Новые формы воспитательных практик
методическая разработка

Зиновьев Валерий Николаевич

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy_vospitaniya.docx205.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

МАТЕРИАЛЫ

муниципального этапа         Всероссийского конкурса

педагогических работников   «Воспитать человека»

номинация «»

Зиновьева Валерия Николаевича

Преподавателя-организатора ОБЖ

C:\Users\PC\Desktop\зин (2).jpg

Ставропольский край

с.Красногвардейское, 2022 г.

 «Новые формы воспитательных практик»

   «Вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном:

 о ценностях, нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь,

 воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»

В. В. Путин

    Мое поколение уникально – мы через родителей «живьем» помним Великую Отечественную войну и поднятие страны из руин, мы сами пережили перестройку, хаос 90-х и возрождение страны в 2000-х.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание для меня не просто набор слов и понятий. Это стержень, который помогает жить самому, растить детей, вкладывать свою частичку в то общее и великое, что мы зовем РОДИНА.

    Как воспитывать сегодня? Как в наше сложное время научить любить Родину, ценить искусство, воспитывать их цельными творческими личностями, нравственно и духовно крепкими и наполненными. Наша задача помочь не затеряться, не уступить, не отдать традиции, не потерять нить духовности и нравственности, связывающую человечество, не потерять своей индивидуальности, в основе которой лежат духовные и нравственные ценности. Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России с формированием в сознании учащихся таких понятий как Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда.

     Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы России», а также постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», которыми руководствуется наша школа, организуя патриотическую работу.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности нашей школы. 

Главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены задачи:

- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;

- создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и страну, воспитание достойных тружеников и защитников Родины.

     Основные направления гражданско-патриотического воспитания:

- духовно-нравственное;

- историческое;

- политико-правовое;

- воспитание на воинских традициях.

      Воспитание в школе реализовывается через три взаимосвязанных блока:

        - воспитание в процессии обучения;

        - воспитание во внеурочной деятельности;

        - воспитание во взаимодействии с социумом.

         Дети приходят в школу не только учиться. За 11 лет в стенах школы мы стараемся сформировать в каждом из них ГРАЖДАНИНА РОССИИ. В этом, кратко говоря, и есть смысл гражданско-патриотического воспитания. Очень точно в свое время сказал А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира»

   В нашей школе создана система гражданско-патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы. В школе реализовывается программа «Растим патриотов России», целью которой является становление и развитие качеств конкурентоспособной личности, живущей в правовом, демократическом государстве, на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельное отношение к окружающему миру, к людям, к себе.

    С 20 года я руковожу школьным юнармейским отрядом «Гвардеец». Мы принимаем участие во всех мероприятиях и акциях, которые проводятся с привлечением юнармейцев, тесно сотрудничаем с Союзом по делам молодежи и другими общественными организациями.

     Нашей школе есть чем гордиться в области гражданско-патриотического воспитания детей – традиционно школьная команда юнармейского отряда «Гвардеец» практически ежегодно занимает призовые места в военно-спортивной игре «Зарница», соревнованиях детско-юношеского движения «Школа безопасности. ОФП» муниципального уровня.      

             Есть еще награды, которые, на мой взгляд, значимее дипломов и медалей. Это когда выпускники нашей школы ежегодно на вечере встреч с горящими глазами вспоминают школьные годы и то, как они завоевывали эти награды. И когда они приводят своих детей и говорят: «Мы хотим, чтобы наши дети тоже здесь учились!»

        И мы видим результат нашего гражданско-патриотического труда – активных и энергичных людей, умеющих сформулировать и отстоять свою гражданскую позицию, строящих свои семьи, переживающих за свою страну.

             Однако одного искреннего желания здесь мало. Важен профессионализм педагога, занимающегося гражданско-патриотическим воспитанием детей. Перефразируя Ф. Э. Дзержинского, можно сказать, что педагог – этот холодная голова и горячее сердце.

             Радуясь нашим достижениям, все время стараюсь включать «холодную голову» и анализировать – в чем причины успехов или почему не получилось задуманное? Накопленный опыт помог мне сформулировать основные правила организации гражданско-патриотического воспитания, которых я неуклонно придерживаюсь в своей работе с отрядом «Гвардеец».  

            Первое правило: никакого формализма и бездушного повторения.

Формы мероприятий гражданско-патриотического воспитания необходимо постоянно дорабатывать с учетом конкретных детей, конкретной ситуации в школе, округе, обществе и мире.

               Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в нашей школе являются месячники гражданско-правового воспитания, гражданско-патриотического воспитания «Славной Родиной горжусь я!», героико-патриотического воспитания «Поклонимся великим тем годам»

   В рамках месячников проводятся уроки мужества «О доблестях, о мужестве, о славе», «Судьба и Родина едины», урок-панорама «Фронтовые дороги моих земляков», классные часы «Помним! Гордимся! Чтим!». Проводятся встречи с тружениками тыла «Все для фронта, все для победы!», воинами – интернационалистами «Афганистан…боль души моей», исследовательские работы «Я горжусь! Я помню!», «Дети войны»,  рисунков «Мир без войны», сочинений «Памяти павших будем достойны!»  

       Мы живем в информационном обществе, где скорость изменений на порядок выше, чем в индустриальном. Дети, с которыми мы работаем, прямое отражение окружающего мира. Информационный поток на каждого человека, в том числе ребёнка, неумолимо возрастает.

              Сценарий успешно прошедшего мероприятия без доработки под конкретных детей и ситуацию даже на следующий год скорее всего не даст того же эффекта.

          Что очень помогает в данном направлении, из личного опыта:

 а) Изучение данных социологических опросов подростков.

Как показывают опросы, ключевые потребности и жизненные ценности подростков меняются примерно каждые 4-5 лет. А именно эти метки помогают установить контакт, завоевать доверие и развить диалог с подростком.

 б) Изучение социальных сведений о детях, с которыми предстоит работать.

          Предварительное знание состава семьи, данных о родителях многое могут дать в планировании и организации гражданско-патриотической работы с детьми.

             Отдельный и важнейший вопрос – дети беженцев. Здесь приходится учитывать и национальные особенности, и знание русского языка, и религиозное вероисповедание. Глядя на ситуацию с беженцами, осознаешь важность своей работы – от того, насколько эти дети воспримут Россию своей Родиной, многое зависит в будущем нашего общества.

в) Личный контакт и дневник наблюдений.

   Личный контакт выстраивает прямой широкополосный канал взаимосвязи с подростком – психоэмоциональная, визуальная, речевая, тактильная составляющие. Без постоянного личного контакта эффективность воспитательного воздействия на подростка падает.

Дневник наблюдений помогает отслеживать изменения, происходящие в подростке, и учитывать в работе с ним.

      Второе правило: дети слышат сердцем.

Как сказал кто-то из великих людей, «чтобы дети тебя слышали надо самому быть ребенком». В истинности этой фразы я многократно убеждаюсь на себе и стараюсь ей соответствовать.

       Несмотря на кажущуюся простоту, этот вопрос сложен для любого педагога. С одной стороны, опыт и годы помогают в создании авторитета педагога. С другой стороны, процесс воспитания обязательно предусматривает дистанцию и дисциплину в отношениях с детьми. Игнорирование этого правила также ведет к падению авторитета педагога.

            Перечитывание книг различных известных педагогов привело меня к пониманию, что важно в первую очередь сохранять внутреннюю душевную молодость и, во-вторых, обязательно быть искренним в общении с детьми.

         Чтобы соответствовать высокому званию «педагог», недостаточно только своевременно вести документацию и заполнять отчетность. Необходимо постоянно работать над собой.

Третье правило: один в поле не воин.

Обращусь еще раз к А. С. Макаренко – «Коллектив является воспитателем личности». Сложно, что-нибудь еще добавить.

       Поэтому планируя свою работу, я никогда не замыкаю ее только на себя. Я могу отвечать за определенное направление, но это лишь часть общей воспитательной работы всего педагогического коллектива школы.

   Систематически у нас проводятся общешкольные мероприятия: акция «Письмо ветерану», «Мы за мир во всем мире!», вахта памяти «Никто не забыт, ничто не забыто…», библиотечный час «Память сердца», литературная гостиная «Память в наших сердцах жива», день юного героя-антифашиста «Помни меня!», утренники «Слава армии и флоту!», военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!»

    Проводятся мероприятия, посвященные Дню конституции РФ «Я - гражданин России».  Цель этих мероприятий: показать школьникам беспримерный подвиг народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.

   Ежегодно наши юнармейцы принимают участие в акции «Бессмертный полк№ и «Бессмертный полк-онлайн», в формировании виртуального Бессмертного полка в соцсетях. Ребята поздравляют тружеников тыла, детей войны с праздником Победы. Многие ребята писали «Письмо Победы» труженикам тыла, детям войны и блокадникам и поздравили их с Днем Победы.

В социальных сетях были организованы флешмобы «Мы все равно скажем спасибо», «Наследники Победы»

Учащиеся школы приняли участие в различных проектах: «Окна Победы», «Знаменосцы Победы», акции: «Георгиевская ленточка», «Живая память», «Автопробег»,

На 22 июня юнармейцы принимают участие в акциях: «Минута молчания», «Свеча памяти». В онлайн режиме прошел онлайн-флешмоб «Поклонимся великим тем годам!»

 Цель всех этих мероприятий: показать школьникам беспримерный подвиг народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.

    Здесь есть немаловажный аспект – мы ведь не только педагоги участники гражданско-патриотического воспитания, но и сами субъекты этого процесса. Формируя у подростков их гражданско-патриотическую позицию, неминуемо переосмысливаешь и свое отношение.

     И спрятаться в раковину педагогу в данном вопросе не получается, потому что срабатывает правило второе – подростки моментально чувствуют фальшь.

              Еще одной из самых эффективных форм гражданско-патриотического воспитания является диспут. Причем зачастую это не заранее спланированный и методически подготовленное мероприятие, а спонтанно возникшее обсуждение горячих социально-общественных вопросов с одним или несколькими подростками. Игнорировать или отказываться от таких мини-диспутов нельзя – изначально проигрыш для педагога. Значит педагог внутренне всегда должен быть готов к выражению и отстаиванию своей гражданской позиции. А для этого ее необходимо убежденно иметь.

        Если обратиться к государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, то в них отдельный раздел посвящен научно-исследовательскому и научно-методическому сопровождению патриотического воспитания граждан.

   Поэтому заниматься совершенствованием и поиском новых форм гражданско-патриотической работы в школах необходимо опираясь на обновляемые базы данных аналитики по социально-общественным вопросам. Для современного педагога именно такой подход становится актуален.  


Список литературы

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 320 с.

3. Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н.П. Полторацкой. М.: Воениздат, 1993. -368 с.

4. Луховицкий А. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. №7.- С.202-217.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Материал для выступления...

Новые формы воспитательных практик

Клуб "Международный этикет"...

Новые формы воспитательных практик

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...

Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"

Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....