Эссе "Я - преподаватель"
статья
Мое эссе, посвященное теме преподавания: что это для меня, как я вижу результаты своей деятельности и о многом другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эссе_я_преподаватель_23 | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – преподаватель»
Я – преподаватель. Я преподаю уже больше 33 лет. Преподаватель – это общественный статус. Это профессия. И это любовь. Для меня за столько лет преподавание стало неотъемлемой частью моей личности. Знаете, когда ты только входишь в профессию, то легко можно сказать: вот здесь – я педагог: возможно, кто-то скажет, что строгий, а кто-то справедливый, – а вот здесь я – домашняя и уютная. Тут я знаю, умею и обучаю, а там – учусь сама снова и снова. Но по мере того, как растет твой профессионализм, расширяются знания, и увеличивается опыт, становится все сложнее и сложнее делить себя на педагогическую и личную части.
Вопросы, которые я задавала себе в начале карьерного пути: кто такой преподаватель? Что он должен знать и уметь? Как он должен себя вести с учащимися и коллегами? Как заставить тебя слушаться на занятии? Какие приемы использовать в обучении, чтобы знания у обучающихся в голове укладывались, а не улетали из нее вместе со сдачей контрольной работы? Вопросов, как помню, было много. И не всегда сразу удавалось найти на них ответы. Спасибо коллегам, которые поддерживали, давали обратную связь и ученикам, которые своим поведением красноречивее всего показывали мне правильность или неправильность моих действий.
Смотря из дня сегодняшнего, многому удивляешься, что-то вызывает улыбку. Сейчас ответы есть на все прошлые вопросы, но вдруг возник другой, звенящий словно муха, что каким-то чудом залетела в комнату и неистово пытается пробиться наружу сквозь прозрачное стекло. Я – преподаватель. Но что это значит для меня лично? Это уже не отдельная часть меня. Это продолжение, но не исключено, что и основа всей моей личности, моего осознания себя как человека.
Сегодня, когда я из школьного учителя стала преподавателем среднего профессионального учреждения, то старые вопросы снова напомнили о себе. С одной стороны, казалось бы, там и тут я учу, я преподаю. Но с другой, находясь в школе у тебя авторитет по-умолчанию: ты взрослый, они дети, – и задача – его сохранить. В колледже же, на тебя изначально учащиеся смотрят как на равного: ты взрослый, и они уже не те дети, за которым нужен постоянный присмотр, они взрослее, самостоятельнее и задают такие вопросы, на которые не всегда легко ответить. Они задают вопросы по-взрослому: обстоятельнее, уже вооружившись знаниями, им уже не нужны «сами законы функционирования мира», им нужен ответ на вопрос о противоречии этих правил. Они сами знают «правду реальности», но не готовы смириться с противоречием двух правил. Поэтому, они хорошо знают, что я преподаватель и я тут «главный», но они не принимают на веру то, что из-за этого они должны уважительно относится ко мне, им нужны доказательства, им нужно подтверждение моего права требовать наличие у них знаний.
Именно в такой среде легче всего реализовывать проблемное обучение, ставить исследовательские задачи, например, посредством метода проектов, квестовых заданий.
Я преподаватель истории и обществознания. История изучает наше прошлое, обществознание – наше настоящее. Самому важному, чему учат эти науки – это то, что ты не можешь изменить прошлое – ты можешь только его принять, но ты можешь влиять на свое настоящее. Зная прошлое, всегда проще строить будущее. Я всегда говорю, что пока один ищет вчерашний день, другой делает выводы и идет дальше.
Однажды, когда я читала Виктора Франкла – человека, который не просто выжил в концлагере, а сумел сохраниться и научиться полноценно жить после всего перенесенного ужаса, – я подумала о том, что все его описание адаптации к кошмарным условиям проходили через его профессию. Другими словами, в тот момент он определил себя, как врача, как исследователя и того, кто должен закончить свою книгу. Тогда меня это потрясло и в то же время вдохновило. Психологи говорят, что изумительнейшим образом именно профессиональная наша часть является одной из самых адаптивных, и она дает нам силы, уверенность, а также мужество действовать в самых непредсказуемых ситуациях.
Может быть, со стороны может показаться, что зачем преподавателю это все. Я же отвечу так. Когда приходишь преподавать, ты становишься в роль лидера. Лидера, который знает, умеет и организовывает. Человека, который ответственен за учащихся. За климат на занятии: чтобы было солнечно и тепло каждому из участников обучения, и чтобы не было молний из иронии и высмеивании кого бы то ни было. За тот «урок взаимодействия» с учащимися, который они усваивают как отношение к себе, другим окружающим и к тебе лично.
Есть такое выражение, широко известное в народе: «Прусский учитель истории выиграл сражение при Садовой». Хотя в оригинале она принадлежит профессору географии из Лейпцига Оскару Пешелю и звучит так: «Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Нет.Учителя не были генералами, отдающими приказами. Они были теми, кто этих генералов учил наукам. Они были теми, кто формировал интеллектуальный потенциал, а также мораль и нравственность всех тех, на ком строится и развивается страна.
Преподаватель – это определенный взгляд на мир. Это система ценностей. Это любовь к ближнему. Преподавание – это возделывание почвы познавательных процессов, это семена знаний, и уход за ростками умений. Я не знаю, с чем потом эти ростки встретятся: с лучами безграничных возможностей или заморозками неудач, но моя цель подготовить их, сделать устойчивыми к любым похолоданиям взрослой самостоятельной жизни.
И да. Невозможно с понедельника по пятницу быть преподавателем, говорить правильные и умные вещи, в выходные снимать с себя халат ответственности, и делать что-то вопреки своему призванию. Я – преподаватель. Я тот, кто не знает ответы на все вопросы, но точно знает, как и где их найти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)
В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...
Описание межпредметного проекта «Традиционная китайская живопись и каллиграфия». Авторы проекта: преподаватель изобразительного искусства Бузовская Е.А. преподаватель китайского языка Баркова Т.И.
Практика внедрения китайского языка как второго или дополнительного иностранного языка в школе....
Описание межпредметного проекта «Традиционная китайская живопись и каллиграфия». Авторы проекта: преподаватель изобразительного искусства Бузовская Е.А. преподаватель китайского языка Баркова Т.И.
Практика внедрения китайского языка как второго или дополнительного иностранного языка в школе....
Описание межпредметного проекта «Традиционная китайская живопись и каллиграфия». Авторы проекта: преподаватель изобразительного искусства Бузовская Е.А. преподаватель китайского языка Баркова Т.И.
Практика внедрения китайского языка как второго или как дополнительного языка в школе....
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...
Методическая разработка урока преподавателя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ Прихожай Т.А.
Рекомендации по эвакуации в учебных заведениях....
Методическая разработка урока преподавателя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ Прихожай Т.А.
Рекомендации по эвакуации учебных заведений....