Урок обществознания в 8 классе "От хозяйства Робинзона к экономике"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Методическая разработка урока обществознания в 8 классе с применением ИКТ по учебнику "Введение в обществознание 8 - 9 кл" под ред. Л.Н.Боголюбова для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида: визитная карточка урока, ход урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал, критерии и лист оценки деятельности учащегося на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
визитная карточка урока | 591 КБ |
hod_uroka.doc | 99.5 КБ |
ot_hozyaystva_robinzona_k_ekonomike.ppt | 880.5 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 27.5 КБ |
kriterii_ocenki_deyatelnosti_uchashchegosya_na_uroke.doc | 30.5 КБ |
list_ocenki_deyatelnosti_uchashchihsya_na_uroke.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Леденева Евгения Александровна
учитель истории и обществознания
государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга
Визитная карточка урока обществознания
для учащихся 8 класса
Раздел: Человек в обществе.
Тема урока: От хозяйства Робинзона к экономике.
Цель урока: организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий, показать роль труда в жизни отдельного человека и общества, производства как составляющего основу экономики.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с определениями понятия «экономика»;
- выяснить роль труда в жизни отдельного человека и общества на различных этапах его развития;
- познакомить с производством как основой экономики.
Коррекционно-развивающие:
создать условия для:
- развития мышления (учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы);
- развития навыков устной (монологической, диалогической) и письменной речи;
- развития зрительной памяти и внимания;
- формирования навыков работы с учебной и справочной литературой.
- коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Воспитательные:
- содействовать формированию активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, уважения к труду и людям труда,
- создать условия для воспитания гуманизма и патриотизма.
Новые понятия: экономика, производство, рабочая сила, предметы труда, средства труда, техника, технология, «ноу-хау», научно-технический прогресс, научно-техническая революция.
Форма урока: урок с использованием ИКТ
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).
Оборудование урока:
- установка для мультимедийной презентации,
- компьютер с подключением к сети Интернет,
- тексты и задания для групповой работы,
- «словарное лото» для парной работы,
- Учебное пособие «Введение в обществознание. 8 – 9» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Т.Кинкулькина, А.И.Матвеева. – М., Просвещение, 2010,
- энциклопедическая и справочная литература.
Логика построения урока:
- Постановка перед учащимися учебной задачи
- Деятельность учащихся по выполнению заданий.
- Подведение итогов деятельности.
- Контроль уровня выполнения заданий.
Предварительный просмотр:
Ход урока
Структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Презентация |
I. Организационный момент. Организация внимания. | Приветствие. Формирование рабочих групп. Создание положительного эмоционального настроя. Прочитать эпиграф к уроку. | Приветствие. Выбор лидера группы. Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды. | |
II. Сообщение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. | Объявление темы. Совместная постановка целей и задач урока. — Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами и получите только хорошие отметки | Чтение темы урока. Запись в тетради. Чтение плана. | Слайд 1 Слайд 2
|
III. Изучение нового материала. 1. Как рождается экономика. 2. Техника и технология. 3. Первичная проверка понимания. Микроитог. | Постановка проблемного вопроса. Появление понятия «экономика». Найдите определение понятия «экономика» 1 группа – в Интернете 2 группа – в энциклопедии и словаре 3 группа – в глоссарии учебника. Производство – основа экономики. Стремление человека разгадать тайны экономики связано не просто с его извечной тягой к знаниям, а с вполне практическими потребностями: знать, чтобы воздействовать на экономику в нужном человеку направлении. Производство благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло длительный исторический путь развития: от добычи пищи с помощью элементарных орудий первобытного человека до утверждения современных сложных технологий. Любое производство характеризуется некоторыми общими чертами. Оно всегда в конечном счете представляет собой процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей людей. «Три кита» производства. Производство, составляющее основу экономики, всегда стоит как бы на «трех китах». Эти «три кита» рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Робинзон Крузо создал на своем необитаемом острове настоящее натуральное хозяйство. — Вспомните из курса истории, какое хозяйство называется натуральным. — Как вы думаете, почему такое хозяйство называется синонимом слова «природное»? Определение роли труда в жизни человека и общества. Труд человека по-разному рассматривался в разные исторические эпохи. В одном из сюжетов древнейшей книги человечества Библии говорится, что именно на труд были осуждены первые люди за свои грехи. Труд, следовательно, рассматривался как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд считался чем-то низменным, недостойным свободного человека, исключение составлял труд земледельца. В Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным. Только с переходом к капитализму стали ценить не столько знатность происхождения, «породу», сколько богатство, созданное трудом. Именно в это время один из ученых-экономистов XVII века — англичанин Уильям Петти писал: «Труд есть отец богатства». — Как бы вы объяснили смысл этого выражения, ставшего крылатым? — Если труд признается «отцом», то, что может быть названо «матерью» богатства? — Почему, несмотря на то что Робинзон был вынужден трудиться, не покладая рук (не только в переносном, но и в прямом значении), он делал это охотно? Труд непосредственно связан с природой. — Попробуйте мысленно отделить природу от труда Робинзона. Что из этого получится? Средства труда. Техника. Между природой и человеком (его рабочей силой) в процессе производства находится «третий кит» средства труда, т. е. орудия труда — Вспомните из курса истории, какие орудия труда возникли у людей раньше всего. Что вы можете рассказать об их устройстве и использовании? Для характеристики всего многообразия орудий труда, созданных людьми данного общества, используется слово «техника». — Вспомните из курса биологии, какую роль в жизни организма играет нервная система, костно-мышечная, сосудистая. Как вы понимаете приведенный выше образ применительно к производственному организму? «Ноу-хау». Производство, даже самое простое, подобное тому, которое было на острове Робинзона, нельзя представить себе без могущественного «ноу-хау». Что это такое? Сначала немного истории... Четыре столетия назад в Европе дороже золота ценились фарфоровые изделия из Китая. Тайну изготовления тонких, ослепительно белых чашек, больших ваз, блюд, украшенных изображениями сказочных драконов, пытались узнать путешественники и монахи, алхимики и короли. Фарфор можно было сколько угодно трогать, даже разбить на мельчайшие кусочки, но понять, как изготовить, не удавалось очень долго. Тайну фарфора все же раскрыли. А вот секрет изготовления легендарной булатной стали, из которой арабские кузнецы ковали оружие, последний мастер, владевший им, унес с собой в могилу. Погибла, затем вновь была раскрыта и тайна изготовления венецианского рубинового стекла. Да мало ли их — секретов производства прежних веков! Со временем секреты технологии получили официальное название «ноу-хау» — переведите с английского языка? В наши дни эти секреты ценятся особо, нередко дороже, чем конструкция или принцип действия какой-либо машины. И не случайно. Так, например, заметные успехи в производстве некоторых стран Юго-Восточной Азии (назовите из курса географии) в первую очередь связаны именно с технологией. Тот, кто владеет секретом современной технологии, может сделать все, что умеют делать в других странах. Будущее производство видится сегодня не только как высокоавтоматизированное, но и высокотехнологичное, с использованием технологий безотходных, экологичных, экономных. — Были ли у Робинзона Крузо свои секреты «ноу-хау»? Может быть, вы можете назвать, какие именно? Итак, возникшее на необитаемом острове, затерянном в океане, хозяйство Робинзона включало в себя «три кита» (назовите их) и секреты. Но было ли это хозяйство экономикой, даже в пору своего расцвета, в полном смысле слова «экономика»? | Запись в тетради. Работа в Интернете, со справочной и учебной литературой. Запись в тетради: Производство – основа экономики. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Запись в тетради: Техника – многообразие орудий труда. Ответы учащихся. «знаю как» Запись в тетради: Ноу-хау – знаю как. Япония, Китай, Корея и др. Ответы учащихся. Ответы учащихся. | Слайд 3 Слайд 4 Слайды 5 – 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12
|
IV. Релаксационная пауза. | Гимнастика для глаз. Круг.
Квадрат. Покорчим рожицы. Рисование носом. Расширение поля зрения.
| Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Изобразить мордочку ёжика с острова Робинзона. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. | |
4. НТР и её социальные последствия. Групповая работа. | 1 группа. Задание. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105—107 и объясните, в чем суть НТП. 2 группа. Задание. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105—107 и объясните, в чем суть НТР. 3 группа. Задание. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105—107 и объясните, социальные последствия НТП и НТР. | Выполнение задания в группах. | Слайд 13 |
V. Закрепление изученного материала. 2. Парная работа. | 1. Работа с текстом (групповая работа). Задание 1. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть всё то, что связано с _______________(1), распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Отношения по поводу материальных благ объективно связывают между собой всех людей, то есть делают их ________________(2). Поэтому важно разобраться с тем, что же подразумевается под понятием «экономика», какова её роль на различных этапах развития человеческого общества. Указанный термин имеет несколько значений. Во-первых, экономикой называется совокупность общественных _____________________(3) в сфере производства, обмена и распределения продукции. Во-вторых, так называется _________________(4) конкретной страны, включающее определённые отрасли и виды производства (экономика труда и пр.). Наконец, данным понятие определяется _______________(5), изучающая экономические процессы и явления, поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных _______________(6)». Хозяйство, общество, ресурс, отношение, производство, наука. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск, изменяя, где нужно, падеж и число. 2. Работа с терминами (работа в группе). Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «экономика». Наука, мораль, ресурсы, потребности, производство. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. 3. Работа с терминами. Словарное лото. Экономика — хозяйство страны, общественные отношения в нем, наука о законах развития хозяйства Производство — это процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению потребностей людей. Техника — виды применяемых в производстве машин, оборудования, приборов, инструментов и их технические характеристики. Технология — виды технологических процессов, способы преобразования, обработки материалов, используемых в производстве и получения готового продукта. Научно-технический прогресс — взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства. Научно-техническая революция — скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества Рабочая сила — физические и духовные способности человека, которые используются в процессе труда при создании товаров или оказании услуг. Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Средства труда — совокупность средств производства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда. | Выполнение задания в группах. Вставить пропущенные слова Выполнение задания в группах. Найти лишнее слово. Выполняется работа в парах.
| |
VI Домашнее задание. | Записать задание в дневник. | Запись в дневниках. | Слайд 14 |
VII. Итог урока. | Рефлексия. Выставление оценок в дневники. | Продолжить предложение | Слайд 15 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Как рождается экономика. 2. Техника и технология. 3. НТР и её социальные последствия.
Как рождается экономика? экономика «номос» - закон «ойкос» - хозяйство Аристотель
Как рождается экономика? экономика хозяйство страны отношения в хозяйстве наука о его развитии
это хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства. экономика
это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. экономика
это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. экономика
производство Как рождается экономика? современное производство Автоматизация, сокращение числа занятых
Как рождается экономика? рабочая сила средства труда предмет труда "три кита" производства
Как рождается экономика? отношение к труду Библия наказание за грех Средние века удел «низших» слоев общества Новое время богатство создается трудом эффективность труда свобода, радость труд связь с природой
Техника и технология. природа человек СРЕДСТВА ТРУДА техника многообразие орудий труда (мастерство-уст.) с древности дополняют силу человека с XVIII века человек дополняет машину с XX века автоматика, человек-мозг
Техника и технология. НОУ ХАУ знаю как технология материалы достижения науки последовательность действий квалификация работника
НТР и её социальные последствия. научно-технический прогресс НТП научно-техническая революция НТР
Домашнее задание Учебник под ред. Л.Н.Боголюбова «Введение в обществознание», Москва, «Просвещение». § 18 прочитать, ответить на вопросы 1 - 5 (устно), выполнить задание 1 на стр. 107 (письменно)
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую…
Предварительный просмотр:
Задание 1. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105—107 и объясните, в чем суть НТП.
Задание 1. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105—107 и объясните, в чем суть НТР.
Задание 1. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105—107 и объясните, социальные последствия НТП и НТР.
Задание 5.
Раскройте смысл высказывания, сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором, обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Правильно жить — значит работать. Когда машина бездействует, её начинает разъедать ржавчина» (Жан Анри Фабр).
Задание 5. Раскройте смысл высказывания, сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором, обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай» (Лев Николаевич Толстой).
Задание 5. Раскройте смысл высказывания, сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором, обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Чарльз Диккенс).
Задание 2. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть всё то, что связано с _______________(1), распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Отношения по поводу материальных благ объективно связывают между собой всех людей, то есть делают их ________________(2). Поэтому важно разобраться с тем, что же подразумевается под понятием «экономика», какова её роль на различных этапах развития человеческого общества. Указанный термин имеет несколько значений. Во-первых, экономикой называется совокупность общественных _____________________(3) в сфере производства, обмена и распределения продукции. Во-вторых, так называется _________________(4) конкретной страны, включающее определённые отрасли и виды производства (экономика труда и пр.). Наконец, данным понятие определяется _______________(5), изучающая экономические процессы и явления, поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных _______________(6)».
Хозяйство, общество, ресурс, отношение, производство, наука.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск, изменяя, где нужно, падеж и число.
Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «экономика».
Наука, мораль, ресурсы, потребности, производство.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Обоснуйте свой выбор.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки деятельности учащегося на уроке
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» | |
Устный | • показывает усвоение всего объема программного материала; • выделяет в нем главные положения; • осмысленно применяет полученные знания на практике; • не допускает ошибок при воспроизведении знаний; • при ответе использует не менее 5 связных предложений | • выявляет знание материала; • без особых затруднений отвечает на вопросы учителя; • умеет применять полученные знания на практике; • в устных ответах не допускает серьезных ошибок (даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; • при ответе использует не менее 3 связных предложений | • обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя; • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы; • при ответе не использует связные предложения | • имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. |
Работа с текстом | Без ошибок | 1 – 2 ошибки | 3 ошибки | Более 3 ошибок |
Словарное лото | 1 ошибка | 2 – 3 ошибки | 4 – 5 ошибок | Более 5 ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольное тестирование к урокам обществознания в 11 классе по темам: Экономика: наука и хозяйство» и «Экономический рост и развитие»
Материал может быть использован как для входного и итогового контроля в 11 классе непрофильной школы...
Презентация к уроку обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"
В этой презентации материал сформирован в виде тезисов....
Презентация "От хозяйства Робинзона к экономике"
Элетронная презентация "От хозяйства Робинзона к экономике" разработана для проведения урока обществознания в 8 классе. Помогает учащимся разобраться в том, что лежит в основе экономически...
Презентация "От хозяйства Робинзона к экономике"
Элетронная презентация "От хозяйства Робинзона к экономике" разработана для проведения урока обществознания в 8 классе. Помогает учащимся разобраться в том, что лежит в основе экономически...
От хозяйства Робинзона к экономике
8 класс...
повторительно-обобщающий урок обществознания в 8 классе по теме "экономика" в форме игры "Крестики-нолики"
Урок предназначен для повторения темы "Экономика" в 8 классе по учебнику Боголюбова перед контрольной работой. Класс делится на 2 команды и играет в 2 тура...
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"
Урок составле в соответствии с ФГОС второго поколения...