Технология развития технического творчества в школе через внеурочные формы деятельности учащихся.
статья
Технология развития технического творчества в школе через внеурочные формы деятельности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология развития технического творчества в школе через внеурочные формы деятельности учащихся.
Разнообразные творческие объединения юных техников, как и отдельные технические кружки, охватывает лишь часть учащихся - тех, кто особенно интересуется и увлекается техникой, техническим творчеством. Из остальных школьников многие занимаются в свободное от уроков время в кружках художественной самодеятельности, спортивных юннатских, изобразительного искусства и др. Но для того, чтобы у большинства учащихся воспитать творческую активность,
пытливость и любознательность, инициативу и стремление к научному поиску в той области производства, где они будут работать, должны быть также использованы разнообразные формы массовой работы по технике, формы технической пропаганды. Эти формы внеклассной работы со школьниками имеют важное значение и для вовлечения учащихся в ряды юных техников, включая их в постоянную активную самодеятельность в первичных творческих технических объединениях. В школе сложились традиционные формы по технике и научно-техническому любительству. Тематические вечера техники, встречи с новаторами производства, научно-технические конференции учащихся, олимпиады и конкурсы юных техников, экскурсии, научно-популярные лекции, выставки технического творчества, ежегодные недели науки, техники и производства - вот далеко не полный перечень массовых форм работы по технике, ставших наиболее популярными в нашей школе.
Научно-технические вечера являются одной из наиболее распространённых, увлекательных и полезных форм внеурочной деятельности учащихся. Они помогают в яркой и занимательной форме расширить и углубить знания, полученные учащимися на уроках, привлечь внимание школьников к миру новых научных и технических идей, способствуют развитию их интереса к науке, технике производству, зажигают ребят стремлением больше узнать и понять.
В практике внеурочной деятельности сложились такие виды вечеров для учащихся 5-7 классов: вечера, к значительным датам жизни и деятельности деятелей науки и техники; праздничные вечера, связанные с некоторыми отмечаемыми в нашей стране датами (День космонавтики), вечера встреч с инженерами, передовыми рабочими; вечера, посвященные итогам работы внеурочной деятельности учащихся.
Содержание каждого из таких вечеров может быть весьма разнообразным. В его программу могут быть включены следующие формы работы с учащимися:
- доклады и сообщения, подготовленные членами технических
кружков и другими учащимися;
- демонстрация технических устройств (моделей, макетов, образцов настоящей техники и т.п.),
-беседы с приглашёнными на вечер специалистами по данной отрасли знаний или производства (инженерами,
квалифицированными рабочими);
- просмотр и демонстрация слайдов по теме вечера, а также комментарии к ним;
- проведение викторин, аттракционов, конкурсов с проведением итогов этих мероприятий и поощрением участников, показавших разносторонние и глубокие универсальные учебные действия.
В процессе подготовки и проведения вечера решается обычно целый комплекс различных учебных и воспитательных задач.
Обучающее значение вечеров не исчерпывается тем, что учащиеся приобретают новые знания или углубят уже имеющиеся. Готовя доклады, сообщения к вечеру, ученики развивают своё умение самостоятельно работать, творчески мыслить ориентироваться в мире книг и научных идей, извлекать ценные сведения из прочитанного, критически осмысливать и отбирать материал. Ученикам прививается вкус к самостоятельной работе.
К вечеру команды придумывают приветствие и эмблемы команд, готовят занимательные технические задачи, практические задания. Эта форма вечера представляет меньше возможностей для сообщения новых научно-практических знаний, но весьма эффективна для развития наблюдательности, творчества, смекалки.
Олимпиады по труду и технические турниры, также представляют собой своеобразные соревнования школьников, повышающие уровень их подготовки в предметной области «Технология» и уровень преподавания этого предмета в школе, позволяющие выявить наиболее подготовленных учеников, интересующихся техникой, для индивидуальной работы с ними и привлечение в творческие коллективы. Олимпиады по технологии стали одной из самых массовых форм организации технической деятельности учащихся V-IX классов во внеурочное время. Они проводятся в несколько туров: школьный, муниципальный, областной, всероссийский. Школьный тур олимпиады проводится обычно в октябре-ноябре месяце. Руководит проведением олимпиады оргкомитет, состав которого, определяет руководитель образовательного учреждения, из числа учителей-предметников других дисциплин. Предлагается теоретический и практический тур. При оценке работ, выполненных участниками олимпиады учитывается время, затраченное на выполнение работы. Вот уже более десяти лет в нашей школе проводятся олимпиады по технологии.
Итоги олимпиады подводятся по параллельным классам победители, занявшие призовые места, награждаются грамотами и ценными подарками.
Технические турниры в школе проводятся в игровой форме как конкурсные состязания команд учащихся-знатоков техники. Проводят их чаще всего в виде отдельных конкурсов, привлекая к участию и команды болельщиков. Оргкомитет составляет план подготовки и проведения технического турнира, в котором предусматривается: комплектование соревнующихся команд, выбор жюри, ведущих; заданий и сценария проведения турнира; подготовка необходимого оборудования, материалов документации; разработка критериев оценок конкурсов, учреждение призов и других наград победителям. Проведение турнира может быть приурочено к какому-либо важному событию в жизни учебного заведения, знаменательной дате (приложение 1)
- Конкурсы мастер- класс по рабочим профессиям могут включаться в программу технических вечеров техники или технических турниров, но возможно проведение подобных конкурсов в виде самостоятельных мероприятий. Целью проведения этих конкурсов является создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации детей средствами технического и декоративно-прикладного творчества. В общеобразовательной школе проводятся конкурсы по профессиям: столяра, токаря, слесаря. Особенностью конкурсов в школах является то, что, кроме практических работ, участники выполняют теоретический тур по технологии обработки материалов и пр. Большое внимание уделяется вопросам охраны труда и техники безопасности, конкурсы позволяют проверить универсальные учебные действия учащихся в объёме школьной программы. В соответствии с этим подбираются и задания. По результатам конкурсов можно судить о состоянии предметной области «Технология». Как в организационном, так и в методическом плане конкурсы требуют тщательной подготовки. Учащихся следует познакомить с нормой времени на выполнение задания, а также требованиями к точности изготавливаемого изделия, его качеству в целом. Кроме этого, школьники должны знать, как будут снижаться оценки в зависимости от допускаемых отклонений от заданных требований. Конкурсы начинаются с торжественной линейки, на которой собираются все участники, жюри и гости. Председатель жюри знакомит учащихся с условиями проведения конкурса, напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности труда при выполнении основных трудовых операций.
Конкурсы завершаются подведением итогов, на котором оглашаются протоколы жюри, победителям вручаются награды: дипломы, ценные подарки (приложение 2)
Выставки технического творчества-одна из самых распространённых, эффективных и наглядных форм научно-технической пропаганды среди молодёжи, сильнейшее средство воспитания. Они популяризируют опыт лучших технических кружков и отдельных учеников, способствуют привлечению возможно более широкого круга учащихся, содействуют развитию у них интереса к творческой технической деятельности. Характер и содержание внеурочной деятельности могут быть весьма разнообразными. В конце учебного года в школе организуются отчётные выставки технических кружков и внеурочной деятельности. Могут устраиваться выставки, приуроченные к знаменательным датам, а также с проведением тематических вечеров. Экспонаты, представленные на выставке выполняются и оформляются в соответствии с требованиями технической эстетики: их оформление оказывает большое воспитательное воздействие. Не меньшее значение имеет и художественное оформление выставочных стендов, и отделка всего интерьера выставочного помещения, и организация работы с посетителями выставки. Выставку используют для проведения учебно-воспитательной работы.
Экскурсии. Одной из форм профессиональной ориентации и подготовки-учащихся к труду являются экскурсии. Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление о современном производстве, с условиями и спецификой работы на них, но главное-наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства. Познакомить их со структурой предприятий, отраслями промышленности района, перспективами развития этих отраслей подготовка учащихся к необходимости осознанного выбора профессии и формирование групп учащихся, решивших продолжить учёбу в Х классах или поступать в профессионально-технические учебные заведения.
Экскурсии заранее планируются и являются органической составной частью учебно-воспитательной работы по технологии. Во время экскурсии учащиеся глубже осознают необходимость изучения предметной области «Технология», на конкретных примерах убеждаются в общественной значимости профессий.
Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, т.е. предприятия, которое учащиеся должны будут посетить. Исходя из цели экскурсии, учитель определяет вопросы, на которые школьникам следует обратить особое внимание.
Затем он договаривается с организаторами экскурсий на предприятии или добивается разрешения того, чтобы провести ее самому. Намечая план маршрута, учитель продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомленной и в тоже время содержательной.
Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им план проведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.
Задание к экскурсии (V класс).
I. Запишите в тетради название предприятия.
2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия?
3. Назовите современное оборудование, используемое в его цехах.
4. Расскажите, работники каких основных профессий работают на предприятии.
5. Что больше всего вам понравилось на предприятии?
Задание для учащихся более старшего возраста несколько расширяется, оно может содержать вопросы чисто технологического характера, например:
«Назовите, какая технологическая последовательность обработки материалов существует на данном предприятии. В каких цехах используется оборудование, выполняющее одновременно несколько операций? Что это даёт предприятию и рабочим? Опишите технологическую последовательность изготовления той или иной детали или узла изделия». Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед учащимися. Если учащиеся должны познакомиться только с оборудованием, то всё внимание сосредотачивается на нём, если же с технологическими процессами, то изучают их.
В конце экскурсии проводятся её итоги: учитель напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли учащиеся усвоили, на все ли вопросы могут ответить, если что-то осталось для школьников непонятным они задают учителю или экскурсоводу вопросы. Производственные экскурсии играют важную роль в деле формирования у школьников интереса к профессиям, в усвоении ими трудовых действий в профориентационной работе.
Кроссворды по технологии
Наблюдения за процессом предметной области «Технология» и профессионального обучения в школе показывают, что учащимся нелегко даётся усвоение и запоминание понятий по терминологической системе знаний. Качество знаний школьников, широта их политехнического кругозора, развитие склонности к определённому виду труда и приобретаемой профессии определяются прежде всего эффективностью проводимых уроков. Но урочное время строго ограничено, согласуется с учебной программой, а отступление от неё зачастую неправомерно. Поэтому часть учебно-воспитательных задач должно решаться во внеурочной деятельности. С этой целью рекомендуют при проведении внеурочной деятельности по технике и технологии широко использовать технические кроссворды. Решение их способствует формированию у учащихся познавательного интереса к науке и технике, заставляет читать техническую, справочную и научно-популярную литературу, помогает усваивать соответствующую терминологию.
Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Подобного рода интеллектуальные игры полезны в любом возрасте. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, вырабатывать умение ориентироваться в мире современной информации, отбирать нужные знания. Известно, что подобные игры не чужды были многим учёным, мыслителям, педагогам. Они и создавали их. С древних времён известны головоломки: Пифагора и Архимеда; из недавнего прошлого-русского флотоводца С. О. Макарова и американца С. Лойда.
На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская,
А.В.Луначарский. Среди тех, кто увлекался их решением, были К.Э.Циолковский, К.С.Станиславский, И.Г.Эренбург и другие выдающиеся люди: учёные, писатели, деятели искусства.
Кроссворд (англ. «cross-пересечение и «word) – «слово», задача-головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и по горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Иначе говоря, чтобы разгадать кроссворд, надо определить слово по его характеристике и в каждую белую клеточку фигуры, начиная с пронумерованной, вписать по одной букве. Оканчивается слово заштрихованной клеткой или краем фигуры. Широко распространены кроссворды с расположением слов по горизонтальным и вертикальным рядам. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписания букв расположены вокруг номера, и диагональные.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их технической подготовки, количества и сложности вопросов, отведённого времени решать кроссворды школьники могут индивидуально, всей группой или с разделением её на звенья (команды), организуя соревнование в быстроте и полноте отгадывания. При составлении кроссвордов рекомендуется широко использовать терминологические словари и научно-технические справочники по науке, технике, словари русского языка, иностранных слов. И, пожалуй, ещё больше возможностей в этом плане предоставляет учителям привлечение учащихся в той или иной форме к составлению кроссвордов. Объём кроссвордов сравнительно небольшой — 11-13 слов, поэтому решить каждый можно примерно за 15мин.
Все сведения, необходимые для решения кроссвордов, должны быть сообщены учащимся на предыдущих занятиях. Можно предлагать для решения различные виды кроссвордов: в V-VI классах более простые, неразветвлённые, VII-IХ классах сложные, разветвлённые.
Учителю, руководителю кружка, внеурочной деятельности следует подходить к методике и организации работы учеников по решению кроссвордов творчески, вносить в неё элементы игры, соревнования комбинировать её с традиционными методами контроля и закрепления знаний.
Демонстрировать изображение кроссвордов можно на листе ватмана (слова в клеточки такого кроссворда вписываются с помощью кассы бук), также на классной доске, интерактивной доске. Однако лучше всего каждому ученику выдать на руки отдельный экземпляр кроссворда. Растиражировать его можно при помощи множительной техники, в последнем случае бумага не должна быть глянцевой.
Опыт использования кроссвордов на уроках и во внеурочной деятельности показывает, что эта форма работы повышает активность учащихся, их интерес к учебной деятельности. Ученики задают учителю много вопросов, советуются друг с другом. Незаметно для себя они узнают новые и закрепляют ранее известные сведения о мире профессий, путях их получения (приложение 3)
приложение 1
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТУРНИР
«ЮНЫЙ СТОЛЯР»
(V-VI класс)
Основной целью технического турнира является создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации детей средствами технического и декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
2) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.
3) формирование экономической культуры;
В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, своё воинское мастерство, померятъся силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определять победителя доверено жюри в составе ...
Первый конкурс - "Команда". Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сдать эмблему увеличенного размера в жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, её название, девиз приветствие.
Следующий конкурс - "Дерево".
1. За счёт чего дерево растёт в толщину? (Между корой и древесиной находится слой клеток-камбий. Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древесины, а наружу-клетки луба.)
2. Каково назначение коры? (Она предохраняет дерево от повреждений и неблагоприятных погодных условий.)
3. Как вы думайте, почему кора растрескивается? (У многих деревьев количество клеток, которые камбий откладывает в сторону древесины, больше тех, что откладывается в сторону луба.)
4. Где расположен луб и какого его назначение? (Луб расположен под пробковой частью коры и предназначен для прохождения питательных соков.)
5. Как вы думаете, погибнет дерево, если срезать кору по кольцу? (Полностью нарушится работа луба и камбия.)
6. Что такое текстура? (Естественный рисунок разреза древесины.)
7. Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола к параллельно ему? (В первом случае годичные слои видны в виде полосок, а во втором-в виде красивого рисунка.)
8. Как вы думаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней? (Ствол дерева-это, грубо говоря, плотный пучок канатов -длинных, идущих почти параллельно друг другу растительных клеток... Чем дальше отстоят клетки-канаты от сердцевины дерева, тем они жестче, грубее, крепче, тем лучше они сопротивляются растягивающим нагрузкам, которые создаёт ветер...Тот же принцип использовали инженеры конструкции высочайшей телебашни. Растягивающую силу, которая возникает от ветра и стремится покачнуть башню, воспринимают на себя предварительно натянутые стальные канаты, пропущенные внутри бетонной стенки.)
При проведении данного конкурса целесообразно использовать цветной рисунок поперечного разреза ствола, на котором учащиеся могли бы показать строение древесины.
Новый конкурс - "Материал". Но прежде чем его начать, послушаем стихотворение Н. Алтухова "На лесопилке".
Пила сверкает синим глянцем,
Ствол золотисто желтоват,
Опилки, протуберанцы,
От диска весело летят.
Блеснуло солнце внешним светом,
Вернулась звонкая весна,
Что сконденсирована в этом
Стволе, певучем, как струна.
Похоже - кольца накрутило
На ствол, как на веретено,
И много - много раз светило
На срезе запечатлено.
Смолой, пропахшие сосновой, ,
Пыльцой покрыты, как мукой,
Рабочие, народ толковый,
Сроднились с солнцем и весной.
Лучатся руки золотые,
Растут, сияя штабеля,
Где доски,
Как лучи прямые
Теплы, как вешняя земля.
Их повезут дорогой длинной,
И осень будет, и зима,
Но солнце
Вместе с древесиной
Заселит новые дома.
1. Какую операцию имел в виду поэт, когда писал: "Опилки как прутоберанцы, от диска весело летят?" На каком оборудовании она выполняется? (Операция - поперечное пиление - выполняется с помощью электро и бензопил, а также на круглопильных станках.)
2. Как вы думаете, люди каких профессий выполняют эту работу? (Раскряжевщики, станочники - распиловщики).
3. Какие пиломатериалы вы знаете? (Доска обрезная и необрезная, горбыль, брусок, рейка, брус.)
4. С помощью какого оборудования получают пиломатериалы? (На пилорамах, ленточно-пильных станках.)
5. Люди каких профессий выполняют эту работу? (Рамщики, станочники-распиловщики. )
6. Перед вами два пронумерованных образца пиломатериалов. Какой из них доска, а какой-брусок? Объясните своё решение. (У досок ширина больше двойной толщины, а у брусков равна или меньше.)
7. Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи? (Ведущий показывает лист бумаги на которой крупно написано: ДСП; ДВП (древесностружечная и древесноволокнистая плита.)
8. Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? (Получены из отходов древесины, смешанных со специальными связующими веществами. При получении ДВП в смесь из измельчённых отходов древесины добавляют ещё мелконарезанную солому, отходы от переработки льна, хлопка. Отличаются по внешнему виду, толщине.
Конкурс - "Чертёж".
Перед вами пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе - сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своём столе так, как они были расположены при выполнении чертежа.
Для проведения данного конкурса необходимо выполнить (рис.1) и изготовить комплекты из четырёх деталей. На общем столе расположить вперемешку.
Следующий конкурс - "Инструмент."
l. Ha ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая рубанком?
2. Когда долго работаешь рубанком, на большом пальце левой руки появляется мозоль. Кто может объяснить причину? (При строгании палец чуть поворачивается относительно ручки и трётся о неё.) Следует иметь рубанок, чтобы учащийся или ведущий смогли использовать его при объяснении.)
З. Как можно избежать этого неприятного явления?
(Сделать ручку вращающейся вокруг вертикальной оси, тогда она будет чуть проворачиваться вместе с пальцем. Хорошо иметь рубанок с такой ручкой, чтобы показать её учащимся.)
4.Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то часто зачищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает, как называется инструмент, предназначенный для той же цели-снятия очень тонкой (0,04 - 0,08мм) стружки. (Цикля).
5.Представьте себе такую ситуацию. Вы отшлифовали поверхность детали шкуркой. А затем увидели, что толщина её больше необходимой, и решили сострогать лишний слой древесины. Но когда начали это делать, рубанок вдруг стал строгать очень плохо, на поверхности детали появились задиры. Почему? (Мельчайшие зёрна наждака, застрявшие при шлифовании в волокнах древесины, моментально затупляют резец рубанка.)
Конкурс - "Юный столяр."
Вы должны закончить изготовление простейшей полочки. (рис.2) При разметке обязательно использовать и рейсмус.
Для проведения данного конкурса необходимо подготовить комплекты заготовок и инструментов: две полностью отструганные полочки без отверстий, рейсмус, угольник,
линейку, карандаш, шило, коловорот, сверло, четыре упора с канавкой: посередине, шнурок.
Следующий конкурс - "Сборка. "
1. Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? (Надо предварительно сплющить головку, гвоздь, как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя.)
(Целесообразно подготовить заранее планку и брусок, именно таким образом, чтобы показать учащимся после их ответов)
2. Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздём не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором-нет. Почему? (В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к пласти доски, а во втором-под углом.)
3. Перед тем как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда притупляют. Зачем? (Тупой гвоздь будет сминать волокна древесины, но не будет раскалывать дощечку.)
4. Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали (рис3).
Для проведения данного конкурса надо подготовить комплекты: две детали, два гвоздя, молоток. На каждом столе положить сработанный трёхгранный напильник и зубило (последнее-для отвлечения внимания). Наиболее рациональное решение - длина гвоздей должна быть такой, чтобы можно было осуществить способ загибания. Если никто не примет данный способ, надо задать дополнительный вопрос: «Как вы думаете, нельзя ли было использовать лежащие на столе старые напильники для более надёжного загибания гвоздей?", - и выдать ещё по одному гвоздю для очередной попытки. Если и она не увенчается успехом, ведущий сам должен показать способ загибания.
5. Завинчивание шурупов вручную - долгая и утомительная работа. Кто знает, как она облегчается и ускоряется на производстве? (Применяют механизированные отвёртки, шуруповерты)
6. На рисунке (рис 4 а) изображены крепёжная деталь и птица. Что между ними общего? (У них одинаковое "имя", так как большой шуруп с шестигранной головкой, предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа, называется "глухарь".)
7.Как вы думаете, что связывает предметы, изображённые на рисунке (рис 4 б)? (Иногда шуруп трудно ввернуть в древесину твёрдых пород, даже предварительно просверлив отверстие. Тогда его рекомендуется смочить водой и натереть мылом.)
В настоящее время для облегчения сборки изделий на гвоздях и шурупах применяют специальные инструменты. Они напоминают электрическую дрель, снабжённую магазином, как боевой автомат. Поставил переключатель в первое положение, зарядил магазин гвоздями или проволочными скобами - и только успевай нажимать на курок: доски быстро и надёжно скрепляются. Если надо соединить детали шурупами, заряди ими магазин и поставь переключатель во второе положение. Около 50 шурупов в минуту-такова скорость работы инструмента.
рис.1 рис.2
рис.3 рис.4 (а, б)
приложение 2
Конкурс токарей по дереву VI класс.
Дата проведения: апрель 2017 года.
Место проведении: кабинет технологии.
Цель конкурса: закрепить полученные знания и умения технологии обработки, конструкционных материалов, повысить интерес к технологии, профессии.
Условия конкурса:
1. Ученик, набравший 115 баллов, награждается ценным подарком, присуждается I место.
2. Ученик, набравший 90 - 115 баллов, награждается ценным подарком, присуждается II место.
3. Ученик, набравший 70 баллов, награждается ценным подарком, присуждается III место. Состав жюри: 3 человека. Все данные об участниках конкурса члены жюри заносят в таблицу, участники выступают под номерами.
№ участника | Теоретические вопросы | Технологическая карта | Правила Техники безопасности | Организация Рабочего места | Качество готового издел | Сумма баллов | Место | Время работы | Примечание |
- Теоретические вопросы конкурса.
Ребята отвечают на них в течение 20 минут?
1. Какие детали изготавливаются на токарном станке по обработке древесины? (детали круглого сечения или с цилиндрической, конической, фасонной поверхностью).
2. Из каких основных частей состоит токарный станок для обработки древесины СТД-120 M? (см. «Технология» 6 класс с. 48.. , 11 наименований)
3. Вставьте пропущенные слова в текст: на токарном станке по дереву главным является ....... движение ...... , а движением подачи достигается .... (вращательное движение заготовки, поступательное перемещение резца).
4. Какие правила Т/В надо соблюдать при работе на токарном станке для обработки древесины? (см. технология, «Трудовое обучение» с. 52 . 5 правил)
5. Вставьте пропущенные слова в текст: для закрепления длинных заготовок среднего диаметра на станке используются: ... и .... (трезубец и задняя бабка).
6. Как должен быть установлен подручник по отношению к заготовке? (зазор межу ними должен быть 3-5 мм.).
7. Какие резцы поменяются для точения древесины? (полукруглая и плоская стамески).
8. Какие измерительные инструменты применяются при обработке древесины на токарных станках по дереву? (штангенциркуль, кронциркуль, слесарный циркуль, линейка).
9. Как убедиться, что массивная заготовка закреплена верно? (проверить зазор между заготовкой и подручником, проворачивая её вручную).
10. Какая древесина наиболее пригодна для токарной обработки на токарном cтанке? (можно обрабатывать любые породы древесины, зависит от назначения изделия).
II. Практическая часть конкурса.
1. Составление технологической карты на изготовление скалки - 15минуг.
2. Точение на токарном станке по дереву скалки (по чертежу) – 60 минут
3. Соблюдение правил техники безопасности.
4. Организация рабочего места.
III. Итог конкурса токарей по дереву, награждение участников.
приложение 3
Кроссворд «Обработка древесины» 5 класс
Ответы: 1-молоток, 2-верстак, 3-линейка, 4-рубанок, 5-порядок, 6-сосна,
7- ножовка, 8-стусло, 9-шерхебель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"
В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....
Технология развития технического творчества в школе через внеурочные формы деятельности учащихся
Техническое творчество способствует приобретению опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности. Во-первых, он позволяет на основе полученных универсал...
Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"
В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся....
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя - мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.
Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике. Как удивить человека, когда он профессион...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...