Тема "Выборы"
план-конспект урока обществознания (11 класс) по теме
Тип урока – урок - повторение
Форма урока – групповая работа
Цели урока:
Образовательные
- углубление и расширение знаний об истории и демократических традициях в России
- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России и других странах.
Воспитательные:
- формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся через общение и групповую работу с представителями администрации и власти, налаживание диалога между поколениями;
- воспитание активной гражданской позиции,
- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;
- подведение к ответственности за пользование этим правом.
Развивающие:
- приобретение умения работать в группе;
- продолжение работы над обобщением и анализом материала и умением выделять главное;
- привитие навыков и умений составления схем и заполнение таблиц;
- формирование навыков критического мышления.
Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, лидер, партия, политическая культура.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Литература: Обществознание Боголюбова
Словарь по обществознанию
Раздаточный материал:
- Кейс – 30 штук;
- листы для ответов;
- жетоны для распределения по группам ;
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
2. Экспресс-опрос “Выборы”.
3. Цели урока.
4. Фронтальная беседа.
5. Работа с кейсом. Анализ.
6. Домашнее задание.
7. Ролевая игра “Закон и выборы”.
8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybory.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания
Урок по теме “Выборы”
Тип урока – урок - повторение
Форма урока – групповая работа
Цели урока:
Образовательные
- углубление и расширение знаний об истории и демократических традициях в России
- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России и других странах.
Воспитательные:
- формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся через общение и групповую работу с представителями администрации и власти, налаживание диалога между поколениями;
- воспитание активной гражданской позиции,
- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;
- подведение к ответственности за пользование этим правом.
Развивающие:
- приобретение умения работать в группе;
- продолжение работы над обобщением и анализом материала и умением выделять главное;
- привитие навыков и умений составления схем и заполнение таблиц;
- формирование навыков критического мышления.
Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, лидер, партия, политическая культура.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Литература: Обществознание Боголюбова
Словарь по обществознанию
Раздаточный материал:
- Кейс – 30 штук;
- листы для ответов;
- жетоны для распределения по группам ;
Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
2. Экспресс-опрос “Выборы”.
3. Цели урока.
4. Фронтальная беседа.
5. Работа с кейсом. Анализ.
6. Домашнее задание.
7. Ролевая игра “Закон и выборы”.
8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).
Ход урока
1. Организационные моменты.
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столами, на которых лежит выбранный ими жетон.
Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
2. Экспресс-опрос “Выборы”. Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты записывают слова, относящиеся к этой теме. Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь.
3. Цели урока.
Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока (записана на доске).
- Какова актуальность заявленной темы?
- Актуален ли этот вопрос для молодежи?
- Почему?
- Фронтальная беседа.
Учитель:
- Что является высшим непосредственным выражением власти народа? (референдум и выборы)
- Чем отличаются выборы и референдум? (на выборах мы голосуем за кандидата или партию, а на референдуме за принятие закона или за изменение территории)
- Кто назначает выборы РФ? (президент)
- Когда в нашей стране впервые появилась Дума? (впервые о созыве Думы как законосовещательного органа в России было объявлено в Манифесте 6 августа 1905 года, подготовленном министром внутренних дел А.Г.Булыгиным. В декабре 1905 г. и апреле 1906 г. были приняты законы о Думе. Выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г).
Какие органы представляют законодательную власть? (Федеральное собрание: Совет Федерации, Государственная Дума)
- В какое время открыты избирательные участки? (с 8.00 до 20.00)
- Кто представляет исполнительную власть? (Правительство, президент)
- Кто может быть членом избирательной комиссии? (любой гражданин РФ)
А сейчас прошу Вас ознакомиться с сюжетом, который произошел в городе Томске.
КЕЙС
«Выборы в городскую думу Томска завершились»
5 октября 2005 года в г. Томска состоялись выборы в представительное собрание муниципальных органов власти. Согласно закону выборы проходили по смешанной избирательной системе. Дума города Томска была сформирована на основании мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Большинство голосов получила партия Пенсионеров. Лидер Томского отделения Партии Пенсионеров Новиков Петр Федорович победил в своем округе и по мажоритарной системе. Томск известен как студенческий городок, в котором каждый пятый житель является студентом, находится пять государственных вузов и несколько негосударственных. Такие результаты заставляют задуматься.
- Работа с кейсом
Действия учителя | Действия учеников | |
1 (3мин) | Пожалуйста, ознакомьтесь с сюжетом Кейса | Аналитическое чтение Кейса |
2 (5мин) | Выделите в сюжете основную проблему и сформулируйте (Групповая работа) (найдите противоречие) | Студенческий городок, а на выборах победила Партия пенсионеров |
3 | Формулировка проблемы, отбор лучших формулировок (мозговой штурм с последующей дискуссией) | Почему победила Партия пенсионеров студенческом городе? |
4 (5-6мин) | Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри групп) | - низкое правовое сознание студентов - ментальность студентов - старое поколение идеологизированное Победили по мажоритарной системе, значит пенсионеров на выборы пришло больше - студенческих городок – много приезжих - пенсионеры имеют свою партию и лидера |
5. 15-20мин | Проверка гипотез на основе информации сюжета |
(он победил в своем округе по мажоритарной системе среди других личностей, значит – он яркая личность) (Маж – за кандидата, проп. – за партию)
!!! Избирательная система: мажоритарная и пропорциональная |
6. 6 мин | Привлечение для проверки гипотез дополнительной информации ( сколько групп, столько ответов, на группу 2 мин. | Выборы Как к выборам относится молодежь (его право, а не долг)и пенсионеры ( праздник, священный долг, обязательно) Представительные органы Политическая культура ( привычки, навыки, возраст, идеи |
7 (3-4 мин) | Письменное решение Кейса | Разная политическая культура Разная политическая активность Яркая личность пенсионеров Отсутствие партии студентов |
- Ролевая игра “Закон и выборы”. На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.
Учитель: каждая команда должна показать ситуацию, а другие команды оценить ситуацию …..
Ситуация 1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.
Правомерны ли действия комиссии?
Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей.
Как быть?
Ситуация 3. Если человек болен и не может прийти на избирательный участок, то как ему сделать выбор?
Ситуация 4. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)
Ситуация 5. В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?
7. Найди ошибку
А) « Выборы вчера и сегодня» «Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе». ( все по пропорциональной системе)
Б) « В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер», (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)
В) «В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (эта графа отменена)
Г) « В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры». (губернатор назначается президентом)
8. Итоги урока. Данные игрового табло. Обратная связь в форме синквейна. Выполняют на отдельных листочках, при наличии времени можно озвучить. Синквейн - нерифмованное пятистрочие, составленное по строгим правилам:
Напишите: выборы, избиратель, референдум, Государственная Дума, бюллетень
1 строка: Существительное, обозначающее тему.
2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.
3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы.
4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки.
5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.
9. Д/з Сочинение «Если б я был депутатом»
* Викторина: «У нас в Российской Федерации».
1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности...
● с 16 лет;
● с 18 лет;
● с 21 года.
2. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает...
● Президент РФ;
● старейший по возрасту депутат;
● председатель бывшей Государственной Думы.
3. Президент РФ издает...
● постановления;
● распоряжения;
● указы;
● законы.
4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший...
● 18 лет;
● 21 года;
● 30 лет.
5. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
● да, если меня об этом попросят;
● нет, не имею права;
● да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
6. Население территории решает вопросы местного значения...
● через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
● через органы местного самоуправления;
● через обращение к депутату Государственной Думы.
* «Привести в соответствие». Команды получают листы с заданиями. В левой части листа записаны определения, а в правой соответствующие им понятия, которые надо привести в соответствие прямыми линиями.
Главный избирательный орган страны Избирательный бюллетень
Парламент РФ Народ
Носитель суверенитета и единственный Президент
источник власти в РФ
Документ, выданный для голосования, Федеральное собрание
содержащий фамилии кандидатов
Главнокомандующий Вооруженных сил РФ Центральная избирательная
комиссия
Право избирать в представительные и Пассивное избирательнное
исполнительные органы власти право
Право быть избранным в органы Активное избирательное
государственной власти и местного право
самоуправления