Эссе: «Народный педагог»
статья
Эссе посвящено Константину Дмитриевичу Ушинскому, педагогу, чей вклад в развитие образования огромен и заслуживает внимательного изучения и анализа современным педагогическим сообществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогическая статья | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Константин Дмитриевич Ушинский – основатель научной педагогики, который по праву считается «учителем русских учителей». В 2023 году отмечается 200-летие со дня рождения великого педагога, чьи идеи произвели настоящую революцию в педагогике. Его педагогические идеи и принципы особенно актуальны в настоящее время.
«Это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». Такую характеристику Константину Дмитриевичу Ушинскому дал Л.Н. Модзалевский, соратник великого педагога и его ученик.
В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежит идея народности, то есть своеобразие каждого народа обусловлено его историческим развитием, географическими, природными условиями.
Изучая педагогические взгляды Константина Дмитриевича, я обратила внимание, насколько смелым человеком он являлся! Его идеи шли вразрез с общепринятыми взглядами на обучение и воспитание. Тем не менее, он находил в себе силы доказывать свою правоту, бороться с системой, которая складывалась не просто годами, но веками! Летом 1862 года Ушинский был уволен из Смольного института, обвинен в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадёжности и отправлен в ссылку (как считал сам Константин Дмитриевич), а официально - в командировку за границу. Но и там, разлученный с Россией, он жил и трудился во благо Отчизны. Еще в юношеские годы К.Д. Ушинский записал в своем дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Этому девизу он следовал всю жизнь, доказательством тому служат его научные труды.
2
Долгое время Ушинский жил за границей, изучая быт, традиции, нравы, образ жизни разных народов, пытаясь выявить существенные признаки системы воспитания, присущей тому или иному обществу. Результатом этих наблюдений стали статьи «Внутреннее устройство североамериканских школ», «Школьные реформы в Северной Америке», «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Одна из тёмных сторон германского воспитания». Изучая педагогический опыт других стран, К. Д. Ушинский смог сформулировать русский национальный принцип воспитания, который описал в статьях «О нравственном элементе в русском воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими». Задача национального воспитания, как считал К. Д. Ушинский, заключается в том, чтобы, опираясь на народный характер, найти способ воплощения нравственного идеала в конкретном человеке.
Долгие годы, проживая за границей, Ушинский наблюдал за менталитетом и особенностями воспитания европейцев и американцев и выделил закономерности, характеризующие иностранные системы воспитания.
Так, Ушинский считал, что характер французского общественного воспитания определить трудно «именно потому, что в нём мало характера».
Он отмечал легкомысленное отношение французов к нравственному и семейному воспитанию. Семья, имеющая для русского человека огромное значение, для француза лишь формальная необходимость. Константин Дмитриевич соглашается с мнением А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который говорил, что «можно быть глубоким учёным и вместе с тем никуда не годным и безнравственным человеком…можно быть прекрасным техником и никуда не годным членом семьи…» Поэтому французская система нравственного воспитания никак не может вызвать зависти, считает Ушинский.
3
Находясь в Швейцарии, К. Д. Ушинский составил замечательную книгу для классного чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.
По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, язык является основой и культурного, и нравственного развития ребёнка. Как важно услышать Константина Дмитриевича сегодня, в наши такие сложные времена, наполненные заимствованиями из иностранных языков и культур, отрицанием исконно русских традиций, навязыванию чуждых нашему менталитету систем воспитания, образования и обучения. Ещё Ушинский был убеждён, что без национальной идеи, без патриотического духа не может быть осуществлено воспитание полноценного гражданина России! Возможно, что в год 200-летия великого педагога, его слова будут не только услышаны, но и приняты к действию, ведь сейчас это особенно важно!
Я убеждена, что мысли К. Д. Ушинского о национальном характере воспитания должны использоваться в современной системе образования, так как они помогут созданию прочных духовных основ нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а взрослому человеку правильно выстроить систему ценностей, основанную на патриотизме, любви к родному языку, к семейным ценностям.
Список литературы
1. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. / В. О. Ключевский. – М., 1993.
2. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2 : Педагогические статьи, 1857– 1861 гг. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; АПН РСФСР. – М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 655 c.
3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 3 : Педагогические статьи, 1862– 1870 гг. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; АПН РСФСР. – М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 655 c.
4. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский ; редкол.: М. И. Кондаков (гл. ред.) и др. ; сост. и примеч. С. Ф. Егорова ; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 414 [4] с.
5. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский ; редкол.: М. И. Кондаков (гл. ред.) и др. ; сост. и примеч. С. Ф. Егорова ; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 492 [2] с.
6. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 27.02.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе " я - педагог"
Эссе« Я – педагог» Учитель… Слово-то какое!..Ёмкое, красивое,Большое. В жизни каждого человека имя учителя становится вторым родным именем после слова «мама», ведь именно в школе ребё...
Эссе " я - педагог"
Эссе« Я – педагог» Учитель… Слово-то какое!..Ёмкое, красивое,Большое. В жизни каждого человека имя учителя становится вторым родным именем после слова «мама», ведь именно в школе ребё...
Эссе "Успешный педагог - каков он?"
Описание того, каким я вижу успешного педагога....
Эссе "Имидж педагога"
Эссе посвящено созданию имиджа педагога....
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "Я - ПЕДАГОГ" городской конкурс "Педагог года" Номинация "Самый классный классный" 2016 г.
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "Я - ПЕДАГОГ"...
Материалы номинации "Эссе "Я-Педагог" районного конкурса "Педагог года - 2021" среди педагогов образовательных организаций Ельниковского муниципального района
В целях поддержки инновационного движения, распространения педагогического опыта лучших учителей Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, развития и расширения профессиональных к...
"Наш действительно народный педагог"(к 200-летию К.Д. Ушинского)
Имя К.Д.Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на посл...