Проблема подготовки выпускников к экзамену по обществознанию в 2012 году при выполнении типовых заданий В2 ,В8 и С8 раздела "Политика ".
методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме
Методический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2012 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_cel_ege_po_obshchestvoznaniyu_v_2012_godu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель ЕГЭ по обществознанию в 2012 году, как и в прошлые годы,- выявить с помощью комплекса заданий и в рамках стандартизированной процедуры уровень подготовки по предмету каждого экзаменуемого. В 2011 году экзамен по обществознанию сдавали 405498 человек по РФ [C.5; 1] , в Ленинградской области 3319 выпускников [C.2; ] , во Всеволожском районе 325 человек, в МОБУ « Сертоловская сош №1» -33 выпускника из 52. Данные статистики , приведенные в аналитических отчетах по результатам ЕГЭ 2011 года , показывают , что в разделе «Политика» находится круг вопросов, которые вызывают особые трудности при сдаче экзамена , а следовательно требуют особого внимания и подготовки.
Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы:
-понятие власти;
- государство, его функции;
-политическая система;
-типология политических режимов;
- демократия, её основные ценности и признаки;
- гражданское общество и государство;
- политическая элита;
-политические партии и движения;
- средства массовой информации в политической системе;
- избирательная кампания в РФ;
- политический процесс; политическое участие;
- политическое лидерство;
- органы государственной власти РФ;
- федеративное устройство России. [С.4; 4]
Наибольшие трудности вызывало распознавание компонентов политической системы ( в одном из вариантов с таким заданием справились только 20% экзаменуемых.)[C5-6; 1] и
в начале изучения темы на уроках в Сертоловской школе тоже процент был невелик. Педагогический опыт показывает, что условием успешного выполнения такого рода понятий является конкретизация известным школьным материалом всех структурных единиц, образующих данную категорию. Очевидно, что в условиях ограниченного учебного времени именно это звено исключается из учебной работы.
При выполнении заданий , связанных с характеристикой понятия» политическая система» , важно помнить, что она представляет собой совокупность политических институтов, связей, отношений и норм, связанных с осуществлением властных полномочий в обществе. Политическая система – комплексное понятие, включающее в себя институциональную составляющую ( примером политических институтов выступают государство, партии, СМИ, общественные организации и движения, группы давления- лоббистские организации и др.), коммуникативную составляющую (политические связи и отношения между институтами); нормативную составляющую (разнообразные нормы и правила, регулирующие поведение субъектов политической деятельности, политическая идеология и культура).
По содержательному элементу «Признаки , формы, функции государства»затруднения у выпускников вызывали задания , в которых требовалось распознать формы государства; государственно-территориальное устройство , формы правления и политические режимы.
Продолжается путаница у выпускников и с базовой терминологией, хотя уже с 8 класса они знакомятся с ней. Очевидно, что этот момент требует отработки на уроках.
Традиционные затруднения выявились при распознавании характерных черт и признаков избирательных систем (мажоритарной и пропорциональной, смешанной). Черты и признаки основных избирательных систем – один из традиционных и широко представленных во всех типах и форматах заданий ЕГЭ материал, который необходимо отрабатывать , привлекая материал из политической современной России. Несомненно, что одним из условий правильного выполнения заданий является отличное знание теории, но очень часто бывает, что выпускник знает материал, а на практике не может применить свои знания. Также вызывают затруднения вопросы, связанные с органами государственной власти , федеративным устройством России, СМИ в политической системе и др.
В соответствии с изменениями в КИМ 2012года рассмотрим типовые задания разного уровня сложности В2, В8- базового уровня и С8- высокого уровня .
Задания группы В2 – это задания на исключение двух лишних терминов из ряда . Требует от учащихся хорошего знания понятийного аппарата обществоведческого курса и умения логически мыслить, устанавливать аналогии, группировать понятия.
В процессе обучения на уроках необходимо основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся.
Эта задача лежит в русле основных целей обществоведческой подготовки , соответствует принципу компетентностного подхода, требованиям стандарта по формированию ведущих способов деятельности. Необходимо совершенствовать умения. Целесообразно разбирать задания части В с учениками на уроках, элективах или консультациях.
Пример задания В2 :
Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением двух , относятся к понятию « демократические выборы о».
1) имущественный ценз
2) тайна голосования,
3) прямые выборы
4) всеобщие выборы
5) этническая принадлежность
6) равные выборы
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 5.
Выпускникам важно знать, чтобы не допускать ошибок, что демократические выборы характеризуются всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право означает допуск к выборам всех граждан, достигших в РФ 18 лет, вне зависимости от пола, возраста , этнической принадлежности. В РФ не принимают участие в выборах лица, признанные судом недееспособными , и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по решению суда. Равное избирательное право означает, что любой гражданин, независимо от его статуса, имущественного положения и иных факторов, имеет только один голос. Прямое означает голосование избирателя непосредственно за кандидата в депутаты. Тайное голосование означает, что волеизъявление гражданина совершается свободно и тайно, без контроля со стороны государства . То есть, неверными являются ответы 1 и 5., которые выпадают из понятийного ряда и их нельзя отнести к демократическим выборам. Во время работы над заданием важно, чтобы учащиеся объясняли каждый вариант, анализировали, выделяли общее и различное.
Задания группы В8- новый тип заданий.
Задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий , представленных в перечне. Данный тип заданий продолжает линию, представленную заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение. [C.8; 5]
Выпускники должны уметь объяснять внутренние и внешние связи ( причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. [С.7; 4]
Пример задания В8 :
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда , и запишите цифру , под которой оно указано.
1. Демократия
2. плюрализм
3. равноправие граждан
4. народовластие
5. система разделения властей
Ответ: 1.
Для выполнения задания необходимо знать, что под демократией в современной политической науке понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником власти и субъектом власти; его характерные признаки. Выполняя задание, необходимо уметь выделить черты политического режима: плюрализм( наличие различных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции), равноправие граждан( их равной возможности участия в политической жизни страны), народовластие(признание народа источником власти), разделение властей(различные ветви достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры).А демократия -обобщающее понятие, ведь
все выше перечисленное является чертами именно этого политического режима.
Так как этот вид задания новый, то , конечно, он требует особого внимания, чтобы учащиеся сформировали умения выполнять задания этого типа.
Процесс передачи обществоведческих знаний , стимулирующий интеллектуальную активность учащегося ( не сводимый к пассивному слушанию лекции и пересказу изученного), мало, чем отличается от процесса передачи математических, химических и др. знаний. Основу современного обучения наряду с освоением теоретических знаний составляет организация деятельности учащихся по решению разного типа заданий. Использование такого рода деятельности стало возможным в преподавании обществознания, благодаря требованиям ЕГЭ. [C.2; 7]
С8- задание высокого уровня сложности . Это задание , требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные связи, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов. [C.6; 5]
Выполнение такого рода задания предполагает : а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Задание С8 дает возможность проверить насколько успешно выпускник овладел умением комплексно представлять область обществознания, видя в ней и отдельные компоненты, аспекты.
По данным «Аналитического отчета ФИПИ по итогам ЕГЭ по обществознанию в 2011г» 0 баллов получили 53,28 % , 1 балл- 29,44% , 2балла- 17,28%. [C28; 1] , т.е. надпредметным учебным умением составлять развернутый план по конкретной теме не овладели более половины участников ЕГЭ. По данным «Аналитической справки по Всеволожскому району» за 2012г. к заданию С8 не приступили или не выполнили-60%.
Почему же такой низкий результат? В первую очередь это говорит о том, что у многих учеников не сформированы общеучебные умения по составлению сложного плана. Поэтому можно было встретить однотипные, бессодержательные планы, например «Вступление. Основная часть. Важные факты. Итоги.» и т.п., не несущие в себе обществоведческую информацию, не конкретизирующие ее применительно к обозначенной теме.
Для повышения уровня подготовленности выпускников к успешному выполнению заданий высокого уровня сложности процесс обучения должен строиться на деятельностной основе. Необходимо чаще в педагогической деятельности отрабатывать составление сложного плана. Целесообразно при изучении ряда тем , начиная с основной школы, формировать темы плана. Выделение основных идей сначала может проводиться по тексту учебника при помощи учителя. При этом вслух разбирая каждый предлагаемый учениками пункт и подпункты. Этот методический прием важен, т.к. учит видеть темы на уровне целостного восприятия, исключает «пустые» пункты плана.
Советуем при составлении сложного плана опираться на предложенную ниже последовательность действий:
- Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
- Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте каждую часть.
- В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
- Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
- В случае необходимости внесите корректировки.
- Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
- В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки. [8]
Пример выполнения задания С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Форма государства.»
Из названия темы видно, что она из раздела «Политика». Выпускник должен знать ,что
форма государства -это устройство политической организации общества, признанное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Понимать, что форма государства включает форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим. А они в свою очередь имеют свои виды и присущие им признаки.
При написании плана выпускникам желательно вспомнить примеры форм правления, политические режимы, государственного устройства, а это связь со смежными дисциплинами- например, историей. Логично отразить в пунктах плана форму государства РФ.
В 2012 году предусмотрено повышение балла за правильный развернутый ответ выпускника. Теперь максимальная оценка за задание С8 будет составлять 3 балла Повышение балла позволит учитывать предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы. [С.8; 5]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
новое в демоверсиях ЕГЭ по истории и обществознанию в 2012 году
Презентация составлена мною на основе анализа проектов демоверсий 2012 года по истории и обществознанию. может оказаться полезной при проведении подготовки выпускников к ЕГЭ....
Презентация. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ.
Экзамен –проверочное испытание по какому-нибудь учебному предметусловарь С.И.Ожегова...
Памятка для выпускников и их родителей. Как сдать ЕГЭ (советы по выполнению 25 задания на ЕГЭ по русскому языку).
В памятке содержатся рекомендации по сдаче ЕГЭ по русскому языку(сочинение). Данный материал предназначен для выпускников и их родителей....
Сертификат №03216 "Обществознание как предмет в современной школе. Эффективная подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию"
Сертификат №03216 "Обществознание как предмет в современной школе. Эффективная подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию". Департамента образования г.Москвы. Автономная некоммерческая организация...
Сопроводительные материалы для подготовки выпускников к экзамену по биологии
Методические разработки в помощь учителю для подготовки выпускников к экзамену по биологии в 2017г....
Организация психологической подготовки выпускников к экзаменам
В презентации представлен опыт работы педагога-психолога по подготовуке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ...
ЕГЭ Математика Алгоритмы выполнения типовых заданий
Ссылка для скачивания пособия, в котором предлагается пошаговая подготовка к ЕГЭ по математике, имеются подробные решения типовых заданий, а также задания для самостоятельной работы по каждой теме....