АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ СОКРАТА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
учебно-методический материал

 Шабарова Надежда Васильевна

В статье дан анализ идей Сократа, его метода самопознания, становления нравственности человека, актуальности этих идей в настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ СОКРАТА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    В условиях социально-экономического кризиса сельского хозяйства растёт потребность людей в радикальном обновлении и гуманизации сельского социума, в основе которых лежит признание ценности человека как личности. В связи с этим, возникает острая потребность в человеке, способном воспитать людей трудолюбивых, нравственных, любящих родное село, готовых к преобразованию родного края, предприимчивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям. [Федотова,2004,с.3]

Организуя свою деятельность на основе интеграции всех образовательных возможностей социума, активным субъектом преобразований, направленным на оздоровление социальной среды, становится школа.  Так, мы принципиально изменили подход к ведению урока: учитель в основном был в роли организатора коммуникации, консультанта, общался на равных с детьми.  Особое внимание уделялось рефлексивной работе  как самого учителя, так и учащихся. Со временем, естественным  образом, возникла необходимость во внеурочной деятельности с учащимися по развитию рефлексивных способностей, по развитию коммуникативных компетентностей: умение ясно, точно, чётко и грамотно излагать свои мысли, не бояться  «выйти к доске», слушать и слышать говорящего, задавать вопросы на понимание и на критику. Была организована работа клуба «Диалог». Программа клуба имеет социально-педагогическую и личностно-ориентированную направленность, способствует раскрытию творческого потенциала детей, помогает добиться личностной самореализации. В клубе формируются  качества лидера, предоставляются возможности для ориентации в выборе будущей профессии, для индивидуального личностного роста учащихся, развиваются проектировочные, рефлексивные, коммуникативные и другие способности, которые необходимы в любом виде деятельности.

Таким образом, в процессе внедрения технологий развития коммуникативных способностей учащихся удаётся улучшить как результаты учебной деятельности, так и взаимоотношения между учащимися, а главное получить опыт обращения к внутреннему потенциалу каждого ученика, становлению мотивации к познавательной деятельности и ответственности за результаты своего труда. Ученик становится субъектом не только в учебно-воспитательном процессе, но и в других жизненных обстоятельствах.

Но мы не остановились на этом и находимся в поиске технологий, которые подтверждают наш опыт, дополняют и уточняют его.

Интересным для нас стало изучение метода самопознания, становление  нравственности человека, что является результатом исключительно индивидуальной внутренней работы над собой.

Так, мы обратились к жизни и деятельности Сократа.

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу или спор.

Используя этот метод, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, сделать истину своей «возлюбленной».

Для нас очень важно, что Сократ исследовал нравственные добродетели.   Именно Сократ  одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность.

Идеей его учения было познание себя и поиск ответов не в окружающем мире, а в разуме.

Интересным представляется для нас то, что Сократ считал главным злом не бедность, а невежество. Философ не вдалбливал в головы слушателей избитые факты, а хотел научить их мыслить самостоятельно. Он поднимал вопросы, которые будут волновать людей вечно, ведь нет человека, который бы ни разу не задумывался над смыслом жизни. Ему приписывают выдающиеся способности мыслить логически. Он все мог подвергнуть сомнению, всегда ища второе дно и то, что прячется от поверхностного взгляда.

Самые известные высказывания философа:

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания.

Мудрость — это осознание того, насколько мы мало знаем.

При этом для нас важно следующее утверждение Сократа: поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. Норма нравственности должна быть автономной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение большинства.

Познавая себя, мы должны делаться лучше.  Знаменитую фразу «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие. Философия есть воспитание души и как бы второе, духовное рождение человека.

После общения с Сократом его слушатели чувствовали, что должны измениться сами: «мне казалось – нельзя больше жить, как я живу». [Томан Й. Томанова М., 1981]

В этике Сократа чётко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание. Сократ считал, “одно только благо - знание, и одно только зло - невежество”. Из этой формулы он сделал вывод, что в центре философии должны быть две проблемы: первая - человек, его нравственный облик, его образ жизни; вторая - способ познания самого себя, познания истины. [Толстых В.И.,1981]

Главная задача философии, как ее понимает Сократ, - этическая: создание учения о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство, а для совершенства в искусстве необходимо его знание, то главному (этическому) вопросу философии предшествует вопрос о сущности знания.

Предметом знания может быть, по Сократу, только то, что доступно целесообразной деятельности человека. Согласно Сократу, наиболее доступна человеку деятельность его души.  Сократ сформулировал новое понимание счастья: счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. «По мне, - говорит Сократ, - лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда». Как болезнь и страдание физическое - беспорядок и дисбаланс тела, так духовный порядок и внутренняя гармония души составляют ее счастье. [Томан Й. Томанова М.,1981]

Итак, Сократ был первым из мыслителей, кто сделал самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом своей деятельности.

    Учение Сократа положило начало полемике об отношениях знания и добродетели, науки и нравственности. С этим связано решение вопроса о нравственном совершенствовании. [Кессиди Ф.Х.,1988,206]

    Учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции, как в нашей стране, так и во всём мире.

  Названные обсуждения сопровождаются прямыми и косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это не случайно: вопросы над решением которых бился древний философ, не утратили, а пробрели сегодня ещё большую актуальность. [Кессиди Ф.Х., 1988,207]

В заключении мы можем сказать, что категория  нравственности тесно связана с понятием совести. Большое значение в педагогической деятельности имеет работа с учащимися по их самопознанию и саморазвитию. В дальнейшем мы предполагаем продолжить обстоятельную работу в этом направлении.

Библиографический список

1.Кессиди Ф.Х. «Сократ» - Москва, изд. «Мысль»,1988.-220с.

2. Толстых В.И. Сократ и мы: Разные очерки на одну и ту же тему.- М.: Политиздат,1981.-383с.

3.Томан Й. Томанова М. СОКРАТ: Роман. Пер. с чеш.-М.,Прогресс,1981.-30л.

4.Федотова Г.А.Творческое саморазвитие учителя сельской школы: Монография.-Великий Новгород: Издательство Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, 2004.-192с.

         5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_Сократа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".

Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017  учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...