Мероприятие"Защита прав потребителей"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Мероприятие "Защита прав потребителей" составлено на основе моей авторской программы "Человековедение"для 10-11 классов и успешно опробировано на уроках обществознания.Оно помогает ученикам знать свои потребительские права,умело применять их на практике,а в будущем ориентироваться в социуме.Мероприятие составлено в виде игры,в которой соревнуются две команды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_zashchita_prav_potrebiteley.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя истории МБОУ «СОШ №4»
Г.Чистополя Республики Татарстан
Беляевой Татьяны Владимировны,
учитель высшей квалификационный категории.
Мероприятие «Защита прав потребителей» разработано на основе авторской программы «Человековедение» (автор Беляева Т.В.)
для учащихся 10-11 классов. 2013г.
Цели - познакомить учащихся с такими основными правами потребителей, как право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, то есть предприятий, организаций, реализующих товары по договору купли-продажи; продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений; продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения и умения найти грамотное решение конфликта законным образом.
Основная задача – помочь учащимся ориентироваться в современном социуме.
Тип занятия – игра.
Историческая справка.
Современные формы торговли – результат тысячелетнего развития человеческой цивилизации. С каждым витком развития общества роль торговли поднималась. Общества, состоящие из представителей десятков и сотен профессий – а именно такими были общества в Древнем Египте и Шумере – без торговли существовать уже не могли. Торговля – это высокоразвитая форма обмена, появившаяся на свет, когда обмен принял денежную форму. Торговля – это ещё и способ общения. Для успешной торговли необходима охрана народов, собственности и системы юридических законов. В средние века в XIII в особенно высоко ценилось качество товаров. Ремесленники заботились, чтобы производимые изделия были высшего качества. Слава хороших мастеров распространялась за пределами города и привлекала покупателей даже из дальних местностей. Если лондонский лекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже у позорного столба на рыночной площади выставлялись изделия низкого качества. Самым распространённым наказанием были штрафы. С развитием торговли и денежного дела в руках купцов накапливались большие богатства. Самыми оживлёнными местами в Европе были ярмарки – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран, ярмарки были шумными и многолюдными.
Шоу-ярмарка.
1 скоморох:
Внимание! Внимание! Внимание!
Откровенное весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно нас ждут, друзья!
2 скоморох:
Что душа твоя пожелает-
Всё на ярмарке найдёшь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь!
Эй, не стойте у дверей!
Народ собирается-
Наша ярмарка открывается.
Сцена « Как старик корову продавал» С.Михалков
На рынке старик корову продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим корова была нужна,
Но, видно, не нравилась людям она!
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где ж наживаться, вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет проклятая, прямо беда!
-А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою
Авось продадим мы скотину твою!
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой!
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука!
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем, я Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому-
Такая скотина нужна самому.
Слово учителя.
На практике быть настоящем покупателем очень не просто. И, несмотря, на известный лозунг « Покупатель – всегда прав!», при покупке каких-либо товаров или услуг права покупателя нередко нарушаются. Тогда их приходится защищать. Дело обстоит хуже, если покупатель не знает своих прав. Тогда он рискует быть обманутым. Существуют обывательские точки зрения:
- Я ни на что не имею права, всё равно надуют.
- Имею права возмутиться, но не собираюсь тратить время и нервы на доказательства.
- Прав у покупателя много, да только все они на бумаге.
Согласно Закону о защите прав
потребителей
Мы имеем право на:
- Качество
- На безопасность
- Информацию
- Возмещение ущерба
Ребята! Сегодня проводим очередное занятие клуба « Правовой калейдоскоп». И, как вы уже поняли, тема занятия « Защита прав потребителей». Форма занятия – деловая игра. 2 команды – «Юристы» и «Правоведы» покажут нам свои знания закона и умения его принять в социуме . Жюри будет внимательно оценивать ваши ответы. Итак, вперед!
1 конкурс «Разминка»
Без подготовки надо дать определения понятий:
1 команда 2 команда
Потребитель Изготовитель
Исполнитель Продавец
Недостаток товара Существенный недостаток
Срок годности Срок службы
2 конкурс «Если..»
Перед командами разыгрываются сценки. В каждой сценке необходимо выявить нарушения «Закона о защите прав потребителей» , обдумать и определить ошибки.
1 команда – ошибки
- Нет юридического адреса.
- Нет информации о цене.
- Должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара.
- Должен взвесить столько, сколько потребует покупатель.
- Нанесение морального ущерба.
2 команда – ошибки
- Должен доставить, если нет, то возместить расходы.
- Можно без чека.
- Не месяц, 20 дней.
- Должен на время ремонта доставить аналогичный товар.
- Потребитель по искам связанным с нарушением их прав, государственную пошлину не платит.
3 конкурс «Экономические пословицы». Собери пословицу.
Время… дороже … золота.
Копейка… рубль … бережёт.
Деньги… что вода … пришла и ушла.
Не хвались… серебром … хвались добром.
Минута… час … бережёт.
Не спеши… языком … торопись делом.
4 конкурс «ОТК. Экспертиза»
Каждой команде даются товары для проведения экспертизы на предмет полной информации о товаре, расположенной на упаковке. Контрольный лист экспертизы товара.
- Название изделия.
- Государственный стандарт.
- Состав.
- Объём или вес.
- Калорийность.
- Содержание вредных для здоровья веществ.
- Цена.
- Срок годности.
- Место нахождения (юридический адрес).
- Имеются ли пищевые добавки (Е121,Е123,Е240,Е927а,Е9246), красители и консерванты.
5 конкурс «Экономическая викторина»:
10 вопросов – кто больше наберёт правильных ответов.
1 команда.
- Торговая сделка, натуральный обмен. (Бартер)
- Сделка сомнительного характера. (Афера)
- Вес товара без упаковки. (Нетто)
- Деньги, которые получателю дохода нужно уплатить государству. (Налог)
- Долговая несостоятельность. (Банкротство)
- Уменьшение начальной цены товара или услуги. (Скидка)
- То, что взято с последующей отдачей. (Долг)
- Ведомство, взимающее налоги с иностранных товаров. (Таможня)
- Ввоз в страну иностранных товаров. (Импорт)
- Как называются иностранные деньги. (Валюта)
2 команда.
- Соперничество, состояние на рынке. (Конкуренция)
- Розыгрыш по билетам. (Лотерея)
- Объявление, извещение по телевидению, на радио о товаре, услуге. (Реклама)
- То, что является предметом торговли. (Товар)
- Стоимость товара, перенесённая в деньги. (Цена)
- Бог торговли в Древней Греции. (Гермес)
- Система ставок платы за услуги. (Тариф)
- Что производит фирма «Адидас». (Спортивную одежду)
- Разность общей выручки и издержек. (Прибыль)
- «Двигатель торговли». (Реклама)
6 конкурс «Имею права»
Командам предлагается ситуация, необходимо определить права потребителя.
1 команда
По курсу движения «Булочная». Какие вопросы вы можете задать?
- «Заводской хлеб или частной пекарни?»
- Осведомлённости о свежести хлеба:
- Свежий (9%)
- Нормальный (37%)
- Ночной (52%)
- Чёрствый (0,5%)
- Отказался ответить(1,5%)
3. На самом деле продавец должен сказать дату и время изготовления хлеба ( извлечения из печи) документы.
4. Если пшеничный хлеб срок годности не более 24 часов.
2 команда
По курсу движения магазин «Бытовая техника»
Вы купили телевизор (как потом оказалось не доброкачественный).
- Мы получаем полную информацию, обговариваем условия, узнаём гарантийный срок.
- Бесплатная доставка.
- Замена на другой телевизор данной марки или на аналогичный другого типа.
- Перерасчёт цены = выплата разницы.
Вопрос: На какие товары не распространяется требование о предоставлении аналогичного товара: автомобили, мебель, электронно-бытовая техника (бритва, фены, СВЧ- печи, электрокипятильники)
7 конкурс Домашнее задание на тему «Реклама двигательной торговли».
Песня.(на мотив песни «Улыбка»)
1.Коммерсантов много развелось
Всю страну оденут и обуют,
Но уж так вот в жизни повелось-
Как обычно нас с тобой они найдут
Но тогда наверняка,
Вдруг заплачут облака,
И польётся с неба долгожданный дождик
Заживём мы все тогда,
Как в застойные года
И доярка, тракторист и культработник.
2.Если дождик всё же не польёт
У Америки мы помощи попросим
Нам Обама в посылочках пришлёт
Марс и Баунти, и Сникерс между прочим.
И тогда наверняка,
Заживём мы все, друзья,
Сварим кашу мы из Марса вместе с Твиксом.
Сникерс с хлебом пожуём,
Херши – Колою запьём
И за это всем нам стоило родиться.
8 конкурс «Права и обязанности покупателя и продавца»
Учебно-правовая ролевая ситуация
Условия предлагаемой ситуации | Деятельность учащихся в учебно-правовой ситуации |
1.Покупатель отбирает ряд товаров, идёт к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает | Учащимся предлагается ответить на вопросы: -Каковы дальнейшие действия покупателя? -Согласен ли продавец с таким поведением покупателя? Исполнители ролей покупателей предлагают варианты поведения |
2.Покупатель подошёл к кассе, расплатился за покупки, отошёл и выронил купленные яйца | -Каковы действия покупателя и продавца? Обсуждение аналогично предыдущему |
Учебно-правовая ситуация
Работа преподавателя | Работа учащихся |
Определение сюжета: «Вы приобрели вещь (сапоги, холодильник, то есть любую вещь длительного пользования. Дома через некоторое время обнаружили дефект.) | Задание: Определите, каковы будут ваши дальнейшие действия. Распределение ролей ( покупатель некачественного товара, продавец, производитель.) |
Комментарий учителя: Выявление стереотипов поведения через проигрывание сюжета | Предполагаемые ответы: 1.Купили товар в частном торговом киоске, у частного торговца на улице, в государственном магазине. 2.Вспомнили о наличии гарантийного талона и чека. |
9 конкурс Компьютерных презентаций «Моя семья и Закон о защите прав потребителей».
Приложение к мероприятию.
Раздаточный материал для учащихся.
1.Заповеди продавца
1. Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен.
2. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине.
3. Продавец не должен показывать товары молча.
4. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.
2.Закон РФ «О защите прав потребителей»
Статья 13. Возмещение морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Статья 16.Судебная защита прав потребителей
Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
3.Гражданский кодекс РФ (излечение)
Статья 459. Переход риска случайной гибели товара
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме.
4.Словарь.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение приобрести или заказать, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Продавец – это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.
Изготовитель – это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителю.
Недостаток товара – это несоответствие его стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям.
Существенный недостаток – это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствие с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо проявляется вновь после его устранения.
Материальный ущерб – это всё то, что связано с денежными затратами потребителя ( затраты на ремонт, на лечение, на доставку и так далее).
Моральный вред – это те переживания, страдания, которые испытывает человек, если его права нарушены.
Как защитить свои права.
Схема
Можно добиться полного возмещения убытков, морального ущерба
Суд
Можно получить совет, помогут составить исковое заявление в суд и др.
Отдел защиты прав потребителей в местной администрации
Самостоятельно
Как защитить свои
права
Разъясняет свои права, даёт совет, помогает составить документы, может защищать в суде. Адвокат (юрист)
Можно устно разъяснить свои законные требования, предъявить письменную претензию
В Чистополе
- Управление Министерства торговли внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан по Чистопольскому району и городу Чистополю. Адрес: ул. К.Маркса д.161а, телефон 5-14-39
- Чистопольский городской суд, телефон 5-44-69
- ЦГСН. Адрес: ул. Фрунзе д.24, телефон 5-32-98
Слово жюри.
Итоги. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав потребителя.
Кто такой грамотный потребитель?...
Урок-презентация по обществознанию в 9классе "Защита прав потребителей".
Тема: КУЛЛАНУЧЫ ХОКУКЛАРЫ. КУЛЛАНУЧЫ ХОКУКЛАРЫН ЯКЛАУ.Максат:- гражданнар кодексы һәм “Кулланучының хокукларын яклау турындагы” закон нигезендә укучыларны кулланучының төп хокуклары ...
урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"
"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...
Защити права потребителя
Сценарий выступления ребят из социально-экономического класса на Дне защиты прав потребителей...
Разработка открытого мероприятия "День защиты прав потребителя"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10770388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;"}}]] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...
Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")
Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...
Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"
Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...