ПРОФИЛАКТИКА НЕУСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА
статья
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_neuspeshnosti.doc | 36.5 КБ |
profilaktika_neuspeshnosti_podrostka.pptx | 335.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА НЕУСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА
Слайд 2
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.
Слайд 3
Ведущими причинами неуспеваемости подростков можно считать следующие:
• пониженная обучаемость школьника;
• недостатки в развитии познавательных процессов;
• педагогическая запущенность;
• интеллектуальная пассивность;
• индивидуально – типологические особенности;
• отсутствие адекватной мотивации учения.
Слайд 4
Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учеба перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое». Причем взрослые порой сами провоцируют такое отношение к учебе, обращая внимание только на отметки ребенка.
Слайд 5
Субъективные причины неуспеваемости могут быть следствием того, что:
1. родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;
2. в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;
3. родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;
4. в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
5. обычное житейское насилие над ребенком (Ребенок теряет веру в себя и вырабатывает защитные механизмы в отношении с взрослыми);
6. учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;
7. в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.
Слайд 6
Рекомендации педагогам
1. Более пристально обращать внимание на качественную сторону обучения, а не на количественную. Не возводить оценки в абсолют.
2. Стараться построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишировать успеваемость учеников перед всем классом. Однако здесь необходимо учитывать индивидуально – типологические особенности учащихся: если ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.
3. Не сравнивать учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: «Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке».
4. Учитывать возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше использовать активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам – это очень важно.
5. Развивать познавательные способности учеников.
Развивать концентрацию и внимание, работать над смысловым типом запоминания, а не механическим.
6. Доброжелательное воспитание.
Слайд 7
Мы живем в эру доброжелательного, позитивного воспитания. Это совершенно новый термин, используется всего с десяток лет. Это золотая середина между чересчур авторитарным воспитанием и свободным воспитание (вседозволенностью).
Доброжелательное воспитание состоит в том, чтобы очертить разумные и логичные рамки. Это не борьба за власть – кто прав, кто нет. Это создание отношений с ребенком, которые помогали бы его развивать.
Слайд 8
Принципы доброжелательного воспитания:
- Учиться помогать ребенку жить и развиваться в радостной обстановке.
- Поощрять уважительное отношение к друг другу.
- Развивать уверенность в себе.
- Разрешать конфликтные ситуации.
- Устанавливать конструктивные рамки дозволенного.
Слайд 9
Слайд 10
- Нужно приучать ребенка к чувству неудовлетворенности. Полного и мгновенного удовлетворения всех потребностей не бывает.
Слайд 11
„Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья.“ — Иоганн Вольфганг Гёте.
Слайд 12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ пониженная обучаемость школьника; недостатки в развитии познавательных процессов; педагогическая запущенность; интеллектуальная пассивность; индивидуально – типологические особенности; отсутствие адекватной мотивации учения.
Субъективные причины неуспеваемости родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки; в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры; родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности; в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели; обычное житейское насилие над ребенком; учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка; в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.
Рекомендации педагогам Не возводить оценки в абсолют . Не сравнивать учеников друг с другом. Учитывать возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Развивать познавательные способности учеников. Доброжелательное воспитание.
Принципы доброжелательного воспитания Учиться помогать ребенку жить и развиваться в радостной обстановке. Поощрять уважительное отношение к друг другу. Развивать уверенность в себе. Разрешать конфликтные ситуации. Устанавливать конструктивные рамки дозволенного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по профилактике табакокурения подростков
Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Ребенок впервые пробует закурить, не задумываясь о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение ...
Профилактика трудных подростков в классе
Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных подростков в классе...
Лекция для родителей "Профилактика агрессивности подростков".
Подростковый возраст - очень сложный период и для самих подростков, и для их родителей. Часто можно услышать жалобы родителей, что ребёнок рос милым и спокойным, но в один день вс...
Профилактика курения подростка
Рекомендации родителям, как вести себя, если ваш ребенок курит, чего делать не следует и как правильно построить беседу с подростком...
Презентация посвященная профилактике курения подростков.
Презентация предназначена для проведения классного часа посвященного профилактической роботе связанной с употреблением тубачных изделий подростками....
Информация для родителей. Профилактика наркомании подростков
Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5,99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру – 500 тыс. наркоманов – это те, кто добровольно встали на медицинский учёт. ...