Методический семинар «Формирование и развитие читательской компетентности. Технология развития критического мышления».
опыты и эксперименты
Методический семинар был дан в рамках конкурса "Учитель года".
Цель:
- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
Задачи:
- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;
обмен опытом педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Формирование и развитие читательской компетентности через технологию развития критического мышления».
Цель:
- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
Задачи:
- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;
обмен опытом педагогической деятельности.
Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги. Вашему вниманию я хочу представить семинар, который назвала строфой из стихотворения В.Маяковского: «Послушайте!» Помните, что дальше?
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Уроки литературы призваны зажигать детские души стремлением постичь прекрасное, постичь слово. Как же это сделать? Как не потерять светящиеся глаза ребенка и его душу, жаждущую познания? Предлагаю попробовать разобраться вместе.
Тема семинара: «Формирование и развитие читательской компетентности через технологию развития критического мышления».
Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, я принесла на семинар пуанты. Как вы думаете, почему? Что они могут означать? Конечно, это символ, образ. Это и прекрасное, это и искусство, это и сотрудничество, и, конечно, труд. Но труд должен не гнуть человека к земле, а помогать ему парить. Как этого достичь?
Концепция своременного образования ставит перед каждым из нас задачу формировать «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самстоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих качество современного образования». Современный школьник должен получить не только знания, но и умения применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. Но, к сожалению, достичь этого очень сложно, так как у учащихся снижена мотивация к изучению литературы.
В 2012 году в нашей школе была проведена диагностика читательской грамотности учащихся по методике PIRLS,PISA. Способность человека понимать тексты, размышлять о них, то есть заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои возможности высоко ценится в современном обществе.Эту способность часто называют «читательской грамотностью». Результат диагностики показал низкую культуру работы с текстом.
Требования к учащимся Не умеют
Понимать текст не проводят глубокий
Интерпретировать информацию анализ, не могут
Оценивать информацию интерпретировать и оценивать информацию.
Таким образом, возникает проблема: современное образование, федеральные государтсвенные стандарты требуют развития информационной компетентности, а у большинства школьников снижена культура работы с текстом, не сформированы читательские умения.
Как разрешить эту проблему? На мой взгляд, помогает снять эти противоречия технология развития критического мышления через чтение и письмо. Почему? ТКМЧП
- позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем;
- помогает определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
- формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, умение прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;
- развивает культуру диалога и совместной деятельности.
Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. В России технология появилась в 1997 году. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской, Игорем Загашевым, Сергеем Заир-Беком
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, выполненного в данной технологии.
| Такое начало урока ориентировано на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопросы: «Что я знаю?» по данной проблеме и «Что я хочу узнать?» |
ФАЗА ВЫЗОВА
Задачи :
1) Активизация познавательной деятельности учащихся.
2) Постановка целей урока.
Методические приемы :
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»или «Корзина идей»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
Следующим этапом урока является стадия осмысления. Я предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент.
Для чего служит стадия осмысления? Что происходит на этом этапе урока? | Организация активного чтения; Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления. |
Главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.
Методические приемы:
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Круги по воде»
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Взаимоопрос»
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Методические приемы :
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Единство технологии.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
- Фаза вызова. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопросы: «Что я знаю?» по данной проблеме и «Что я хочу узнать?»
- Фаза осмысления.Главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.
- Фаза рефлексии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать». Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.
Эффективность приеменения данной технологии на уроках литературы подтверждается диагностикой читательской грамотности по методике PIRLS,PISA.
год | вычитывание | интерпретация | оценка |
2012 | 78% | 46,4% | 52,2% |
2014 | 88% | 69% | 67% |
2016 |
«Зажигать звезды» на уроках очень важно, сохранить у ребенка желание учиться, думать, рассуждать – это и есть задача учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование и развитие читательской компетентности через технологию развития критического мышления Методический семинар
PIRLS, PISA Читательская грамотность – способность человека понимать тексты, размышлять о них, то есть заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности.
PIRLS,PISA Результаты 2012 года
Проблема Недостаточно сформированы : культура работы с текстом основные читательские умения умения определять проблему текста, позицию автора, формулировать и аргументировать тезис
Преимущества технологии развития критического мышления через чтение и письмо атмосфера партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем; определение собственных приоритетов в личной и профессиональной жизни; формирование умения анализировать, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них; развитие культуры совместной деятельности.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)
Американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит , Дж.Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской , Игорем Загашевым , Сергеем Заир-Беком . АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ
Задачи : активизировать познавательную деятельность учащихся определить цель урока СТАДИЯ ВЫЗОВ А
Методические приемы
Задача: отслеживать понимание при работе с изучаемым материалом СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Методические приемы
Задача: преобразовать новую информацию в собственное знание учащихся СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Методические приемы
Предположения…(заголовок) Символ искусства Символ труда Символ творчества
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Эффективность применения технологии
Диагностика читательских умений в 10-11 классах
Диагностика предметных умений
Анкетирование Нравится ли тебе урок литературы?
Анкетирование Стал ли ты больше читать?
Подведение итогов
Обобщение опыта Публикации на персональном сайте http://bichurinaj.wixsite.com/mysite - Мастер-класс по роману "Герой нашего времени" - Итоговое сочинение (подготовка). доклад, презентация, - Рождественские чтения (презентация, доклад) - Конспекты уроков (презентации) "Мастер и Маргарита", Омонимичные части речи, Производные предлоги и тире в ПП, Всевластно ли зло (11 класс), Нормы звучащей речи (10 класс) - Конспекты уроков (планы) «Всевластно ли зло» (11 класс), «Нормы звучащей речи» (10 класс), алгоритм для части В, работа по подготовке к сочинению, сочинение по роману "Герой нашего времени" -Презентации для оформления стенда по развитию речи (пословицы, поговорки, народные приметы, народные праздники на каждый месяц) - Проект по орфоэпии Выступление на Окружных Рождественских чтениях Августовская конференция «» Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...
Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"
Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...
Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»
В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Выступление на семинаре...
Педагогические технологии развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций школьников на уроках физики
Развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления школьников – это основная задача современного образования. Формирование функциональной гра...
- Мне нравится (1)