Доклад "Технология модульного обучения"
статья
В статье дается краткое описание технологии модульного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_modulnogo_obucheniya.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г.Мичуринска Тамбовской области
Технология модульного обучения
Автор: Головкина Светлана Александровна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №19
Сл. 2. Свое выступление хочу начать со слов Паскаля «Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим»
Сл. 3 Технология модульного образования не так и нова. Впервые модульная система обучения была использована в 60–70-е годы прошлого века, когда возникла необходимость в мобильной профессионально-технической подготовке рабочих профессий для лиц, оказавшихся безработными в США. Элементы модульной технологии использовались и в советской средней, и высшей школе. Сейчас модульный принцип обучения широко применяется для подготовки специалистов не только среднего, но и высшего профессионального образования.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Сл. 4. Основная цель модульного обучения – формирование навыков самообразования.
Сл. 5. Сущность модульного обучения состоит в том, что
- студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
- В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей.
- Меняется форма общения. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.
- Преподаватель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.
Сл. 6. В состав модуля входят:
- целевой план действий;
- банк информации;
- методическое руководство по достижению дидактических целей.
Сл. 7. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.
Сл. 8. Реализация индивидуального подхода в модульном обучении возможна в нескольких направлениях: поуровневая дифференциация обучения, учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала, индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи, организация индивидуального контроля
Сл. 9(гиперссылка сл.8). Первое направление - поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С. Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уров-нем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. Щелчок.Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. Щелчок.Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации. Возврат на сл.8
Сл. 10(гиперссылка сл.8). Второе направление - учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения. Возврат на сл.8
Сл. 11(гиперссылка сл.8). Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений. Возврат на сл.8
Сл. 12(гиперссылка сл.8). Четвёртое направление - организация индивидуального контроля. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Щелчок.Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.
Сл. 13. Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.
Сл. 14. Модульное обучение приучает слушать, т.к. словесный Учебный Элемент имеет свои особенности. Во-первых, это установка: зачем даётся информация, какое задание последует далее на основе полученной информации. Во-вторых, информация будет получена, но повторения не будет, т.к. за информацией сразу следует выполнение задания.
Сл. 15. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:
- определение места модульного урока в теме;
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
- подбор необходимого фактического материала;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
- составление модуля данного урока;
- подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Сл. 16 (гиперссылка пункта 7). Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Сл. 17. Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:
- восприятие;
- понимание;
- осмысление;
- запоминание;
- применение;
- обобщение;
- систематизация.
Сл. 18. Модульная технология имеет ряд преимуществ и для студентов (студенты точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; студенты могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на студенте, а не на преподавателе), и Сл. 19. для преподавателя (учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно определяет проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления студентов, активизации их внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи.)
Сл. 20. В то же время оно имеет и ряд трудностей как для студента(студенты должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; студенты должны выполнять большой объем самостоятельной работы; студенты сами несут ответственность за свое обучение), так и Сл. 21. для преподавателя (Учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником студента в достижении поставленных целей;уровень готовности студента к выполнению самостоятельной учебной деятельности;материальные возможности образовательного учреждения).
Сл. 22. Проектирование технологии модульного обучения позволяет реализовать в реальной образовательной практике идеи личностно-деятельностного, индивидуально-ориентированного, рефлексивного подходов к профессиональному образованию, которые в свою очередь способствуют взращиванию компетентного специалиста.