Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере ФГОС
статья
Цель современного образования заключается в необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим учителя применяют в своей практике личностно-ориентированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagina.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере ФГОС
ФГОС определил цель современного образования. В ней говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим учителя применяют в своей практике личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.
Цель личностно-ориентированного похода к обучению состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного похода к обучению
- Гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья. Средствами реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- Культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;
- Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Личностно-ориентированный поход к обучению базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Отличие личностно-ориентированного подхода к обучению
от традиционного обучения
Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный) | Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка |
Вектор развития задан | Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия |
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития | Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания |
Вектор развития строится от обучения к учению | Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию |
Задача формирования личности с заданными свойствами | Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию |
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
- Педагогические технологии адаптивной школы
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
- Игровые технологии
- Технологии уровневой дифференциации
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
- Технология «Педагогические мастерские»
Особенности урока при личностно-ориентированном подходе
к обучению.
Традиционный урок | Личностно-ориентированный урок |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Личностно-ориентированный похода к обучению играет важную роль
в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Личностно-ориентированное обучение позволяет повысить мотивированность учащихся к обучению, их познавательную активность;
построить учебный процесс с учетом личностных компонентов, т. е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности; дифференцировать (создавать условия для обучения детей путем объединения в однородные группы) и индивидуализировать учебный процесс; создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
отследить динамику развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.
В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....
Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения
Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...