Доклад "Технология модульного обучения"
статья

Головкина Светлана Александровна

В статье дается краткое описание технологии модульного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_modulnogo_obucheniya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Мичуринска Тамбовской области

Технология модульного обучения

Автор: Головкина Светлана Александровна,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №19

Сл. 2. Свое выступление хочу начать со слов Паскаля «Доводы, до которых человек              додумывается сам, убеждают его больше, чем те, которые  пришли в голову другим»

Сл. 3 Технология модульного образования не так и нова. Впервые модульная система обучения была использована в 60–70-е годы прошлого века, когда возникла необходимость в мобильной профессионально-технической подготовке рабочих профессий для лиц, оказавшихся безработными в США. Элементы модульной технологии использовались и в советской средней, и высшей школе. Сейчас модульный принцип обучения широко применяется для подготовки специалистов не только среднего, но и высшего профессионального образования.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

Сл. 4. Основная цель модульного обучения – формирование навыков самообразования.

Сл. 5. Сущность модульного обучения состоит в том, что

  • студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
  • В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей.
  • Меняется форма общения. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.
  • Преподаватель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.

Сл. 6.  В состав модуля входят:

  1. целевой план действий;
  2. банк информации;
  3. методическое руководство по достижению дидактических целей.

Сл. 7.  Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Сл. 8.  Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях: поуровневая дифференциация обучения, учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала, индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи, организация индивидуального контроля

Сл. 9(гиперссылка сл.8).  Первое направление - поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уров-нем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Щелчок.Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Щелчок.Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации. Возврат на сл.8

Сл. 10(гиперссылка сл.8).  Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения. Возврат на сл.8

Сл. 11(гиперссылка сл.8).  Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений. Возврат на сл.8

Сл. 12(гиперссылка сл.8).  Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Щелчок.Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.

Сл. 13.  Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.

Сл. 14.  Модульное обучение приучает слушать, т.к. словесный Учебный Элемент имеет свои особенности. Во-первых, это установка: зачем даётся информация, какое задание последует далее на основе полученной информации. Во-вторых, информация будет получена, но повторения не будет, т.к. за информацией сразу следует выполнение задания.

Сл. 15. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

  1. определение места модульного урока в теме;
  2. формулировка темы урока;
  3. определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. отбор методов и форм преподавания и контроля;
  6. определение способов учебной деятельности учащихся;
  7. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
  1. составление модуля данного урока;
  2. подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Сл. 16 (гиперссылка пункта 7). Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Сл. 17. Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:

  • восприятие;
  • понимание;
  • осмысление;
  • запоминание;
  • применение;
  • обобщение;
  • систематизация.

Сл. 18.  Модульная технология имеет ряд преимуществ и для студентов (студенты точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; студенты могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на студенте, а не на преподавателе), и        Сл. 19.  для преподавателя (учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно определяет проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления студентов, активизации их внимания, мышления и памяти,  оказании всевозможной помощи.)

Сл. 20.  В то же время оно имеет и ряд трудностей как для студента(студенты должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; студенты должны выполнять большой объем самостоятельной работы; студенты сами несут ответственность за свое обучение), так и Сл. 21.  для преподавателя (Учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником студента в достижении поставленных целей;уровень готовности студента к выполнению самостоятельной учебной деятельности;материальные возможности образовательного учреждения).

Сл. 22.  Проектирование технологии модульного обучения позволяет реализовать в реальной образовательной практике идеи личностно-деятельностного, индивидуально-ориентированного, рефлексивного подходов к профессиональному образованию, которые в свою очередь способствуют взращиванию компетентного специалиста.