диагностики
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УУД в 1 кл
Диагностика личностных универсальных учебных действий
Задание 1. Методика "Лесенка"
(Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей/Психология личности: теория и эксперимент, М., 1982.)
Оцениваемые УУД: Личностный компонент, уровень самооценки.
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
(У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка). (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Текст задания: «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
3 балла - адекватная самооценка (2, 3 ступенька);
2 балла - заниженная или завышенная самооценка (1, 4 ступенька);
1 балл - низкая самооценка (5, 6 ступенька);
0 баллов - резко заниженная самооценка (7 ступенька).
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий
Задание 2. Методика «Рисование бабочки»
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез. Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки.
Текст задания: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку) по образцу, проверить выполненную работу.
Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:
анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом.
0 баллов – задание не выполнил;
1 балл – отсутствует ориентация на образец;
2 балла – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;
3 балла – соотнесение носит организованный характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Задание 3 «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Текст задания: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши.
Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть
одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
0 баллов – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
1 балл – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 балла – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Обработка результатов:
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Задание 4.
Методика «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом.
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
1 | 2 | 3 | ||
1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи | |||
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации | |||
3. Плохо идёт на контакт с учителями | С удовольствием сотрудничает с учителями | |||
4. Плохо идет на контакт со сверстниками | С удовольствием сотрудничает с одноклассниками | |||
5. Плохая дисциплина | Дисциплинированный | |||
6.Частые конфликты | Отсутствие конфликтов | |||
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость | Усидчивый |
Диагностика познавательных универсальных учебных действий
Задание 5.
Методика «Кодирование»
(11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия – кодирование (замещение; анализ; действие контроля.)
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Описание задания: ребёнку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определённому изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом или учителем). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.
Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения, анализа, контроля:
О баллов – Ребёнок не понимает инструкцию и не выполняет.
1балл - Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.
2 балла - Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25 % от выполненного объема) либо работает крайне медленно.
3 балла - Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.
Оценка сформированности познавательных УУД:
0 - 1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
Задание 6.
«Математический диктант»
Выявляет представления о геометрических фигурах и счете. На листе семь квадратиков.
Инструкция:
1)Нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на листе квадратов.
2) Нарисуйте треугольников на один больше, чем кругов.
3) Нарисуйте палочек на 2 меньше, чем кругов.
4) Обведите линией шесть квадратов.
5)Закрасьте пятый круг.
Обработка результатов и интерпретация :
Высокий уровень -3 балла: 5 заданий выполнены верно.
Средний уровень - 2 балла: 3–4 задания выполнены верно.
Уровень ниже среднего - 1 балл: 1–2 задания выполнены верно.
Низкий уровень - 0 баллов: ни одно задание не выполнено.
Сформированность универсальных учебных действий у первоклассников
Класс 1 «____» 2020-2021 уч.год Учитель______________________________________
Общее количество детей в классе__________
Принимали участие в обследовании_______________(причины отсутствия)_________________________________________________________________
№ | Ф.И. ученика | Личностные УУД Самооц. (Задание 1) | Метапредметные УУД | ИТОГ | |||||||||||
Регулятивные УУД (Задание 2) | Коммуникативные УУД (вывести среднюю оценку из задания 3 и 4) | Познавательные УУД (вывести среднюю оценку из задания 5 и 6) | |||||||||||||
3 | 2 | 1 | 0 | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Общее кол-во баллов | ||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Итого: (в %) |
Полный анализ уровня сформированности УУД у учащихся первых классов ……………
Пути дальнейшей работы…………
Содержимое разработки
Задание 1.
Задание 2.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3
Задание 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика одарённости
Материал для педагогов для диагностики одарённости...
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...
Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости
Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...