Технологии педагогического наставничества
статья

Титанакова Надежда Константиновна

Статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titanakova_n.k._nastavnichestvo.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Титанакова Надежда Константиновна,

учитель английского языка

 БОУ г. Омска «Гимназия №26»

Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов.

Аннотация: В статье рассмотрены технологии педагогического сопровождения в рамках непрерывного профессионального образования. Описаны функции и этапы тьюторства, консалтинга, коучинга и супервизии. Приведены примеры использования данных технологий в Омской области.

Ключевые слова: наставничество, тьюторство, консалтинг, коучинг,супервизия.

 

Проблема неформального образования особенно актуальна в настоящее время, благодаря тенденциям общественной жизни в России. Сюда относятся изменение структуры возрастных групп населения; глобализация экономики, наукоемких услуг и производств, изменения на рынке труда  и профессий (доминирование работы в жизни человека, тенденция на переход в статус обучающегося общества, изменение требований к образовательным достижениям, расширение возможностей сети Интернет), изменения в социальном запросе на образование.

Неформальное образование педагогов – это одна из ступеней непрерывного образования взрослых, которое ЮНЕСКО рассматривает как одну из самых важных задач. Неформальное образование является одной из форм повышения квалификации, отражает общий замысел современной концепции непрерывного образования, способствует воплощению в жизнь идеи о постоянном  обогащении потенциала личности. Это действенное средство развития, которое способно изменяться, двигаться в том направлении, которое сам педагог способен выделить в своем профессиональном развитии, важная часть ИППР, наряду с формальным и информальным образованием.  

Включение неформального образования в систему дополнительной профессиональной подготовки обеспечивает непрерывный и вариативный характер повышения квалификации педагогов и служит действенным инструментом активизации процесса самообразования. Реализация моделей неформального профессионального образования может быть реализована по-разному. Безусловно, наставничество является эффективным ресурсом, который используется для повышения квалификации педагога. Наставничество предполагает целенаправленную совместную деятельность наставника и обучаемого по повышению качества выполнения профессиональных функций.

БОУ ДПО ИРООО реализуются несколько проектов, направленных на качественную работу наставников в Омской области. Это курсы повышения квалификации, школа наставничества, работа Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века». Наставничество является необходимым условием адаптации и профессионального образования молодых педагогов.

Выделим основные формы наставничества. К ним относятся: тьюторство, коучинг, супервизия и консалтинг.

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимися своей индивидуальной образовательной программы [4].

Цель – помочь определить индивидуальную траекторию развития, разработать индивидуальную программу развития педагога. Задача наставника-тьютора – научить планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста. Тьютор выполняет сразу несколько функций: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Основной принцип тьюторства – принцип открытости образования. То есть, помимо традиционных институтов образования в качестве источников может быть использован любой элемент социальной и культурной жизни. Задача тьютора – научить владеть культурой выбора и организации разных образовательных предложений и индивидуальную программу. Тьюторское сопровождение включает в себя несколько этапов: диагностический, этап проектирования,  этап реализации, аналитический этап. На этапе диагностики происходит первая встреча тьютора и педагога. Тьютор фиксирует образовательный запрос, планируемые результаты. На этапе проектирования составляется индивидуальная программа развития педагога, определяется тематика методической работы. На этапе реализации педагог работает в соответствии с ИППР, получает результаты своей работы. На аналитическом этапе происходит тьюторская консультация по результатам проведенный работы, производится их анализ, рефлексия. Завершается этот этап планированием дальнейшей работы, коррекцией планируемых результатов.

Данная технология наставничества широко используется в Омской области в сопровождении советников по воспитанию. Более двух десятков тьюторов помогают в профессиональном развитии молодым педагогам.

Педагогический консалтинг - сопровождение в образовательном процессе и оказание консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и профессиональным развитием, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности. Задачи педагогического консалтинга связаны с совершенствованием процесса удовлетворения образовательной потребности или оказания образовательной услуги. Цель консалтинга - выявление проблем в педагогической деятельности, обеспечение  эффективных путей в разработке рекомендаций по их реализации,  повышение педагогической компетенции, оказание помощи в определении содержания деятельности педагогов. Консультант помогает клиенту в решении конкретной проблемы. Консалтинг включает в себя пять этапов.

1 этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом Консультант создает для него условия психологической безопасности и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

2 этап. Словесное изложение клиентом его профессиональных проблем. У консультанта возникает общее представление о внутренних и внешних причинах проблем, и появляются первые рабочие гипотезы о причинной связи явлений. Благодаря ним консультант может сформулировать ряд проблем педагога.

3 этап. Анализ проблем педагога.

4 этап. Профессиональная проработка значимых проблем педагога, поиски оптимальных решений проблем и нахождение ресурсов их разрешения.

5 этап. Рекомендации и завершение консультативного процесса, краткое обобщение того, что происходило в течение всего процесса консультирования, повторное "проговаривание" выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблемы.

В завершающей части процесса консультирования также обговаривается, если это необходимо, последующее взаимодействие консультанта с педагогом.

Педагогический коучинг помогает, используя знания и опыт самого педагога, решить его индивидуальные проблемы, задачи и поставленные цели, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность профессиональной деятельности [2].

Коучинг проводится по этапам:

- определение цели;

- исследование ресурсов;

- поиск возможностей;

- определение намерений, действий для достижения целей.

Применение в процессе коуч-занятий специальных приемов, обеспечивает визуализацию целей, ценностей, рефлексию удовлетворенности своим состоянием и достижениями.

Благодаря доверительным отношениям и применению различных техник, коуч (от англ. coach – тренер) повышает эффективность педагогической деятельности. К техникам коучинга относятся глубинное слушание, открытые вопросы, шкалирование, «Колесо достижений», «Линия времени»,  использование располагающих поз, жестов. БОУ ДПО ИРООО используется технология коучинга для проведения коуч-сессий с педагогами из других регионов, а также содействие в реализации коуч-проектов педагогами Омской области.

Эффективным методом предотвращения профессионального выгорания и сохранения способности полноценно работать является технология супервизии. Супервизия ‒ сотрудничество профессионалов, где есть более опытные, менее опытные или равные, для анализа возникших проблем, новых целей  и выработке новых подходов в их решении и достижении. Работа супервизора предполагает исследование, анализ, содействие в поиске способов решения проблемы Супервизия предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения,  осуществление коррекции и формирование профессиональных установок. Наставник  не решает проблему сам, он лишь принимает участие в решении. Основными этапами в работе супервизора являются:

  1. Выяснение причин и сущности проблемы или профессионального затруднения.
  2. Изучение личности сопровождаемого и его затруднения.
  3. Решение профессиональных задач.
  4. Анализ достигнутых результатов, решения проблемы.

Супервизия может быть индивидуальной (парной) и групповой. В группе роли между сопровождаемыми педагогами могут меняться, где участники группы попеременно играют роль супервизора. В Омской области широко используется практика супервизии в работе проектных команд профессиональных общественных объединений и инновационных площадок.

Рассмотрев технологии педагогического сопровождения, можно сделать вывод, что в Омской области представлен широкий спектр для обеспечения профессионального роста педагогов и адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях региона. Особое значение приобретает создание и реализация индивидуальных программ развития педагогов, а также совместное решение возникающих проблем и задач, эффективное сотрудничество педагогического сообщества.

Библиографический список:

  1. Афанасьев В.В.Иванова О.А. Использование ресурсов неформального образования в системе дополнительной профессиональной подготовки педагогов. [Электронный ресурс] -  https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49419
  2. Баранова О. И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов – будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 6–10. [Электронный ресурс] http://e-koncept.ru/2015/95018.htm.
  3. Реализация технологий наставничества в практике проектных педагогических команд [Электронный ресурс] https://irooo.ru/images/files/rrc/2020/22.09.2020/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0._%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9C.pdf
  4. Юрченкова К.В. Основные этапы тьюторского сопровождения [Электронный ресурс ]https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/06/26/osnovnye-etapy-tyutorskogo-soprovozhdeniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.13 Педагогическое наставничество

3.13 Педагогическое наставничествоВ условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный преподаватель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть п...

Педагогическое наставничество

Наставник молодого учителя технологии Дешки Дима Дмитриевича....

2.11. Педагогическое наставничество

ull;http://dusshtuva.ru/?q=content/badan-kara-haak-dilgizhekovich•https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/25/moi-dostizheniya-s-moim-trenerom•https://nsportal.ru/sites/default/files/...

3.12. Педагогическое наставничество

3.12. Педагогическое наставничество...

Проект "Рецепты педагогического наставничества"

Одно из напрвлений работы неформального профессионального сообщества "Педагогическая кухня"...

312.Педагогическое наставничество

1 Приказ о наставничестве2 План работы педагога- наставника...

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Современные тенденции развития навыков XXI века: проблемы, перспективы» БОУ ДПО "ИРООО"

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной  Интернет – конференции  «Совреме...