Человек.Индивид.Личность
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Наталия Николаевна Зайцева

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchestvoznaniyu_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 8 классе. (2001 г.)

Тема: «Вечные вопросы»

Цели и задачи: раскрыть суть философских вопросов человеческого бытия;

Объяснить, почему вопросы о смысле жизни, о жизни, о                                   смерти и бессмертии относятся к вечным;

Научить ребят рассуждать, аргументировано делать выводы,    анализировать, доказывать свою точку зрения.

Тип урока: урок – изучение новой темы с элементами беседы.

        Урок начинается со вступительного слова учителя:

        В чем смысл жизни?

          Как его найти?

          Зачем живу? Зачем страдаю?

        Цель жизни есть ли у меня?

        О чем грущу? О чем мечтаю?

        Зачем живу на свете я?

  1. Повторение дом. задания.
  1. Беседа по вопросам § 6:

- Какую роль в познании имеют ощущения и как ощущения связаны с восприятием?

- Что такое истина и чем истина отличается от правдоподобного знания?

   Рассмотреть задание 2 с. 36 учебника.

- Чем познание природы отличается от познания общества?

  Задание 1 с. 36 учебника.

- Как вы понимаете термины «самосознание» и «самооценка».

- Какое значение они имеют в жизни человека?

Вопросы 7, 8 с. 36 учебника

     - Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением большее внимание уделяется «деятельностной сущности»?

     Переход к новой теме осуществляется, обсуждая цитату Т.Драйзера: «В конце концов, главное в жизни и в познании – это сама жизнь».

        Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого (с. 37 учебника).

  1. Новая тема: «Вечные вопросы».

План занятия (записан на доске):

  1. Кто я? Зачем я?
  2. Что будет после меня?
  3. Человек, индивид, личность.

Заранее ученикам было предложено составить вопросы самому себе. Выписать общие на доске. Один из вопросов «Кто я?».

В начале занятия целесообразно провести своеобразный психологический тест «Кто я?».

Процедура: учащимся раздаются листки бумаги.

- Внимательно выслушайте вопрос, поставьте на своем листке цифру, обозначающую номер вопроса и ответа. Над вопросами долго не думайте, пишите первое, что приходит в голову. Отвечать нужно искренне и самостоятельно.

В течение 2 мин. Задавать через 30-40 сек. Вопрос «Кто ты?»

Проанализировать ответы с точки зрения:

- биографических или ролевых характеристик личности (сын, ученик, человек…)

- психологических (честный, люблю животных, невнимательная дочь…)

Отметить в каком тоне пишут про себя ученики (позитивном или негативном), т.е. положительная или негативная самооценка.

  1. Кто я? Зачем я?

Подводя итог, учитель рассматривает материал п.1 и 2 учебника.

Обсуждаются вместе с учениками вопросы на с.38.

Рассуждая о счастье можно проанализировать написанную на доске народную мудрость «Ничто так не характеризует человека, как его представление о счастье». По этому поводу уместно рассказать китайскую притчу ( с.93 метод. пособия для 10 кл.).

- Задание 2 с.42

  1. Что будет после меня?

Обсуждение пункта учебника вместе с учениками. Рассмотреть вопрос на с.40: «Какие конкретные способы продления жизни вам известны?»

- «Как вы считаете, есть ли жизнь после смерти?»

Вывод: так или иначе нет точных ответов на вопросы «Кто я? Зачем я? Что будет после меня?» Ответы на эти вопросы и составляют смысл жизни. Эти вопросы называются вечными, потому что человек во все времена искал и продолжает искать смысл жизни, смысл смерти и бессмертия.

- Прочитайте цитату и выскажите свое мнение с. 42 «Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечной». (Цицерон).

  1. Человек, индивид, личность.

Разбирается тест пункта «Человек, индивид, личность» учебника. Работа с терминами в тетрадях.

- Вспомните споры философов об определении понятия «человек»?

( существо биосоциальное)     составить «ромашку» - «Человек»

- Индивид – признаки, характеризующие человека как одного из многих.

- Индивидуальность – неповторимое своеобразие.

Зачитывает рассказ о Н.В.Гоголе и учащиеся должны определить, какие характеристики относятся к индивиду, а какие – к индивидуальности:

        20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Новорожденный темноволосый мальчик с карими глазами был с рождения очень худ и слаб. Он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия.

        После смерти писателя один из современников сказал о нем так: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших».

        Вывод: только сравнивая человека с другими людьми, можно выявить индивидуальность. Следовательно – индивидуальность характеристика человека в обществе.

        Еще один признак, присущий только человеку, - быть личностью.

- Вспомните однокоренные слова «личности» - «лик», «лицо», «облик». Как их можно связать?

- Личность – это человеческий индивид, член того или иного общества. (Обращаемся к словарю с. 372 учебника). – составить синквейн

- Вопрос 3 стр. 42: «Может ли человек проявиться как личность вне общества?»

- Как вы считает, в чем призвание человека?

Вывод: личность обладает развитыми представлениями о себе: кто я? Каков я? Зачем я? Т.Е. те «вечные вопросы», о которых мы сегодня говорили.

  1. Заключительный этап.

Проверяется знание терминов «личность», «индивид» и «индивидуальность»:

  1. Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

а) деятель;

б) лидер;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

    2. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

          а) победитель конкурса эрудитов;

          б) человек высокого роста;

          в) «душа» коллектива;

          г) имеет нос с горбинкой;

          д) готов прийти на помощь в любую минуту.

Вывод: «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длиться, а то, насколько хорошо она сыграна». (Сенека 6-3 гг. до н.э. – 65 г. н. э.)

  1. Дом. задание: § 7, вопросы и задания.
  2. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Человек. Индивид. Личность"

Данный тест позволит повторить тему "Человек как биосоциальное существо" и закрепить новую тему "Личность"...

"Человек. Индивид. Личность".

Презентация по обществознанию, повторение изученного в период подготовки к ОГЭ....

Человек, индивид, личность

Статья по психологии...

контрольная работа- тест Человек . Индивид. Личность

Даная тема изучается уже с 6 класса, а повторять приходиться до 11. Поэтому проверочный тест- хорошее повторение....

Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность".

Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность", 1 курс СПО. В процессе занятия студенты изучают материал, работая с фрагментами научно-популярных текстов....

Классный час "Человек. Индивид. Личность."

Классный час "Человек. Индивид. Личность."...

2.05 МЖКХ2 Обществознание. Человек. Индивид. Личность

Задание1. Дать определения трём понятиям: человек, индивид, личность2. Привести по 3 примера к этим понятиям3.Ответьте на вопрсы:    - В чём отличие Гражданина и гражданина по рождению?...