Программа кружка Детский правозащитный университет
элективный курс по обществознанию (8 класс) по теме
Данная прграмма предназначена для учащихся 7 - 9 классов. Программа включает важнейшие вопросы становления правовой культуры учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskiy_pravozashchitnyy_universitet.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Загарье
Юрьянского района Кировской области
Утверждаю
Директор ОУ _______________
Т.Л.Удалова
Приказ ___________________
.
Программа кружка
Детский правозащитный университет
на 2010 – 2011 учебный год
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 13 – 15 лет
Составитель
Костылева Ольга Алексеевна,
учитель истории и
обществознания
МОУ ООШ с.Загарье,
высшая квалификационная
категория
Загарье, 2010
Пояснительная записка
Программа кружка практического права «Детский правозащитный университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа включает важнейшие вопросы разви тия основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.
Ученик, посещая занятия данного кружка, приобщается к различным сферам общественной жизни, а это является условием становления свободной и социально ответственной личности. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моде лей правомерных моделей поведения.
Цель программы: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи состоят в том, чтобы:
• повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;
• активизировать гражданскую позицию, способствовать раз витию волонтерского движения среди детей и молодежи;
• сократить разрыв между теорией и практикой в правовом об разовании школьников;
• вовлечь детей в практическую правозащитную работу;
• усилить диалог и сотрудничество между поколениями право защитных организаций;
• включить детей в процессы, направленные на развитие демо кратии в правовом государстве;
• сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Методы преподавания данного кружка определяют ся его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, эле ментов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсужде ние проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобре тения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Программа рассчитана на 34 часа. Режим проведения занятий:
- в течение всего учебного года по од ному часу в неделю,
- в течение полугодия один раз в неделю спа ренными часами занятий,
- два раза в месяц по 1-му часу, т.е. программа реализуется в течение двух лет.
Возраст участников 13 – 15 лет, т.е. программа кружка предназначена для учащихся 7 - 9 классов.
Основными формами занятий являются групповая работа, ролевая игра, практикум, игра – тренинг, создание и защита проекта.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- право, его роль в жизни общества;
- норма права;
- понятие прав, свобод и обязанностей;
- понятие и виды юридической ответственности.
Учащиеся должны уметь:
• выделять основной смысл текста, события, явления, соотно сить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользо ваться ими;
• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партне рами для получения общего продукта или результата;
• проводить самооценку собственных знаний и умений;
• принимать решения, принимать ответственность на себя;
• реализовывать индивидуальные и общественные права и обя занности;
• устанавливать конструктивные отношения с людьми;
• приобретать навыки организации труда.
Итоги реализации данной программы:
- участие в школьной и районной олимпиадах по праву;
- защита проекта;
- помощь педагогам в проведении правовых дней в ОУ.
За основу написания данной программы взята программа элективного курса «Детский правозащитный университет», сост.: О.А.Северина, Е.Н.Сорокина – М.: Глобус, 2007
Учебно - тематический план
Название разделов | Всего часов | Теория | Практика | Информационное сопровождение |
Тема 1. Право и его роль в жизни общества | 2 | 1 | 1 | Презентация: http://www.rusedu.ru/ detail_12750.html |
Тема 2. Международно - правовые документы по правам человека (ребенка). Кон венция о правах ребенка | 2 | 1 | 1 | Презентации: http://pedsovet.su/load/47-1-0-8017 http://www.school-help.ru |
Тема 3. Нарушение прав че ловека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) | 3 | 1 | 2 | |
Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России. | 2 | 1 | 1 | |
Тема 5. Правовое государст во. Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политиче ской жизни страны, региона. | 4 | 1 | 3 | Презентация http://powerpt.ru/prezentaci-po-obshhestvoznaniju |
Тема 6. Трудовые правоот ношения. Льготы для несо вершеннолетних, предусмот ренные трудовым законода тельством | 2 | 1 | 1 | Презентация: http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-18814 |
Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания | 3 | 1 | 2 | |
Тема 8. Семья. Родители. Де ти. Правовое регулирование семейных отношений | 3 | 1 | 2 | презентация http://pedsovet.su/load/130-1-0-6002 |
Тема 9. Статус ребенка в уго ловных правоотношениях | 2 | 1 | 1 | Презентация «Уголовное право» |
Тема 10. Подросток как уча стник административных правонарушений. Производ ство по делам об админист ративных правонарушениях | 2 | 1 | 1 | Презентация «Административное право» |
11. Милиция: структу ра, права и обязанности | 2 | 1 | 1 | презентация |
12. Гражданские право отношения. Правоспособ ность. Дееспособность несовершеннолетних | 3 | 1 | 2 | |
13. Защита проекта «Подросток и закон» | 2 | 2 | ||
14. Правовой практикум «Я - правозащитник» | 2 | 2 | Интерактивная игра | |
Всего | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа)
Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов. Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения право вых норм.
Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права, отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа - метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.
Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка (2 часа)
Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об уни версальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.
Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка.
Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа — работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схе мой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум -игpa-тренинг «Правовое буриме».
Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) (3 часа)
Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуа ции, связанные с нарушением прав человека и соотнести их с положе ниями международно-правовых документов.
Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум - игpa-тренинг «Гигантские шаги».
Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России. (3 часа)
Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России; назвать направ ления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связан ные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международно-правовыми документами по правам человека.
Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсу ждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиа ция»; практикум - социологический опрос, тренинг «Переговоры».
Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни страны, региона. (5 часов)
Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать характеристику деятельности общественных пра возащитных организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.
Основные понятия: гражданское общество, правовое государст во, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональ ная и мажоритарная избирательная системы, референдум, граждан ский форум.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа - рабо та с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с до кументами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь в Малиновке безопасной», практикум.
Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолет них, предусмотренные трудовым законодательством (2 часа)
Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодек сом; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового зако нодательства и найти пути решения проблемы.
Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность, трудовая дееспособность, трудовое зако нодательство, труд.
Формы и методы проведения занятия: работа с высказыва ниями по теме, над притчей, синквейн «Труд», работа с документа ми, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум - «Юридическая клиника».
Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания (3 часа)
Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; от- практические навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с целью успешного прие ма на работу, составления искового заявления по поводу нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым законодательством РФ.
Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дис циплина труда, резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу ра боту», презентация работы групп; деловая игра «Трудовой спор»; практикум.
Тема 8. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений (3 часа)
Цель: познакомить с основными положениями семейного зако нодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи.
Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.
Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствиии с нормами семейного права; практикумы - «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».
Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях (2 часа)
Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о престу плении.
Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию)»; групповая работа; практикум.
Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях (2 часа)
Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных; охарактеризовать виды административных наказании, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.
Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».
Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности (2 часа)
Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции.
Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный ро зыск, патрульно-постовая служба,ПДН, КДН.
Формы и методы проведения занятия: групповая работа - обсуждение фотосюжетов, метод «Мозговой штурм», телепередача «Времена» (тема «Проблемы российской милиции»); практикум.
Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних (3 часа)
Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договора, решить юридические задачи.
Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум.
Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон» (1 час)
Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.
Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Формы и методы проведения занятия: защита проекта, граж-пнекий форум, «круглый стол».
Тема 14. Правовой практикум «Я - правозащитник» (1 час)
Цель: выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.
Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.
Формы и методы проведения занятия: тестирование, «юридическая клиника».
Информационные ресурсы
- Всеобщая Декларация прав человека. http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm
- Гражданский кодекс РФ (извлечения)
- Григорьева Н.А. Подготовка учащихся 9-11 классов к олимпиадам по праву.- Панорама, 2006
- Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию: учебное пособие – М.: 2003
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
- Конвенция о правах ребенка (извлечения): http://www.hri.ru
- Конституция Российской Федерации
- Международный пакт о гражданских и политических правах (извлечения)
- Международный пак об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)
- Мозаика граждановедения: учебно-методические рекомендации.- Брянск: 2005
- Обществознание в таблицах и схемах/ сост. Т.Г.Сазонова – СПб, 2005
- Пронькин В. Живое право. Курс практического права.- СПб, 2000
- Семейный кодекс Рф (извлечения)
14. Степаненко С.Н.Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова – Волгоград: Учитель, 2009
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения)
- Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»:
методическое пособие/ сост. О.А.Северина., Е.Н.Сорокина; под ре. О.В.Козачек, В.В.Черникова.- М.: Глобус, 2007
- 900igr.net - Презентации по праву
- www.zabota-deti.su/ - детский сайт «Шаг навстречу»
- www.pravo.aodb-blag.ru - Детский центр правовой информации
- http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова
- http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»
- http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
- http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей
- Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
- Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для
детей, учителей http://school-sector.relarn.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
«Детский правозащитный университет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса «Детский правозащитный университет»9 классСрок реализации: 2010-2011 учебный год...
Рабочая программа кружка детского творчества "Сотворим радость"
Программа кружка рассчитана на детей 11-12 лет...
Рабочая программа элективного курса "Детский правозащитный институт"
Рабочая программа элективного курса «Детский правозащитный институт» составлена для для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы «Детский пра...
Программа курса внеурочной деятельности "Правозащитный университет" 9 класс
Программа предпрофильного курса внеурочной деятельности "Правозащитный университет" предназначена для обучения школьнкиов основам права на углубленном уровне, углубления уроков обществозанни...
Программа кружка детского дизайна в коррекционной школе
Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в специализированной коррекционной школе -интернате.Художественное воспитание, как часть эстетич...
Рабочая программа кружка детского технического творчества «Умелые руки»
Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, до...