по курсу. – 1 ч.
Литература.
- Международное публичное право. Учебник. (любое издание)
- Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА. М, «Астрель». (любое издание)
- Гражданский Кодекс РФ.
- Конституция РФ, М., 1993.
- Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в таблицах и схемах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. Любое издание.
- Международное публичное право. Учебник. (любое издание)
- Мушинский В.О. Основы правоведения. (любое издание)
- Обществознание. Пособие – репетитор. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012.
- Обществознание в вопросах и ответах. Брянск «Курсив», 2000.
- Основы правовых знаний. Учебник для 9 класса. М., «Вече», 2003.
- Основы правовых знаний. Хрестоматия по курсу. М., «Вече», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"
Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...
Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость
Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость...
Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики
Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....
Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ
Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...
элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права"
Данное календарно-тематическое планирование элективного курса "Некоторые аспекты частного и публичного права" для 10 класса составлено с указанием элементов содержания, видов деятельности учащих...
элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права. Часть 2".
Данная программа является продолжением элективного курса "Некоторые аспекты частного и публичного права" для 10 класса. Курс расчитан на 34 часа, 1 час в неделю....
Элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права. Часть 2".
В планировании указаны элементы содержания, деятельность учащихся и формы контроля....
Комментарии
Элективный курс
Светлана Николаевна, спасибо Вам за интересную программу элективного курса. Думаю, что возьму её элементы для использования в своей работе (с сохранением авторства соответственно).