«Метапредметные результаты при построении образовательного перехода «Основное общее образование – Среднее общее образование». Обучение на основе технологии учебных ситуаций»
статья

Вельчинская Ольга Александровна

Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обуславливает преемственность при переходе с одного уровня образования на другой.

Для осуществления преемственности в переходе от основного общего образования к среднему общему образованию педагоги старшей школы должны знать основные положения ФГОС и начального, и основного общего образования, чтобы знать, на что можно опереться в достигнутых образовательных результатах, отражающих уровень развития обучающихся и степень освоения соответствующих знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velchinskaya_o.docx287.02 КБ

Предварительный просмотр:

Вельчинская О.А., учитель математики и информатики

МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

Доклад на тему: «Метапредметные результаты при построении образовательного перехода «Основное общее образование – Среднее общее образование». Обучение на основе технологии учебных ситуаций»

Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обуславливает преемственность при переходе с одного уровня образования на другой.

Для осуществления преемственности в переходе от основного общего образования к среднему общему образованию педагоги старшей школы должны знать основные положения ФГОС и начального, и основного общего образования, чтобы знать, на что можно опереться в достигнутых образовательных результатах, отражающих уровень развития обучающихся и степень освоения соответствующих знаний и умений.

Для каждого уровня образования ФГОС содержит ориентир в становлении личности – портрет выпускника соответствующего уровня. Метапредметные результаты должны отражать умение учиться в совокупности способов действий обучающегося и способности использовать их в практике: организовывать свою образовательную деятельность, работая с разнообразными видами информации из различных источников с умением выстраивать образовательные взаимоотношения и взаимодействия со своими сверстниками, со взрослыми в рамках учебно-исследовательской, общественно-полезной, творческой и других видах деятельности.

Приоритеты формирования метапредметных образовательных результатов. На этапе завершения основного общего образования:

  • умение сотрудничать в составе группы (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
  • умение самоопределяться в обучении (самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности);
  • умение логически мыслить (определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы).

На уровне среднего общего образования выделенные метапредметные результаты, имея тот же смысл, преобразовываются, расширяются и уточняются с учетом старшего школьного возраста:

  • умение сотрудничать (продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников, эффективно разрешая конфликты);
  • умение самоопределяться в деятельности (самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях);
  • умение логически мыслить (самостоятельно ставить образовательные цели в информационно-познавательной деятельности; осуществлять поиск необходимых сведений в работе со словарями разных типов, с разнообразными массивами данных, с различными видами информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников).

Преемственность в формировании умений обеспечивается при преемственности технологий, способов и форм работы педагогов с обучающимися.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой учащиеся с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет своего действия,
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
  • частично – запоминают

     УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Цель учебной ситуации на уроке состоит в создании такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Классификация учебных ситуаций:
· ситуации стимулирования;
· ситуации успеха;
· проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных
задач;
· ситуации выбора;
· ситуации критики и самокритики;
· ситуации помощи и взаимопомощи;
· ситуации самооценки;
· ситуации общения;
· ситуации быстрого переключения в работе и общении;
· ситуации соревнования и соперничества;
· ситуации сопереживания;
· игровые ситуации;
· ситуации освоения новых способов деятельности и т.д.

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. При этом роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся. Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

Таким образом, можно ли обойтись на уроке без создания учебной ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о понятии площади, но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?»
Я считаю, что нужно создавать такую ситуацию, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стандарт включает в себя требования:к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;к структуре основной образовательной программы основного общего образования, ...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Введение историко-культурного стандарта в основное общее и среднее общее образование

Введение историко-культурного стандарта в основное общее и среднее общее образование...

План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2019-2020 уч. году

План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения государственной итоговой аттестации по  образовательным программам основного общего и...

Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики

обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...