примеры текстов С1-С4
материал по обществознанию (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
(А. Пороховский)
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Задания к фрагментам текста (С1-С4).
№ | С1 | С2 | С3 | С4 |
Характеристика задания | направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. | на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.). | требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. | направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему). |
Пример | Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте? | Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. | Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. | Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера. |
Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания
В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад лежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли тературе рекомендациями.
«Следует помнить:
- если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;
- если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;
- если основой текста являются оценочные суждения, яв но показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;
- если представлены количественные показатели, отра жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ екта, это статические материалы;
- если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо сти, политический документ;
- если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).
Как работать с текстом на экзамене
1. С чего начинать работу с текстом?
Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.
Важно в процессе предварительного чтения четко опреде лить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред полагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста?
Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».
3. В каком порядке отвечать на вопросы?
Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в ко тором они представлены в работе. Выполнить по следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
- внимательно прочитать задание;
- понять, что именно требуется для успешного ответа;
- уяснить, из каких частей складывается задание;
- стараться выполнить все задание;
- если вы можете ответить только на часть задания, обяза тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
- не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
Ответ
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть названы следующие функции: 1) борьба с монополиями; 2) поддержка и развитие конкуренции; 3) поддержка стабильности рыночной системы. | |
Указаны три функции | 2 |
Указаны две функции | 1 |
Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления: - благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы; - расширение производства общественных благ; - создание правового поля в финансовой сфере. 2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: - принятие Гражданского кодекса (правовое поле); - борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат); - проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ). Могут быть приведены другие примеры | |
Названо три явления, одно проиллюстрировано примером | 2 |
Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером | 1 |
Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции: 1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования; 2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя; 3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг; 4) стимулирует снижение затрат производства. Возможны иные правильные ответы. | |
Указаны три позиции | 3 |
Указаны две позиции | 2 |
Указана одна функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики; 2) приведены два аргумента, например: в демократическом обществе - налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом; - судебная система обеспечивает правовую защиту граждан. 3) в качестве пояснения приведен пример, допустим: - предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия; - избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам. Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры | |
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример | 3 |
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример | 2 |
Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример | 1 |
Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.
Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…
Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…
Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…
(Макс Вебер)
С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.
С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.
С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.
С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответ должны быть вписаны определения политики: 1) в широком смысле («все виды деятельности по самостоятельному руководству»); 2) в авторском изложении (руководство политическим союзом «государством», стремление к участию во власти). | |
Приведены два определения | 2 |
Приведено одно определение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть указаны следующие субъекты политики: 1) банки; 2) профсоюзы; 3) городская и сельская община; 4) правление корпораций; 5) «умная жена». | |
Указаны четыре субъекта | 2 |
Указаны два-три субъекта | 1 |
Указан один субъект, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) характеристики государства: - государство есть отношение господства; - государство есть инструмент постоянного управления; 2) условия осуществления власти государством: - государство требует установки человеческого поведения на подчинение; - государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления; - государство использует как средство господства легитимное насилие. | |
Приведены две характеристики и два условия | 3 |
Приведены две характеристики и одно условие, ИЛИ одна характеристика и два условия | 2 |
Приведена одна характеристика и одно условие, ИЛИ две характеристики, без указания условий, ИЛИ два условия без указания характеристик | 1 |
Приведена одна характеристика без указания условий ИЛИ одно условие без указания характеристик ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть приведены примеры: 1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН); 2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов), 3) социальная политика (проведение пенсионной реформы). Возможны иные верные позиции. | |
Указаны и проиллюстрированы примерами три направления | 3 |
Указаны два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них | 2 |
Указаны одно – три направления и проиллюстрировано примерами одно из них | 1 |
Указано(-ы) направление(-я) без примера, ИЛИ приведен (-ы) пример (-ы) без указания направления ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
C3.Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
C4.В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
| |
Указана черта, названы два направления | 2 |
Указана черта, названо одно направление | 1 |
Названы одно-два направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
Может быть приведено другое объяснение. | |
Названы два условия, и дано верное объяснение | 2 |
Названо одно условие, и дано верное объяснение | 1 |
Названы одно-два условия, объяснение не дано, ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
C3.Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры. | |
Дано определение, и приведены три примера | 3 |
Дано определение, и приведены два примера | 2 |
Дано определение, и приведен один пример, ИЛИ приведены три примера без определения | 1 |
Дано определение без примеров, ИЛИ приведены один-два примера без определения, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C4.В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть указаны три проявления, например:
Могут быть указаны другие проявления. | |
Указаны три верных проявления | 3 |
Указаны два верных проявления | 2 |
Указано одно верное проявление | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Ответ
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений: - рост числа разводов; - увеличение количества неполных семей. | |
Правильно указаны две черты | 2 |
Правильно указана одна черта | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе называются сферы общества: -социальные отношения; -экономика. Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы. | |
Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия | 2 |
Правильно названы сферы общества | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть названы следующие причины: -сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца; - усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности; - женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома. | |
Правильно указаны три причины | 3 |
Правильно указаны две причины | 2 |
Правильно указана одна причина | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая). Могут быть названы такие ее признаки: - совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи; - более равномерное распределение семейных обязанностей. | |
Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака | 3 |
Правильно назван тип семьи, указан один ее признак | 2 |
Правильно назван тип семьи | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной <…> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <…>; здесь развертывается производство идей <…>; здесь в значительной степени происходит и их потребление <…>
Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, <…> единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.
(С.Э. Крапивенский)
С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
С4. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) духовные потребности; 2) духовное производство (производство идей); 3) потребление духовных ценностей. | |
Названы три элемента при отсутствии неправильных позиций | 2 |
Названы два элемента | 1 |
Назван один элемент, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания в его целостности»; 2) функции духовного производства: - совершенствование остальных сфер жизни общества; - производство знания о знаниях; - его распространение (трансляция); - производство общественного мнения. | |
Названы цель и две функции духовного производства | 2 |
Названа цель и одна функция духовного производства ИЛИ две функции духовного производства без указания цели | 1 |
Названа только одна цель или одна функция духовного производства, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть приведены примеры: 1) разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ (совершенствование экономической сферы); 2) создание социальных учений, оказавших влияние на развитие общества (совершенствование социальной сферы); 3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы). Возможны иные правильные ответы. | |
Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни | 3 |
Приведены два примера для разных сфер общественной жизни | 2 |
Примером (примерами) проиллюстрирована деятельность в одной из сфер | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы: 1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т.е. изначально содержит определенную оценку, отношение; 2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты; 3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей; 4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам. Возможны иные, имеющие основания, аргументы. | |
Даны три аргумента | 3 |
Даны два аргумента | 2 |
Дан один аргумент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Федеральный закон об образовании (извлечение)
Ст. 14 Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?
С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?
С3.Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?
С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.
С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Ответ должен содержать следующие позиции: 1)обеспечение самоопределения личности; 2)развитие общества; 3)укрепление и совершенствование правового государства. | |
Правильно указаны три позиции при отсутствии неверных | 2 |
Правильно указаны одна-две позиции при отсутствии неверных ИЛИ правильно указаны три позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) | 1 |
Правильно указаны одна-две позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Ответ должен содержать следующие позиции: права обучающихся на: 1)получение ими профессии и соответствующей квалификации в системе профессионального образования; 2)свободный выбор мнений и убеждений: права образовательных учреждений: 3) самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу обучения; 4) на дополнительные образовательные услуги. | |
Правильно указаны три-четыре позиции | 2 |
Правильно указаны две позиции | 1 |
Указана одна позиция; ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Ответ должен содержать следующие возможные варианты: 1) профессиональное образование; 2) общее образование; 3) дополнительное образование и примеры каждого из них. | |
Перечислены три возможных варианта и приведены примеры каждого из них | 3 |
Перечислены два-три возможных варианта и приведено менее трех примеров | 2 |
Приведен один возможный вариант с примером | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например: 1) приобретаются знания, необходимые гражданину; 2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам; 3) принимаются ценности правового государства; 4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права. | |
Правильно указаны две-три позиции и приведены соответствующие примеры | 3 |
Правильно указана одна позиция и приведен соответствующий пример | 2 |
Правильно указана одна позиция, пример отсутствует; или дан частный пример без обобщения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
С2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
С4. Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть приведены следующие определения науки: 1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»; 2) «система знаний и вид духовного производства»; 3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»; 4) «отдельные отрасли научного знания». | |
Приведены три определения | 2 |
Приведены два определения | 1 |
Приведено одно определение ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной; 2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования. | |
Дан ответ и указана причина | 2 |
Дан ответ без указания причины | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть указаны такие проблемы, например: - проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.); - процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.); - экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.). Могут быть указаны и другие проблемы | |
Указаны три проблемы и науки, их изучающие | 3 |
Указаны две-три проблемы и науки, изучающие две из них | 2 |
Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть приведены, допустим, такие примеры: 1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования; 2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей; 3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости. Могут быть приведены другие примеры. | |
Приведены три примера | 3 |
Приведены два примера | 2 |
Приведен один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4. |
Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.
Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.
При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.
(Б.Н. Чичерин)
C1
К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?
C2
Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».
C3
Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий
C4
Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.
C1
К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны быть следующие позиции: 1) призыв к участию в государственных делах; 2) источник: взаимодействие разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. | |
Указаны обе позиции | 2 |
Указана любая одна из позиций | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
C2
Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть указаны условия: 1) наличие дисциплины в партийных рядах; 2) наличие организации для совокупного действия; 3) наличие политической свободы; 4) развитие «политического смысла» (осознание своих интересов); 5) определение основных направлений деятельности; 6) наличие объединений людей около некоторых созданных ими начал; 7) выработка политических нравов. | |
Указаны четыре условия | 2 |
Указаны два – три условия | 1 |
Указано одно условие, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
C3
Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) характеристика организованных и неорганизованных партий:
2) пример деятельности партии, например:
Могут быть приведены и иные адекватные примеры. | |
Приведены обе характеристики и пример | 3 |
Приведена одна характеристика и пример | 2 |
Приведены обе характеристики без примера, | 1 |
Приведена одна характеристика без примера, | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C4
Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) отрицательный ответ (автор не разделяет данное мнение); 2) положение текста: «Не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством»; 3) пример, подтверждающий справедливость суждения автора, например, указана одна из стран, приступивших к строительству демократии, в которой происходили досрочные выборы, были неустойчивы партийные коалиции в парламентах. Может быть приведен другой пример. | |
Приведены ответ, положение текста и пример | 3 |
Приведены ответ и пример, ИЛИ положение текста и пример | 2 |
Приведены ответ и положение текста без примера, ИЛИ пример без ответа и положения текста | 1 |
Приведен только ответ или только положение текста, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |