Конституция РФ
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Мастер- класс"Конституция РФ".
Цель-показать значение Конституции как документа,определяющего принципы устройства общества.
Задачи:познакомить обучающихся со структурой Конституции РФ,определить ее цели и задачи;
-воспитывать осознанное отношение к основному закону страны;
-развитие умения участвовать в политической жизни страны.
Интерактивные стратегии:
1.ток-шоу"Договор".
2.игра "Самолет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstituciya.ppt | 428.5 КБ |
master-klass.doc | 445 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я ТРЕБУЮ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВО ЗАЩИТИЛО НЕ ТОЛЬКО МЕНЯ, НО И ДРУГИХ. Я ТРЕБУЮ, ЧТОБЫ ОНО ЗАЩИТИЛО СВОБОДУ – И МОЮ СОБСТВЕННУЮ, И ВСЕХ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ. Карл Поппер
Конституция (от латинского Constitutio - устанавливаю)
Историческая справка - США, 1787 - Франция, 1791 - Польша, 1793
Конституция Р Ф принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.
Конституция РФ - основной закон страны - ядро правовой системы - имеет высшую юридическую силу - возглавляет всю систему нормативно-правовых актов - имеет прямое действие
Главная цель – признание, соблюдение и защита прав граждан Задачи: Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека Упорядочить государственную власть Утвердить правосудие
Структура Состоит из преамбулы, основной части (раздел I ), заключительных и переходных положений (раздел II )
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. Заключительные и переходные положения содержат 9 частей
Безопасность полета зависит от вас! - командир Президент - 2-й пилот Правительство - корпус федеративное устройство - пассажиры народ - бортпроводник местное самоуправление
КОНСТИТУЦИЯ Демократическая, справедливая Устанавливает, гарантирует, защищает Утверждает правосудие. ЗАКОН
Конституция - основной закон страны
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования администрации
Вольского муниципального образования
МАСТЕР-КЛАСС
«КОНСТИТУЦИЯ»
Подготовил учитель
истории и обществознания
МОУ «СОШ №4 г. Вольска
Саратовской области»
Лубенец О.А.
г. Вольск
2011
Цель – показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства;
- развитие умения участвовать в политической жизни страны.
Интерактивные стратегии
- ток-шоу «Договор»
- игра «Самолет»
Дидактический материал – раздаточный материал для игры «Самолет», «Договор», Конституция, чистые листы для проведения игры «права и обязанности»
Оборудование – Презентация по данной теме.
Учебник – Боголюбов Л.Н., 8 – 9 классы, «Введение в обществознание». М.: Просвещение, 2003 – 2007 гг.
Дополнительная литература: Фалькович Т.А. «По законам добра».М.: 5 за знания, 2006.
Примечание – в ходе работы с классом учитель первоначально задает вопрос, лишь затем помощник высвечивает слайд.
Ход занятия
Приветствие:
Урок наш сегодня будет проведен по теме «Конституция». Мы познакомимся с главным законом государства.
Слайд 1 – тема урока
Слайд 2 Эпиграф.
Что такое конституция?
Слайд 3 – происхождение
Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров.
Слайд 4 – историческая справка
/возможны ответы детей/
В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них – Конституция США, Франции, Польши. Мы, говоря о Конституции, имеем в виду основной закон страны, принятый 12 декабря 1993 г.
Слайд 5
Слайд 6 – характеристика
В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, являющийся ядром политической системы, возглавляющий всю систему правовых актов, имеющий прямое действие.
Слайд 7– цели и задачи
Как была принята Конституция РФ? /Учащимся предлагают вариант – референдум./ Игра «Договор».
/Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течении 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат./
Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Переходим к структуре документа.
Слайд 8-9 – структура
По своей структуре Конституция состоит из преамбулы, 2-х глав, поправок. В законе закрепляются права и обязанности всех субъектов правовых отношений в государстве, в том числе -
права и обязанности граждан; одно из них – право на свободное передвижение. Воспользуемся им виртуально, чтобы выяснить структуру закона.
----------------------------------------------
Слайд 10 – только начало, без вывода на экран ролей и итога.
Игра «Самолет»
Представим, что самолет – это наше государство. Каждая группа (в классе с большей наполняемостью возможно увеличение количества участников в группе, в нашем случае работаем с сидящими за одной партой) получает «язычок» с названием главы Конституции РФ и схему «Участники полета». Необходимо найти соответствие «ярлычка» определенному элементу схемы, а затем объяснить свой выбор (см. приложение).
/Работа над схемой в течение 3 – 5 минут, в нашем случае продолжительность урока не позволяет использовать все элементы, поэтому мы взяли основные./
Слайд 10 – озвучим вместе
Таким образом, мы видим, что все участники полета связаны друг с другом определенными правилами. Каждый из вас может примерить на себя любую из ролей. Самое главное – полет предполагает знание определенных правил поведения на борту, а для этого необходимо знать закон.
Слайд 11 - Синквейн
ИТОГ: Слайд 12 – Конституция – основной закон страны
Спасибо за урок!
Приложение
- Схема «Участники полета»
- Корпус самолета – современный авиалайнер, надежный, удобный, комфортабельный.
- Пассажиры – имеют право на безопасный перелет, на здоровые и удобные условия полета. Должны подчиняться требованиям экипажа, стюардесс, не мешать другим пассажирам.
- Командир корабля – непосредственный исполнитель полета, несет всю ответственность за безопасность и точное выполнение полетного задания.
- Бортрадист – поддерживает связь с землей, с диспетчерской службой.
- Второй пилот – выполняет приказы и распоряжения командира корабля, отчитывается перед ним о своих действиях.
- Бортпроводники – выполняют работы по обслуживанию пассажиров, помогают им занять места при посадке в самолет, обеспечивают всем необходимым на время полета, контролируют исполнение правил поведения на борту пассажирами.
- Штурман – следит за картой и маршрутом полета.
- Бортинженер – контролирует техническое состояние самолета.
2. Ярлычки с названием глав
- Глава 1. Основы конституционного строя.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- Глава 3. Федеративное устройство.
- Глава 4. Президент РФ.
- Глава 5. Федеральное собрание.
- Глава 6. Правительство РФ.
- Глава 7. Судебная власть.
- Глава 8. Местное самоуправление.
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
сценарий для 9 классов, в игровой форме...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)
Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...
«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)
Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...
Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...
Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...
презентация ко дню конституции игра "Мы знаем Конституцию"
Игра для 10-11 классов по истории и теории российской Конституции...