Человек.Индивид.Личность
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 8 классе. (2001 г.)
Тема: «Вечные вопросы»
Цели и задачи: раскрыть суть философских вопросов человеческого бытия;
Объяснить, почему вопросы о смысле жизни, о жизни, о смерти и бессмертии относятся к вечным;
Научить ребят рассуждать, аргументировано делать выводы, анализировать, доказывать свою точку зрения.
Тип урока: урок – изучение новой темы с элементами беседы.
Урок начинается со вступительного слова учителя:
В чем смысл жизни?
Как его найти?
Зачем живу? Зачем страдаю?
Цель жизни есть ли у меня?
О чем грущу? О чем мечтаю?
Зачем живу на свете я?
- Повторение дом. задания.
- Беседа по вопросам § 6:
- Какую роль в познании имеют ощущения и как ощущения связаны с восприятием?
- Что такое истина и чем истина отличается от правдоподобного знания?
Рассмотреть задание 2 с. 36 учебника.
- Чем познание природы отличается от познания общества?
Задание 1 с. 36 учебника.
- Как вы понимаете термины «самосознание» и «самооценка».
- Какое значение они имеют в жизни человека?
Вопросы 7, 8 с. 36 учебника
- Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением большее внимание уделяется «деятельностной сущности»?
Переход к новой теме осуществляется, обсуждая цитату Т.Драйзера: «В конце концов, главное в жизни и в познании – это сама жизнь».
Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого (с. 37 учебника).
- Новая тема: «Вечные вопросы».
План занятия (записан на доске):
- Кто я? Зачем я?
- Что будет после меня?
- Человек, индивид, личность.
Заранее ученикам было предложено составить вопросы самому себе. Выписать общие на доске. Один из вопросов «Кто я?».
В начале занятия целесообразно провести своеобразный психологический тест «Кто я?».
Процедура: учащимся раздаются листки бумаги.
- Внимательно выслушайте вопрос, поставьте на своем листке цифру, обозначающую номер вопроса и ответа. Над вопросами долго не думайте, пишите первое, что приходит в голову. Отвечать нужно искренне и самостоятельно.
В течение 2 мин. Задавать через 30-40 сек. Вопрос «Кто ты?»
Проанализировать ответы с точки зрения:
- биографических или ролевых характеристик личности (сын, ученик, человек…)
- психологических (честный, люблю животных, невнимательная дочь…)
Отметить в каком тоне пишут про себя ученики (позитивном или негативном), т.е. положительная или негативная самооценка.
- Кто я? Зачем я?
Подводя итог, учитель рассматривает материал п.1 и 2 учебника.
Обсуждаются вместе с учениками вопросы на с.38.
Рассуждая о счастье можно проанализировать написанную на доске народную мудрость «Ничто так не характеризует человека, как его представление о счастье». По этому поводу уместно рассказать китайскую притчу ( с.93 метод. пособия для 10 кл.).
- Задание 2 с.42
- Что будет после меня?
Обсуждение пункта учебника вместе с учениками. Рассмотреть вопрос на с.40: «Какие конкретные способы продления жизни вам известны?»
- «Как вы считаете, есть ли жизнь после смерти?»
Вывод: так или иначе нет точных ответов на вопросы «Кто я? Зачем я? Что будет после меня?» Ответы на эти вопросы и составляют смысл жизни. Эти вопросы называются вечными, потому что человек во все времена искал и продолжает искать смысл жизни, смысл смерти и бессмертия.
- Прочитайте цитату и выскажите свое мнение с. 42 «Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечной». (Цицерон).
- Человек, индивид, личность.
Разбирается тест пункта «Человек, индивид, личность» учебника. Работа с терминами в тетрадях.
- Вспомните споры философов об определении понятия «человек»?
( существо биосоциальное) составить «ромашку» - «Человек»
- Индивид – признаки, характеризующие человека как одного из многих.
- Индивидуальность – неповторимое своеобразие.
Зачитывает рассказ о Н.В.Гоголе и учащиеся должны определить, какие характеристики относятся к индивиду, а какие – к индивидуальности:
20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Новорожденный темноволосый мальчик с карими глазами был с рождения очень худ и слаб. Он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия.
После смерти писателя один из современников сказал о нем так: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших».
Вывод: только сравнивая человека с другими людьми, можно выявить индивидуальность. Следовательно – индивидуальность характеристика человека в обществе.
Еще один признак, присущий только человеку, - быть личностью.
- Вспомните однокоренные слова «личности» - «лик», «лицо», «облик». Как их можно связать?
- Личность – это человеческий индивид, член того или иного общества. (Обращаемся к словарю с. 372 учебника). – составить синквейн
- Вопрос 3 стр. 42: «Может ли человек проявиться как личность вне общества?»
- Как вы считает, в чем призвание человека?
Вывод: личность обладает развитыми представлениями о себе: кто я? Каков я? Зачем я? Т.Е. те «вечные вопросы», о которых мы сегодня говорили.
- Заключительный этап.
Проверяется знание терминов «личность», «индивид» и «индивидуальность»:
- Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:
а) деятель;
б) лидер;
в) индивид;
г) человек;
д) личность.
2. Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:
а) победитель конкурса эрудитов;
б) человек высокого роста;
в) «душа» коллектива;
г) имеет нос с горбинкой;
д) готов прийти на помощь в любую минуту.
Вывод: «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длиться, а то, насколько хорошо она сыграна». (Сенека 6-3 гг. до н.э. – 65 г. н. э.)
- Дом. задание: § 7, вопросы и задания.
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Человек. Индивид. Личность"
Данный тест позволит повторить тему "Человек как биосоциальное существо" и закрепить новую тему "Личность"...
"Человек. Индивид. Личность".
Презентация по обществознанию, повторение изученного в период подготовки к ОГЭ....
Человек, индивид, личность
Статья по психологии...
контрольная работа- тест Человек . Индивид. Личность
Даная тема изучается уже с 6 класса, а повторять приходиться до 11. Поэтому проверочный тест- хорошее повторение....
Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность".
Учебное занятие по обществознанию "Человек, индивид, личность", 1 курс СПО. В процессе занятия студенты изучают материал, работая с фрагментами научно-популярных текстов....
Классный час "Человек. Индивид. Личность."
Классный час "Человек. Индивид. Личность."...
2.05 МЖКХ2 Обществознание. Человек. Индивид. Личность
Задание1. Дать определения трём понятиям: человек, индивид, личность2. Привести по 3 примера к этим понятиям3.Ответьте на вопрсы: - В чём отличие Гражданина и гражданина по рождению?...