Религиозное многообразие и сосуществование религий в современном мире
методическая разработка по обществознанию по теме

Мероприятие проходит в течение 2-х академических часов с одним перерывом. Логически делится на две части. Первая часть посвящена вопросам касающимся происхождения, роли религии, мировым религиям. Основа – заранее подготовленные доклады по темам:

  • происхождение религии;
  • христианство;
  • ислам;
  • буддизм.

Вторая часть посвящена современному положению религии. Проходит в виде свободной дискуссии с опорой на слайды презентации.

Ожидаемые результаты:

1.Практическое применение и закрепление  знаний, полученных на уроках истории, обществознания, в результате самостоятельной поисковой деятельности.

2.Развитие интереса к изучению истории и культуры своей страны, знакомство с новыми информационными ресурсами.

Формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput.doc59 КБ
Office presentation icon disput.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Диспут для учащихся старшей школы

«Религиозное многообразие
и
сосуществование религий
в
современном мире»

Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности
в Санкт-Петербурге (программа «Толерантность»)

Подготовка и проведение:

Герасимов А. С., учитель истории и обществознания гимназия № 155 Центрального района СПб


1. Паспорт внеклассного мероприятия.

Вид мероприятия:

Школьный диспут

По целям учебной деятельности

Межпредметный

По типу организации

Развивающий, метапредметный

По предметной области

Обществознание, история

По продолжительности

2 академических часа

По количеству участников

Учащиеся 10, 11 класса гимназии, гости.

Целевая группа

Учащиеся старшей школы

Тип деятельности учащихся

Творческая, проектная

Формируемая компетентность

Коммуникативная, образовательная, познавательная, информационная

Проблема (почему проводим)

Обострение межэтнических и межконфессиональных отношений в российском обществе, в частности в Петербурге.

Цель

Способствовать формированию у учащихся толерантной модели поведения, в т.ч. веротерпимости.

Задачи

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие интереса к истории, культуре, традициям народов России.

Формирование навыков общения и позитивных эмоциональных отношений между участниками мероприятия.

Развитие навыков поиска новой информации и использования имеющихся знаний в новых условиях.

Ожидаемые результаты

Практическое применение и закрепление  знаний, полученных на уроках истории, обществознания, в результате самостоятельной поисковой деятельности.

Развитие интереса к изучению истории и культуры своей страны, знакомство с новыми информационными ресурсами.

Формирования коммуникативной компетенции учащихся.

2. Краткий сценарий.

Мероприятие проходит в течение 2-х академических часов с одним перерывом. Логически делится на две части. Первая часть посвящена вопросам касающимся происхождения, роли религии, мировым религиям. Основа – заранее подготовленные доклады по темам:

происхождение религии;

христианство;

ислам;

буддизм.

Вторая часть посвящена современному положению религии. Проходит в виде свободной дискуссии с опорой на слайды презентации.

Часть первая.

Выступление ведущего (учитель).
Приветствие участникам и гостям; описание мероприятия, постановка проблемы; представление участников первой части диспута.

Выступление первого докладчика. Возникновение и функции религии; древнейшие формы политеистических религий.

Выступления о мировых религиях 2, 3  и 4 докладчика. Доклады строятся их модулей: время возникновения, основатель религии, священство, священные книги и предания, течения, этическая составляющая вероучения.

Ведущий подводит итог первой части. Множество общих черт объединяет мировые религии, что создает основу для их мирного сосуществования.

Часть вторая.

Ведущий организует обмен мнений участников таким образом, чтобы придти к выводу, что так называемые религиозные разногласия в подавляющем большинстве не имеют религиозной основы. Они связаны с явлениями ксенофобии, низким культурным уровнем, бытовым национализмом. Религиозная риторика является прикрытием этих явлений.

Литература.

Мифологический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политическая литература, 1986.

Буддизм. Сер.: религии мира. М.: Книжный дом, 2009.

Буддизм, дзен-буддизм. От «А» до «Я». Сер.: Мировая культура. М.: Восток-Запад, АСТ, 2007.

Афоризмы Будды. М.: Гелеос, Капитал Трейд Компании, 2010.

Ислам. Сер.: религии мира. М.: Книжный дом, 2009.

Ислам Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.:Владос, 2003.

Гончарова А. И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 1988. №5

Дискуссия на современном уроке. Методические рекомендации. М., 1989.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Оборудование.

Интерактивная доска (экран), мультимедиа проектор, соответствующее программное обеспечение для подготовки и показа презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Религиозный состав населения мира. Религия и терроризм"

Урок по географии "География религий мира. Религии и терроризм" имеет ярко выраженный воспитательный акцент. Особенно актуален в настоящее время....

Культура и религия. Религиозное искусство

Занятие на спецкурсе по изучению Основ мировых религиозных культур в 5 классе...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"

В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой.  Используются презентации священных...

Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

«Религии в мире и мир в религиях»

Цели мероприятия:Представить целостную картину взаимодействия в религиях разных народов;способствовать повышению духа патриотизма и уважению к иноверцам;развивать чувство толерантности и миролюб...

Презентация к уроку "Возникновение искусства и религиозных верований" (история Древнего мира, 5 класс)

Данная презентация позволит проиллюстрировать изучаемый материал по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"...