Тема "Выборы"
план-конспект урока обществознания (11 класс) по теме

 

Тип урока – урок - повторение

Форма урока – групповая работа

Цели урока:

Образовательные

- углубление и расширение  знаний об истории и  демократических традициях в России 

- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России и других странах.

Воспитательные:

-   формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся через  общение и групповую работу с представителями администрации и власти, налаживание диалога между поколениями;

-   воспитание активной гражданской позиции,

-    разъяснение  ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;

-    подведение к ответственности за пользование этим правом.

Развивающие:

      -  приобретение  умения работать в группе;

      -  продолжение работы над обобщением и   анализом материала и           умением  выделять главное;

      -  привитие навыков и умений составления схем и заполнение таблиц;

      -  формирование навыков критического мышления.

 

Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, лидер, партия, политическая культура.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

 

Литература: Обществознание Боголюбова

                      Словарь по обществознанию

 

Раздаточный материал:

  • Кейс 30 штук;
  • листы для ответов;
  • жетоны для распределения по группам http://festival.1september.ru/articles/311907/img1.gif;

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.

2. Экспресс-опрос “Выборы”.

3. Цели урока.

4. Фронтальная беседа.

5. Работа с кейсом. Анализ.

6. Домашнее задание.

7. Ролевая игра “Закон и выборы”.

8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybory.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания

Урок по теме “Выборы”

Тип урока – урок - повторение

Форма урока – групповая работа

Цели урока:

Образовательные

- углубление и расширение  знаний об истории и  демократических традициях в России  

- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России и других странах.

Воспитательные:

-   формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся через  общение и групповую работу с представителями администрации и власти, налаживание диалога между поколениями;

-   воспитание активной гражданской позиции,

-    разъяснение  ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;

-    подведение к ответственности за пользование этим правом.

Развивающие:

      -  приобретение  умения работать в группе;

      -  продолжение работы над обобщением и   анализом материала и           умением  выделять главное;

      -  привитие навыков и умений составления схем и заполнение таблиц;

      -  формирование навыков критического мышления.

Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, лидер, партия, политическая культура.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Литература: Обществознание Боголюбова

                      Словарь по обществознанию

Раздаточный материал: 

  • Кейс – 30 штук;
  • листы для ответов;
  • жетоны для распределения по группам http://festival.1september.ru/articles/311907/img1.gif;

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.

2. Экспресс-опрос “Выборы”.

3. Цели урока.

4. Фронтальная беседа.

5. Работа с кейсом. Анализ.

6. Домашнее задание.

7. Ролевая игра “Закон и выборы”.

8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).

Ход урока

1. Организационные моменты.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столами, на которых лежит выбранный ими жетон.

Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

2. Экспресс-опрос “Выборы”. Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты записывают слова, относящиеся к этой теме. Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь.

3. Цели урока. 

Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока (записана на доске).

  1. Какова актуальность заявленной темы?
  2. Актуален ли этот вопрос для молодежи?
  3. Почему?
  4. Фронтальная беседа.

Учитель:

  • Что является высшим  непосредственным  выражением  власти  народа? (референдум и выборы)
  • Чем отличаются выборы  и референдум? (на выборах мы голосуем за кандидата или партию, а на референдуме за принятие закона или за изменение территории)
  • Кто назначает выборы РФ?  (президент)
  • Когда в нашей стране впервые появилась Дума? (впервые о созыве Думы как законосовещательного органа в России было объявлено в Манифесте 6 августа 1905 года, подготовленном министром внутренних дел А.Г.Булыгиным. В декабре 1905 г. и апреле 1906 г. были приняты законы о Думе. Выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г).

 Какие органы представляют законодательную власть?  (Федеральное собрание: Совет Федерации,  Государственная Дума)

  • В  какое время открыты избирательные участки?  (с 8.00 до 20.00)                                              
  • Кто представляет исполнительную власть?     (Правительство, президент)    
  • Кто может быть членом избирательной комиссии?  (любой гражданин РФ)

                                                 

А сейчас прошу Вас ознакомиться с сюжетом, который произошел в городе Томске.

КЕЙС

«Выборы в городскую думу Томска завершились»

 5 октября 2005 года в г. Томска состоялись выборы в представительное собрание муниципальных органов власти. Согласно закону выборы проходили по смешанной избирательной системе. Дума города Томска была сформирована на основании мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Большинство голосов получила партия Пенсионеров. Лидер Томского отделения Партии Пенсионеров Новиков Петр Федорович победил в своем округе и по мажоритарной системе. Томск известен как студенческий городок, в котором каждый пятый житель  является студентом, находится пять государственных вузов и несколько негосударственных. Такие результаты заставляют задуматься.

  1. Работа с кейсом

Действия учителя

Действия учеников

1

(3мин)

Пожалуйста, ознакомьтесь с сюжетом Кейса

 Аналитическое чтение Кейса

2

(5мин)

Выделите в сюжете основную проблему и сформулируйте (Групповая работа) (найдите противоречие)

Студенческий городок, а на выборах победила Партия пенсионеров

3

Формулировка проблемы, отбор лучших формулировок (мозговой штурм с последующей дискуссией)

Почему победила Партия пенсионеров студенческом городе?

4

(5-6мин)

Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри групп)

- низкое правовое сознание студентов

- ментальность студентов

 - старое поколение идеологизированное

Победили по мажоритарной системе, значит пенсионеров на выборы пришло больше

- студенческих городок – много приезжих

 - пенсионеры имеют свою партию и лидера

5.

15-20мин

 Проверка гипотез на основе информации сюжета

  1. У пенсионеров есть политический лидер

 (он победил в своем округе по мажоритарной системе среди других личностей, значит – он яркая личность) (Маж – за кандидата, проп. – за партию)

  1. У пенсионеров есть партия, а у студентов – нет, значит в пропорциональной системе они не могут голосовать, могут участвовать только в мажоритарной системе)

!!! Избирательная система: мажоритарная и пропорциональная

6.

6 мин

Привлечение для проверки гипотез дополнительной информации

( сколько групп, столько ответов, на группу 2 мин.

 Выборы

Как к выборам относится молодежь (его право, а не долг)и  пенсионеры ( праздник, священный долг, обязательно)

Представительные органы

Политическая культура ( привычки, навыки, возраст, идеи

7 (3-4 мин)

Письменное решение Кейса

Разная политическая культура

Разная политическая активность

Яркая личность пенсионеров

Отсутствие партии студентов

  1. Ролевая игра “Закон и выборы”. На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.

Учитель:  каждая команда должна показать ситуацию, а другие команды оценить ситуацию …..

Ситуация 1.  Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.

 Правомерны ли действия комиссии?    

Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей.

Как быть?  

Ситуация 3. Если человек болен и не может прийти на избирательный участок,  то как ему сделать выбор?

Ситуация 4. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов?   (Взять открепительное удостоверение)

Ситуация 5. В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух  фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?  

7.  Найди ошибку                               
А) « Выборы вчера и сегодня» «Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией   РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе».  
     ( все по пропорциональной системе)

Б) « В законодательстве о выборах  предусмотрен «процентный барьер», (например,  как  в РФ 5%),  который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)

 В) «В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов».  (эта графа отменена)

Г) « В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент,  депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры». (губернатор назначается президентом)

8. Итоги урока. Данные игрового табло. Обратная связь в форме синквейна. Выполняют на отдельных листочках, при наличии времени можно озвучить. Синквейн - нерифмованное  пятистрочие, составленное  по  строгим     правилам:

Напишите: выборы, избиратель, референдум, Государственная Дума, бюллетень

1 строка: Существительное, обозначающее тему.

2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.

3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы.

4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки.

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.

9. Д/з Сочинение «Если б я был депутатом»

*  Викторина: «У  нас  в  Российской  Федерации».  

 1. Гражданин РФ  может  самостоятельно  в  полном  объеме  осуществлять  свои права  и  обязанности...

      с  16  лет;

      с  18  лет;

      с  21  года.

    2.  Первое  заседание  вновь  избранной  Государственной  Думы  открывает...

      Президент  РФ;

      старейший  по  возрасту  депутат;

      председатель  бывшей  Государственной  Думы.

     3.  Президент  РФ  издает...

      постановления;

      распоряжения;

      указы;

      законы.                                                                                                                      

    4.  Депутатом  Государственной  Думы  может  быть  избран  гражданин, достигший...

      18  лет;

      21  года;

      30  лет.

5. Можете  ли  вы  помочь  заполнить  бюллетень  другому  избирателю  по  его просьбе?

      да, если  меня  об  этом  попросят;

      нет, не  имею  права;

      да, могу, только  по  просьбе  члена  участковой  комиссии.

6. Население  территории  решает  вопросы  местного  значения...

      через  обращение  в  органы  исполнительной  власти  субъектов  Федерации;

      через  органы  местного  самоуправления;

      через  обращение  к  депутату  Государственной  Думы.

* «Привести  в  соответствие».  Команды  получают  листы  с  заданиями. В  левой  части  листа  записаны  определения, а  в  правой  соответствующие  им понятия, которые  надо  привести  в  соответствие  прямыми  линиями.

 

Главный  избирательный  орган  страны                           Избирательный  бюллетень

 

Парламент  РФ                                                                      Народ

Носитель  суверенитета  и  единственный                         Президент                  

источник  власти  в  РФ

 

Документ, выданный  для  голосования,                           Федеральное  собрание

содержащий  фамилии  кандидатов

 

Главнокомандующий  Вооруженных  сил  РФ                 Центральная  избирательная

                                                                                               комиссия                             

Право  избирать  в  представительные  и                          Пассивное  избирательнное

исполнительные  органы  власти                                       право                                                                                                                   

                                     

Право  быть  избранным  в  органы                                    Активное  избирательное

государственной  власти  и  местного                                право

самоуправления