Система мотивации на уроках математики
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья по теме "Система мотивации" предлагает рассмотреть несколько различных способов мотивации учащихкся к изучению математики. Какие технологии можно использовать на уроках математики, чтобы повысить интерес к изучению математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_motivatsii_uchashchihsya_shkol_na_urokah_matematiki.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Система мотивации на уроках математики
Автор: Бочкарева Ирина Евгеньевна
Организация: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В. М. Пучковой»
Населенный пункт: с. Хороль Приморский край
Чтобы образовательный процесс на уроках математики был наиболее эффективен учителям необходимо обращать внимание и на мотивированных учеников, и на тех, кому обучение не так интересно. В данной статье я представляю систему по внутренней и внешней мотивации, которые помогут повысить интерес обучающихся к урокам математики.
Учебная деятельность становится внешне мотивированной при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Например, получение хорошей оценки или аттестата, золотой или серебряной медали, похвалы, деньги от родителей за хорошую учебу, уважение одноклассников, избегание «наказаний» за плохую успеваемость и так далее. При внешней мотивации знания не становятся целью обучения.
Внутренние мотивы направлены на познавательную потребность ученика, удовольствие, получаемое от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Ученик непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности обучающегося в процессе учебной деятельности.
Внутренняя мотивация включает желание ученика понять тему или концепцию (учебная), выступить лучше других (эгоистическая) или произвести впечатление на окружающих (социальная). Последняя цель находится на границе внешней и внутренней мотиваций.
Необходимо учитывать эти понятия мотивации, на них будем воздействовать приведенными в статье техниками, которые надо обязательно подстраивать под себя, чтобы их применение не выглядело искусственным и не вызвало отторжения у обучающихся.
В первой технике хочу отметить, что необходимо обращать внимание на пробелы в знаниях обучающихся. На своем опыте убедилась, что при наличии пробелов у обучающегося при изучении новой темы, у него нет мотивации к познанию нового. Сначала необходимо дать несколько простых примеров по теме, затем нетипичные примеры по той же теме. Мотивация увеличится, если обучающийся поймет свои пробелы в знаниях. Задания для выявления пробелов по одной и той же теме могут различаться в зависимости от класса.
Например в 5-6 классах можно предложить следующие карточки:
Карточка №1. Выполните сложение и вычитание | |||||||
I вариант | II вариант | III вариант | IV вариант | ||||
А в 9 – 10 классах, уже более сложные:
Карточка № 2 Упростите выражение: | |
I вариант |
Во второй технике необходимо показать последовательность достижений. Важно показать ученикам логическое следствие понятий друг из друга, так как в математике без знания предыдущих тем невозможно понять следующую. В данном случае у обучающегося растет мотивация к изучению смежных тем, а не только конкретной темы.
В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и русского языка можно привести такой пример. В 6 классе изучается тема «Числительное». Здесь изучаются как количественные, так и порядковые числительные, их склонение. Учителю математики следует это учитывать и предложить, например, такие задания. При выполнении упражнения предложить ученикам записать (или проговорить) словами:
Пример 1
1. |-8| - |-5 | (Из модуля минус восьми вычесть модуль минус пяти).
2. |28,52|:|-2,3| (Модуль двадцати восьми целых пятидесяти двух сотых разделить на модуль минус двух целых трех десятых).
Можно предложить учителю русского языка дать подобные задания на его уроках. Время изучения материала совпадает. Возможно, дать общее домашнее задание по русскому языку и математике, а затем оценить отдельно по каждому предмету. К тому же учащиеся оценят необычность подобного задания, что вызовет дополнительный интерес к нему.
Очень часто ученики в существительном «длина» пишут удвоенное «н». Имеет смысл разъяснить, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное, обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»).
В качестве третьей техники предлагаю в ходе занятия бросить обучающимся интеллектуальный вызов, который должен быть связан с темой урока и быть по силам ученикам. Использование вызова должно быть оправдано, помогать усвоению материала урока.
Например в 8 классе можно предложить ученикам следующую задачу:
Дана белая доска размером 100 x 100 клеток. Двое по очереди красят ее клетки в черный цвет, причем первый всегда закрашивает квадрат 2 x 2, а второй три клетки, образующие «уголок». Уже покрашенную клетку второй раз красить нельзя. Проигрывает тот, кто не может сделать очередной ход. Кто выиграет при правильной игре: первый или второй? Ответ обоснуйте.
Четвертая техника – показывать математические фокусы. Привить любовь к математике можно разными способами, и самый необычный из них – через фокусы. Для некоторых обучающихся этот способ может стать самым действенным – появится реальный стимул тренироваться в устном счете и разбираться в формулах.
Например, предложите ученикам задумать двузначное число. Теперь пусть они умножат число его десятков на 2, прибавят к этому произведению число 5, умножат эту сумму на 5, к полученному произведению прибавят 10 и число единиц того числа, которое задумали. Пусть любой зритель скажет, что у него получилось. Вычтите из полученного результата число 35 (лучше сделать это в уме или на калькуляторе, не посвящая в свои действия зрителей), и вы сможете назвать задуманное зрителями число.
Одной из важных техник в школьном обучении показать связь математики с различными профессиями. Периодически во время урока учитель должен обращать внимание на то, как может пригодиться математика в профессии, которую ученики выбирают в данный момент для своей будущей жизни. Здесь значимую роль играют интегрированные уроки, например, геометрия и архитектура, геометрия и дизайн, математика и программирование, математика и медицина и так далее.
Еще одним аспектом четвертой техники является показ в начале урока пользы от знания темы, то есть как можно применить новые знания на практике. Например, при выводе формулы вычисления площади многогранника, привести пример вычисления площади квартиры.
В пятой технике предлагаю обсудить с учениками интересные математические факты. Одна из самых эффективных техник мотивации обучающихся – попросить их выразить свое мнение о любопытных математических фактах: например, «Среди всех фигур с одинаковым периметром, у круга будет самая большая площадь. И наоборот, среди всех фигур с одинаковой площадью, у круга будет самый маленький периметр.».
В шестой технике предлагаю периодически давать задания из ОГЭ, ЕГЭ, при этом акцентировать внимание на то, что данные задания им либо по силам, либо нет. Выявленные пробелы в знаниях обучающихся повысят мотивацию к изучению математики, к дальнейшему совершенствованию и поступлению в высшие учебные заведения, где необходима сдача ЕГЭ по математике. Здесь преподавателю необходимо грамотно подбирать задания, сразу не давать слишком трудные задачи, а по степени усложнения. В качестве примера можно показать действительно сложный пример, чтобы дать перспективу изучения темы, дать мотивацию по шагам изучать тему, чтобы впоследствии решить данную задачу. В конце изучения темы необходимо вернуться к этому примеру, тем самым ученики будут видеть свои результаты. Это непременно скажется на мотивации к изучению новой темы, к математике в целом.
Седьмая техника – использование на уроках развлекательных заданий по математике, например, расскажите про парадоксы Галилея, лжеца и т. п. Конечно необходимо разумное использование подобных заданий, чтобы ученики не отвлекались от изучения основной темы занятия.
Я на своих занятиях часто использую следующую технику – обращаю внимание на простые факты, изученные в школе. Как правило, обучающиеся многое не помнят. Например, на вопрос в 9 классе – в каком классе изучали раздел геометрии «Треугольники» и ученики часто не дают ответа. Мотивация к изучению нового возрастает, появляется стремление открыть для себя новые знания.
Восьмая техника – рассказать интересную историю о математике, об исторических фактах из области математики. Например, можно рассказать о родоначальнике греческой математики Фалесе из Милета (640-548 до н. э.) современнике Солона, который был торговыми делами приведен в Египет и ознакомился с египетской геометрией. Содержание теорем, «открытие» которых приписывается древними Фалесу как самостоятельная работа, дает понятие о ее характере. Равенство углов при основание равнобедренного треугольника, равенство вертикальных углов, было известно и до Фалеса, так что приписываемое ему открытие нельзя понимать иначе, как открытие доказательств этих элементарных истин. Каковы были эти доказательство, мы не знаем, но потребность в них указывает на научный характер первых познаний греков, на первые зачатки научной организации
Такие истории успеха хорошо мотивируют учеников. Главное, уделить истории достаточно времени.
В качестве девятой техники предлагаю использовать научные фильмы о математике, например, документальный фильм «Числа». Ученики погружаются в мир математических открытий, повышается интерес к изучению математики.
Учителя математики должны понимать, какие мотивы есть у их учеников на данный момент. Их можно выявить в ходе бесед, проведения тестов, анкетирования. На основе этих данных учитель может увеличивать вовлечение обучающихся в предмет и повышать эффективность образовательного процесса. Конечно, важен индивидуальный подход, необходимо учитывать уровень развития, уровень понимания математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний
Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...
"Методы мотивации на уроках математики"
Методы мотивации на уроках математики.Для успешного достижения целей на уроках надо совершенствовать формы организации учебной деятельности....
«Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской»
Конкурс «Мои инновации в образовании» «Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской» Номинация: Описание инновационной деятельности по актуальным пр...
Статья "Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики"
Статья содержит материал, каторый показывает как учащиеся учатся учиться и готовятся вступить во взрослую жизнь на уроках математики....
мотивация на уроках математики
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский...
Современные методы повышения мотивации на уроках математики
Презентация доклада на тему: "Современные методы повышения мотивации на уроках математики"...