Урок рефлексии в 5 классе : "Ох уж это прилагательное! ".
план-конспект урока (5 класс)

Шнякина Людмила Анатольевна

Урок разработан по технологии проблемного обучения.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Ох уж это прилагательное!

Тип урока; урок  рефлексии.

        Цель:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познавательные УУД:  

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Личностные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Регулятивные УУД:  Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности(анализу)

Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации..

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал., презентация

Технология: проблемное обучение

 Этапы   урока; Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности;  5 минут

1.Нестандартное начало

Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.

Мотивация к учебной деятельности

Цель включение учащихся в учебную деятельность  на личностно- значимом уровне

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер -  ласковый прохожий.

А к нам в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и  играют,

 и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

 будет длиться весь урок.

Для всех: Проверьте по эталону домашнее задание

Задания индивидуальные.

1 Выпишите из приветствия прилагательные (хороший ласковый) подберите синоним  к этим словам добрый

Ветер- ласковый прохожий.

Такое- местоимение

Учащиеся выполняют пожелания  учителя.

Для всех проверка домашнего задания по эталону

 У доски сильные по карточкам

Проверяют готовность к уроку.

Способность к самооценке своих действий,

 Коррекция знаний, определение способа затруднений

2 этап. Актуализация и пробное учебное действие; Локализация индивидуальных затруднений

2.Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Выявление  затруднений при выполнении домашней работы

Поднимите, кто не допустил ни одной ошибки?

Поднимите руку, кто допустил ошибки в  1задании?  Ч р

2 задание разряды

3 задание окончания

4 задание краткие

5 задание н и нн

6 задание эпитет

7 задание роль в предложении

- Какое задание показалось вам самым трудным? Почему  возникло затруднение?

 Попробуем определить цель урока.

 Фронтально

Оценивают домашнюю работу, выявляют ошибки при выполнении  домашней работы.

 Размышляют о способах выполнения. заданий

Учатся

оценивать результаты своей работы

Систематизировать, анализировать , делать выводы.

3 этап.  Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению.

Прием «Вопросительные слова»

Соотнесите вопросы и темы для разговора

Что мы будем делать?

С какой целью?

Почему мы  это делаем  так?

Какой результат мы должны получить?

Чтобы выйти на тему

Давайте проверим задания на доске и определим тему урока

- Какое слово является ключевым во все заданиях – прилагательное.  Я предлагаю добавить в тему  слова

 «Ох, уж это  прилагательное!»

На что намекает тема?

 На какие  понятия?

Молодцы!  Мы будем говорить о трудностях прилагательного и способах их преодоления

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме.

Необходимо назвать цель урока

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

4 этап.  Реализация построенного проекта;

Работа в группах

Задание  Представьте, что вы корень, расскажите о себе по плану так, чтобы   было передано правило

Задание. Запишите  3 прилагательных, определите разряд.

Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик- семицветик» Чему учит мультфильм? Какие качества воспитывает в человеке?

Как вы думаете, зачем я  принесла на урок этот мультфильм? Сколько заданий выполняли дома? Семь заданий и семь лепестков. Семь прилагательных, которые характеризуют поступки доброго человека.

 Я дарю Вам 1 лепесток

Вспомним теорию

Задание Прием тонкие и толстые вопросы

1 Что называется прилагательным?

На какие вопросы отвечает прилагательное?

Вот вам Желтый лепесток

Морфологические признаки

Назовите разряды прилагательных.

Какие прилагательные называются притяжательными? Все ли прилагательные имеют  краткую форму? Как изменяются прилагательные?

Всегда ли прилагательное в предложении  определение?

 Докажите.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Люди добры  в отношении к животным.

Мама добрая и приветливая

 Что помогло вам ответить на вопросы?

 Молодцы, вы знаете теорию, вот вам   третий  лепесток.

 Ученики проявляют интерес.  К мультфильму.

 Записывают 3 прилагательных и доказывают, что это прилагательное

Формирование исследовательских умений

-развитие операций мышления:  сопоставления, анализа,

Самопроверка, саморегуляция.

5 этап. Обобщение затруднений во внешней речи;

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели:

- организуется  афиширование термина, оценка

Знаете ли вы, что дословный перевод названия «прилагательное» с греческого –  «эпитет». Перевод с латинского – «нечто прибавленное», «приложенное».

Сейчас в парах вы выполните задание В четверостишии вы найдете образные прилагательные, то есть эпитеты и ответьте на вопрос,  какова роль эпитетов в речи?

Как вы находили эпитеты? Каким способом?

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый.

Так давай и я, и ты

Ему добавим доброты.

Сердце ищет тепла на промокших аллеях…

Сердце ищет любви для продрогшей души…

Сердце ищет любви... Устаёт, и слабеет…

Сердце ищет тепла,… ты к нему поспеши…

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Рано утром в лес тенистый

Я люблю пойти: смолою

Пахнет воздух влажный, чистый,

Песни птичек голосистых

Веселят больную душу.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звёздные сны.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звёзды далёкие

И улыбается небу земля.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Дремлет чуткий камыш.

Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Какова роль эпитета в речи?

Молодцы , у нас появился еше один лепесток

Ученики  работают в парах, могут помочь друг другу.

 Определение роли эпитета в художественной речи,

осознание  стремления к новому

-сотрудничество

6 этап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

При проведении данного этапа используется  прием «Своя опора»

Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

Приём  “Своя опора“

 Самое трудное правило – н и нн

Проанализируйте созданные вами опорные конспекты, Найдите плюсы и минусы.  Каким способом можно запомнить правило.

Прием «Лови ошибку»

 У вас в  задании  неизвестное количество ошибок,  за 3 минуты вы должны  найти все ошибки, выбрать спикера и назвать их.

 Исправьте ошибке в выборе орфограммы Н и НН в суффиксах прилагательных

« Румянное яблоко, лимоный пирог, юный друг, целиные земли,  лебединная верность, письменый стол,  лекционая тетрадь, серебрянная пряжка,  оловяная кружка, кожаный пиджак.»

8 ошибок

 Какие действия вы выполняли, исправляя ошибки?

Что вам в этом помогло?

В награду за умение работать в группе дарю вам лепесток.

В человеке живет маленький теплый солнечный зайчик. И если к живому существу отнестись с добром,  то в нем этот солнечный зайчик проснется, и человек ответит вам  добром, потому что почувств.ует в себе солнышко и жизнь.

выбирают нужное.

 умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде».

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации

расширение понятийной базы

формирование у учащихся умений

работв в группе

коммуникативные ууд

Морфологический разбор

Живому  приемрайтинг поставь себе оценку

7 этап  Домашнее задание. Включение в систему знаний и повторения;

обсудить и записать домашнее задание

 Опорный конспект

Ох, уж это прилагательное»

 Читают зад и вопросы.

Систематизация полученных знаний

8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;

провести рефлексивный анализ учебной деятельности оценить собственную деятельность на уроке;

.

Формирует:

  • умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

  Закончи предложение:

Мне было интересно , когда….

Все понятно, могу объяснить…

Легко отличу орфограммы..

И если тебе вдруг покаж..тся, что человек - злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, (не) обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увид..шь, как все будет хорошо

 Ученики дают оценку деятельности на уроке.

Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю

Карточка

 Задание 1.

1.Выпишите из приветствия   имена прилагательные.

2. Поберите синоним  к словам

3. Ветер - ласковый прохожий.

Задание 2.

  1. Составьте кластер «значения качественных и относительных прилагательных»

Задание 3

 1 Морфологический разбор  имени прилагательного

Доброта – очень важное качество в людях.

Задание 4

  1. Синтаксический разбор
  2. Подобрать  прилагательное к модели.

 Искреннее проявление доброты подобно  лучику солнца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Методическая разработка к уроку английского языка в 4-9 классах по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухсложных прилагательных)

Методическая разработка  на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухс...

Урок письма и развития речи в 6 классе по теме: «Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам».

План - конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 классов, обучающихся по программе Воронковой В.В. (Программа специальных образовательных учреждений VIII вида)....

Урок в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"

Урок в 6 классе коррекционной школы по теме  "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"

Презентация к уроку в 6 классе коррекционной школы по теме  "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....