Критическое мышление на уроках иностранного языка
материал
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта им. А.П. Байкузова»
Доклад на тему:
«Критическое мышление на уроках английского языка»
Выполнила:
преподаватель Качкалова С.С.
Рузаевка 2021
Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически мыслящие личности.
© Пётр Лавров
Обучение иностранным языкам в современной школе предполагает непрерывное внедрение и использование обновленных форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода на основе использования современных технологий с учётом интересов учащихся.
Современные образовательные технологии позволяют учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения [1].
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы — Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы [2].
В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:
• повысить эффективность восприятия информации;
• повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
• уметь критически мыслить;
• выделять причинно-следственные связи;
• уметь работать в сотрудничестве с другими;
• отвергать ненужную или неверную информацию
• понимать, как различные части информации связаны между собой.
Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:
• умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
• использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
• становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока:
В процессе реализации фазы вызова (Evocation):
1. Учащиеся могут свободно, без боязни быть исправленным, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы.
2. Высказывания фиксированные, на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Индивидуальная и групповая работа сочетаются между собой. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, а групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными.
Цель преподавателя является стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны [3].
Фаза осмысления содержания (realization of meaning) ориентирована на то, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала [3].
На фазе осмысления содержания учащиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Стремятся обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Цель преподавателя состоит в ясном и привлекательном изложении информации, отслеживать степень активности работы учащихся, предлагать различные приемы для размышления.
В фазу рефлексии (reflection) та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Как правило. На детальную рефлексию часто не остается времени, так как большое внимание на уроках уделяется изложению нового материала. Часто школьников может смутить предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах [4].
На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее продуктивным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст [4].
В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников.
Самым распространенным и любимым приемом среди учащихся является КЛАСТЕР.
Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
В фазе реализации, наиболее употребим прием «Инсерт» — звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы [5].
Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
В фазе рефлексии я чаще всего использую мой любимый прием – синквейн. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). Данный прием помогает учащимся обобщить полученные знания по теме. Существует множество приемов для развития критического мышления на уроках английского языка. Ниже, я перечислю самые эффективные и распространенные:
1. Дерево предсказаний [3].
2. Дневники и бортовые журналы [3].
3. Толстые и тонкие вопросы [3]. 4. Таблицы [3].
5. Зигзаг [3].
6. Дискуссии [3].
7. Письмо [3].
8. Стратегия «Fishbone» [3].
9. Стратегия «6 шляп мышления» [3].
Коротко о методе «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
Де Боно предложил решать задачи с помощью метода избирательного рассмотрения проблемы с различных углов зрения, разделив все мыслительные процессы, которые происходят в голове человека, на шесть типов. Чтобы методика лучше запоминалась, автор решил связать типы мышления с цветными шляпами. Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Каждый прием и метод подходит для изучения английского языка, не противоречит зарубежной и отечественной методике, позволяет расширить кругозор учащихся и воспитывать толерантность к многообразию точек зрения.
10. «Диаграмма Вена» Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, так же дебаты. Они способствуют развитию таких важных характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение доказательно отстаивать свою позицию. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразным материалам и интерактивным подходам. При выполнении какого – либо задания, учащиеся должны понять главную мысль, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Очевидно, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Ученики должны уметь анализировать, оценивать значимость собранной информации, структурировать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения – все это умения критического мышления.
Ссылки на источники 1. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. — № 4. C. 67-73. 2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011. 3. Английский язык в школе// English at school. 2013, №3(43), стр. 26–34 4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. 5. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.- № 1 6. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....
Презентация-сопровождение к выступлению "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
В презентации содержится материал о сущности технологии критического мышления и классификация методов этой технологии....
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка".
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка"....
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка
Упражнения для РКМ...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка
Упражнения для РКМ...
Мастер-класс "Эффективные приемы развития памяти и критического мышления на уроках иностранного языка"
Опыт использования приемов и методов развития памяти и мышления на уроках английского языка путем прямого показа последовательности действий, приемов, форм, используя методику конструирования понятий ...