Задания по обществознанию для 9 класса
материал по обществознанию (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Прочитайте текст – пояснение
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых отношениях, в отношениях межклассовых, международных и др.
В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально – всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что даёт возможность моральным требованиям составить ценностный базис общества и взаимоотношений между людьми. Они поддерживают определённые устои, строй жизни, способы общения.
(Из «Словаря по этике»)
В каких сферах общественной жизни мораль регулирует поведение человека?
- Распределите приведённые ниже понятия, отражающие связь морали с политикой, правом, религией, искусством и представлениями о прекрасном (эстетикой), по графам таблицы:
Сотрудничество, принуждение, смирение, законность, господство, достоинство, изящность, ожесточение, предрассудки, властолюбие, прогресс, патриотизм, милосердие, покаяние, клевета, плюрализм, сострадание, идейность, музыкальность, миролюбие, равенство, свобода, раскаяние, цинизм, скептицизм, духовность, демагогия, вероломство, солидарность, вандализм, корысть, терпимость, фанатизм, аскетизм, тщеславие, коварность, безверие, признание, конфликтность, агрессивность, равнодушие, лицемерие, страх, уравновешенность, предательство, спекуляция, вымогательство, восхищение (картиной художника), подозрение, разногласие, доверие, благочестие, надменность, паразитизм, спесь, покорность, мировоззрение, принуждение, судьба, настрой, угнетение, порок.
Таблица:
Морально – политические понятия | Морально – правовые понятия | Морально – религиозные понятия | Морально – эстетические понятия |
Ознакомьтесь с высказываниями и поговорками об общении людей и выполните предложенное в конце текста задание.
- Делай хорошее для других – станешь сам лучше.
- Выдержанность – это привычка к строгому порядку.
- Хорошо тогда, когда учение и труд рядом идут.
- Целеустремлённость – положительная черта характера человека.
- Долг школьник – упорно овладевать знаниями.
- Для того, чтобы научиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
- Достоинство и честь человека – в ответственности за свои поступки.
- Худо тому, кто добра не делает ни кому.
- Береги честь смолоду.
- Стремиться к нравственному совершенству – делать добро.
- Скромность украшает человека и высоко ценится людьми.
- Дружба требует верности, преданности и равноправия.
- Хорошими и добрыми поступками не хвастаются – их просто делают!
- Плати добром за добро!
- Требуя вежливости от других – будь вежлив сам.
- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
- Правда и кривда врозь живут.
- Тот дом добр и хорош, где хороши и добры обитатели.
- Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
- Высокомерие – надменное и презрительное отношение к другим людям.
- Быть равнодушным – быть безнравственным.
- Посеешь поступок – пожнёшь характер.
- Дал слово – держи его!
- Находишься среди людей – не забывай о вежливости и такте.
- Мораль – совокупность принципов норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
- Дисциплинированность школьника – это соблюдение учащимся правил поведения в школе и вне её, чёткое и организованное исполнение им своих обязанностей.
- Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
- Самоконтроль – основа нравственного поведения человека.
- Чего в другом не любишь, того и сам не делай (золотое правило общения).
- Одна из важнейших функций морали – оценочная.
- Нравственная культура людей – моральная ценность общества.
- Основы нравственных установок и правил закладываются с детства.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Моральное требование получает отражение в моральном сознании человека в виде соответствующих правил (заповедей, повелений и т.п.).
Выпишите встречающиеся нравственные понятия из приведённых выше моральных суждений в таблицу по следующей форме:
Понятия о нормах нравственного поведения | Понятия о личных нравственных качествах | Понятия о принципах морали | Понятия о нравственных идеалах |
Задания по теме «Добро и зло»
- Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботится о другом человеке. Выскажите, как вы понимаете это утверждение, раскройте его смысл. Докажите, что в нём заложен критерий морального поведения.
- Один мудрее говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Объясните, что вы лично отнесёте к полезному добру, к приятному и к истинному. Приведите примеры.
- «Добро должно быть тоже с кулаками» - так написано в одном из стихотворений. Но многие не соглашались с такой позицией и критиковали автора за эти строки. И приводили свои аргументы: добро должно быть добрым, а кулаки – это принадлежность зла. В противном случае добро не отличается от зла. Выскажите ваше мнение. Ответ обоснуйте.
- «Человека уважают за разум, а любят за доброту». Раскройте её смысл. Почему за доброту любят, а за разум – уважают? В чём тут дело?
Задания по теме «Добро и зло»
- Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботится о другом человеке. Выскажите, как вы понимаете это утверждение, раскройте его смысл. Докажите, что в нём заложен критерий морального поведения.
- Один мудрее говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Объясните, что вы лично отнесёте к полезному добру, к приятному и к истинному. Приведите примеры.
- «Добро должно быть тоже с кулаками» - так написано в одном из стихотворений. Но многие не соглашались с такой позицией и критиковали автора за эти строки. И приводили свои аргументы: добро должно быть добрым, а кулаки – это принадлежность зла. В противном случае добро не отличается от зла. Выскажите ваше мнение. Ответ обоснуйте.
- «Человека уважают за разум, а любят за доброту». Раскройте её смысл. Почему за доброту любят, а за разум – уважают? В чём тут дело?
Задания по теме «Добро и зло»
- Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботится о другом человеке. Выскажите, как вы понимаете это утверждение, раскройте его смысл. Докажите, что в нём заложен критерий морального поведения.
- Один мудрее говорил, что существует три типа добра: полезное, приятное и истинное. Объясните, что вы лично отнесёте к полезному добру, к приятному и к истинному. Приведите примеры.
- «Добро должно быть тоже с кулаками» - так написано в одном из стихотворений. Но многие не соглашались с такой позицией и критиковали автора за эти строки. И приводили свои аргументы: добро должно быть добрым, а кулаки – это принадлежность зла. В противном случае добро не отличается от зла. Выскажите ваше мнение. Ответ обоснуйте.
- «Человека уважают за разум, а любят за доброту». Раскройте её смысл. Почему за доброту любят, а за разум – уважают? В чём тут дело?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические задания по обществознанию, 9 класс
Практические задания помогут на уроке при изучении темы "Конституция Российской Федерации"...
Тестовые задания по обществознанию. 10 класс.
44 диагностические работы....
Ответы к олимпиадным заданиям по обществознанию 10 класс
Преподавателям полезно знать ответы на предлагаемые вопросы, т.к. иногда случаются неожиданные....
Олимпиадные задания по обществознанию 11 класс
Предлагаются задания для подготовки старшеклассников к олимпиадам....
Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Социальная сфера"
Материал содержит тестовые задания ко всем урокам темы. Удобно использовать для проверки знаний и при подготовке к экзаменам...
Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Личность и общество"
Материал содержит тестовые задания по всем урокам темы. Удобно использовать при проверке знаний и при подготовке к ГИА....
Олимпиадные задания по обществознанию (5 класс)
Олимпиадные задания по обществознанию для 5 класса (школьный этап)...