Конституция РФ
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Каменева Татьяна Михайловна

Урок+презентация к уроку 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ob9.ppt295 КБ
Microsoft Office document icon urok_1.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

Класс:      9.

Тема:  Конституция Российской Федерации.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: Практическая работа с документом.

Методы: Работа с документом, проблемный, поисковый, словесный, наглядный.

Оборудование: учебники, тексты Конституции РФ, листы А3, мобильный класс.

Используемая литература:

  1. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Учебник 8-9 классы. М., 2009 г.
  2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст.

Цель: - создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знаний текста основного закона страны;

- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий, умение работать с законодательными актами;

- содействовать воспитанию осознанного уважения к основному закону государства, к правам и обязанностям друг друга.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и задач урока.(слайд 1)

Класс должен сформулировать цель урока (слайд2)

Сегодня мы с вами будем говорить об основном законе нашей страны – Конституции. Познакомимся со структурой документа, содержанием некоторых глав и статей. Нам предстоит работать непосредственно с документом.

  1. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя. (слайд3)

Начнём с понятия «Конституция». Конституция – (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. (слайд4)

        Так как Конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие Конституции. (слайд5)

        

Конституция

Основа всего законодательства

Стабильный закон

Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан

Принимается в особом порядке

        (слайд6) Отличие Конституции от других законодательных актов. В отличие от остальных законов Конституция:

  1. Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
  2. Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
  3. Обладает высшей юридической силой;
  4. Отличается стабильностью;
  5. Характеризуется особым порядком принятия и изменения.

         Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Но здесь так и не сложилось единого законодательного акта. В современной Великобритании есть Конституция, которую составляют акты с XIII в. До сегодняшних дней.

        Конституция, как единый закон с определённой внутренней структурой, появилась впервые в США в 1787 году, с некоторыми изменениями она действует и поныне. В Европе первыми конституциями были конституции Польши и Франции 1791 г. Некоторые юристы считают, что юридическим актом, имевшим значение Конституции, были Основные законы Российского государства 1906 года. Каким же был путь становления Конституции в нашей стране?

2. Сообщение учителя.

     История становления Конституции в России.

(слайд7-9)

3. Объяснение учителя.

        Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Ограниченность государственной власти:

  1. В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
  2. За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.
  3. Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.

Современная Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ.

Учащиеся открывают тексты Конституции

        Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

        Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

        Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

4. Работа в группах по изучению текста Конституции.

- первая группа работает с главой 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Задание: Составить схему «Классификация основных прав и свобод».

Права и свободы

Личные

Социальные

Культурные

Экономические

Политические

- вторая группа работает с главой 3 «Федеративное устройство».  

Здание: Составить схему «Типы субъектов РФ».

Типы субъектов

Российской Федерации

- третья группа работает с главой 4 «Президент РФ».

Задание: Составить схему «Полномочия Президента».

Президент РФ

- четвёртая группа работает с главой 5 «Федеральное собрание».

Задание: Заполнить схему «Структура и полномочия Федерального собрания».

Федеральное собрание

- пятая группа работает с главой 6. «Правительство РФ»

Задание: заполнить схему «Полномочия правительства».

Правительство РФ

- шестая группа работает с главой 7 «Судебная власть».

Задание: Заполнить схему «Полномочия судов».

Суды РФ

5. Выступление групп.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа с высказыванием.

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Какими правами и свободами вы наделены по Конституции?  

- Почему в обществе не может быть прав без обязанностей?

V. Подведение итогов урока.

VI. Информация о домашнем задании.

         Написать мини-сочинение на тему: «Право  существует для пользы человечества».

VII. Рефлексия деятельности.      

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

 Активно/пассивно                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

презентация ко дню конституции игра "Мы знаем Конституцию"

Игра для 10-11 классов по истории и теории российской Конституции...