материалы конференции
статья

Цыганкова Ирина Валерьевна

Переход школы на личностно - ориентированное модель образования требует корриктировки субъективного опыта практикующего учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Цыганкова

МБОУ - гимназия №1 им. Ю.А.Гагарина,

Клинцы

Л.И. Булавинцева

Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Брянск

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА МЕТОДИСТОВ КАК ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Переход школы на личностно-ориентированную модель образования  требует корректировки субъектного опыта практикующего учителя, сложившегося в практике предметно-центрированного преподавания. Необходима подготовка учителя к проектированию среды развития личности ученика на основе интеграции знаний по проблеме воспитания личности. Прежде всего, положений о личности и ее развитии:

личность – уровень психического развития человека, позволяющий ему управлять обстоятельствами своей жизни, она не может быть определена через индивидуальные особенности человека;

ядро личности – это совокупность действенных отношений человека к миру, концентрированное выражение действенного отношения есть смысл, динамические системы смыслов – основное личностное образование;

отличительная  черта развития личности состоит в необходимости обучения формам поведения и  отношений к миру, как  веками выстраиваемой системы ценностей [?]. 

Ведущая роль в решении проблемы принадлежит повышению квалификации учителей в системе дополнительного профессионального образования. При корректировке опыта  учителя в соответствии с требованиями ФГОС важно учитывать состав   опыта профессиональной деятельности, включающий три компонента: фундаментальный (фундаментальные знания); прикладной (знания о действиях); деятельностный (проектировочные, практические, технологические действия). Последний компонент является главным, с ним связано приобретение личностных знаний, от развития которых зависит успешность профессиональной деятельности.

Первым двум компонентам много внимание  уделялось при  реализации федеральной программы модернизации образования в системе повышения квалификации работников образования: огромная работа проделана по ознакомлению учителей с нормативно-правовыми, теоретико-методологическими основами реализации ФГОС, технологиями достижения образовательных результатов. Продолжение видится в совершенствовании третьего, деятельностного компонента (проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса).  Этому должен предшествовать  этап широкого обобщения методических средств гуманистической направленности, разработанных  учителями за счет успешного применения принципов и методов гуманистической педагогики.

Очевидна потребность в работе грамотного  методиста, обладающего  опытом деятельности гуманистической направленности и практикующего учителя и ученого методиста. Вместе с тем,  например, в Брянской области оптимизация привела к разрушению института методистов. В связи с сокращением штатов методисты курируют не один предмет, а несколько. Они не только не имеют базового образования по всем этим предметам, но и «физически» не могут  выполнять методическую работу, на нее попросту не остается времени. А ведь основное назначение   методики  состоит в переводе теоретических положений педагогики  в способы практических действий учителя.

Восстановление института методистов становится актуальнейшей  проблемой повышения квалификации учителей биологии и химии. При ее решении можно опираться на учителей-мастеров, накопивших за период модернизации опыт эффективной организации не только преподавательской, но и культурно-просветительской работы. Как показывает практика, учитель, благодаря активной деятельности в выстроенной системе работы различных педагогических объединений, приобретает компетенции в решении задач исследовательского, экспертного и управленческого плана. Именно практикующий учитель  не только владеет спецификой изложения предмета, но и знает все подводные камни и сложности педагогической деятельности. Проводимый им анализ  причин затруднений реализации инновационных подходов в образовании вызывает естественную  потребность моделировать, а если требуется, то  и «изобретать» приемы, техники, инвариантные линии преподавания для получения качественно нового, ориентированного на развитие личности ученика, результата. Например, у каждого учителя- практика будет свой ответ на вопрос: как сформировать навыки смыслового чтения у обучающихся, научить не только понимать, но и видоизменять, создавать тексты под свои цели и задачи. Многолетний опыт работы в школе показывает, что созданию в образовательном процессе благоприятных условий для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения способствует умелое использование учителем на уроках биологии различных типов (коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.) и видов чтения (ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое) в неразрывной связи с инновационными педагогическими технологиями. Например, технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [1]. Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения. Существенно снижается уровень затруднений при выполнении таких заданий, как выделение ключевых понятий биологического текста, изложение содержания в форме диады “тезис-антитезис”, проведение кластерного анализа; повышается культура информационного поиска и способность “читать невербальные тексты”, систематизировать и анализировать полученную информацию в виде схем, таблиц, диаграмм и т.д.

Нельзя потерять эти знания, полученные эмпирическим путем, многие методические открытия совершаются именно учителями.

Действенное освоение методических средств (после их обобщения) целесообразно стоить как деятельность по проектированию  «личностно-ориентированного методического объекта», который:

– является средством интеграции методических средств гуманистической направленности;

– изучается, разрабатывается, реализуется в квазипрофессиональной деятельности (мастер-классы и т.д.), что позволяет осмыслить его с позиции учителя, создающего конкретный объект на бумаге и в действии; с позиции слушателя курсов, изучающего теорию и обосновывающего все детали разработанного объекта; и позиции ученика, подвергающегося воздействию разработанных объектов.

Осмысление проделанной работы должно привести к формированию целостного образа личностно-ориентированного образовательного процесса, регулирующего сознательную деятельность учителя. Осмысление осуществляется в условиях изменения масштаба проектируемого методического объекта («учебный элемент урока», «урок», «тема», «элективный курс», спроектированные с  помощью методических средств гуманистической направленности) [?].

При проектировании личностно-ориентированного методического объекта целесообразно использовать схемы ориентировочной основы деятельности (ООД). Например, при проектировании урока в контексте ФГОС, можно придерживаться следующего   алгоритма:

На первом этапе выявляются смыслы, заключенные в содержании урока. На втором этапе с позиций деятельностного подхода определяется цель урока. Деятельность на третьем этапе связана с определением образовательных результатов (УУД).  Четвертый этап - это уточнение познавательной деятельности; определение методических средств: образовательных технологий, методов, приемов и средств организации деятельности. На пятом этапе проектирования разрабатывается технологическая карта урока. Шестой этап проектирования посвящен разработке заданий в соответствии с формируемыми УУД. Восьмой этап – отрабатывается структура урока. На девятом этапе прогнозируется эффективность средств и методов, и продумываются варианты повышения их эффективности. В завершение, на десятом этапе разрабатывается полный сценарий урока.

Формы организации деятельности по подготовке практикующего учителя к проектированию среды развития личности учащихся могут быть разными. На наш взгляд наиболее эффективной является мастер - класс. Мастер-класс, как открытая педагогическая система, позволяет демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, осваивать способы преодоления консерватизма и рутины в преподавании. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагания, проектирование, использование ряда известных дидактических и воспитательных методик, с учетом реальных условий работы с различными категориями обучающихся. В этой связи хотелось бы отметить, что накопленный опыт работы может транслироваться не только в педагогическом сообществе, но и в ученической целевой аудитории. МБОУ – гимназия № 1им.Ю.А. Гагарина г. Клинцы имеет позитивный опыт сотрудничества с Государственным учреждением образования "Гимназия г. Калинковичи" Республики Беларусь. В рамках сотрудничества именно передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности, т.е. проведением мастер – класса, включающего задания, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, является наиболее эффективной. При проектировании мастер – классов «Многообразие как норма жизни», «Формирование интеллектуальных умений обучающихся средствами предмета биологии и экологии», «Роль и способы целеполагания в образовательной деятельности школьников», «Когнитивное обучение и семиотические технологии в преподавании биологии» мы использовали определенный алгоритм поиска решения педагогических проблем: проблемная ситуация – самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста) – социоконструкция (групповая работа) – социализация (отчётом о выполнении задачи) – афиширование (представление результатов деятельности) – разрыв (внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт) – рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер – класса.). Интересен опыт проведения мастер – класса с реализацией данного алгоритма «Ступени познания или путь к успеху в решении задач по генетике с использованием законов Г. Менделя» для аудитории обучающихся 10 класса гимназии г. Клинцы и г. Калинковичи. Обучающиеся, как и педагоги, вовлеченные в диалоговый, интерактивный режим занятия, совместный поиск решения проблемы, «партнерские» отношения не присваивают «готовое» знание, а конструируют своё, которое рождается в процессе мастер-класса.


1. Галактионова Т.Г  Современный студент в поле информации и коммуникации. // Учебно-методическое пособие для слушателей семинара "Новые педагогические технологии в высшей школе", – Санкт-Петербург, 2000. – с.7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конференции "Патриотическое воспитание детей и молодежи"

Сборник материалов 2-ой научно-практической конференции "Патриотическое воспитание детей и молодежи"...

Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"

Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год...

Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"

В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР КАК ЕДИНСТВО НАРОДОВ (Материалы конференции в сборнике)

ГБОУ ДПО Краснодарского края «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования» проводил 26 – 27 октября 2014 г. в г. Анапе VI межрегиональную научно-п...

Защитное слово ученика 10 класса по материалам конференции "Вышгород - 2013". Мухаметов Оскар.

Защитное слово обучающегося 10 класса по материалам Международной научно-практической конференции учащихся«Вышгород. Маркеловские чтения». г. Москва, 2013. Особенности пространственно-временной о...

Материалы конференции «Тенденции развития современной науки и образования»

Материалы конференции "Тенденции развития современной науки и образования"...

Материалы конференции "Крещение Руси - начало истории"

Материалы школьной научно практической конференции по истории Киевской Руси X века "Крещение Руси - начало истории". Содержат причины, обстоятельства и значение принятия христианства на Руси....