Система духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности
проект

Спайкова Ирина Натановна

Приводится обобщение опыта по системе духовно - нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система духовно – нравственного воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Введение

Вопрос духовно – нравственного   воспитания детей, стоящий перед  учебными  организациями, родителями, обществом в целом, является  одним из ключевых. В настоящее время  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии. Характерными причинами данной ситуации  явились отсутствие  чётких положительных ориентиров  для молодёжи, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы. Наше молодое поколение окружают жестокость и агрессия, исходящие от средств массовой информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры, материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей  формирования  личности является выработка обучающимися  активной жизненной позиции, нетерпимости  к отклонению  от норм нравственности.

Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый  педагог. В вечном поиске истинного  и доброго мы, как правило, выходим на  вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Мы  наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических условиях  русскому человеку.

        В создании системы духовно – нравственного  воспитания школьников необходим интегрированный и комплексный  подход. Мир духовных ценностей нельзя навязать человеку, он приобретается собственными  усилиями. Поэтому  образовательная и воспитательная работа в этом направлении не может ограничиваться только одними уроками. Изучение основ православной культуры  позволяет воспитывать у школьников  нравственность, поэтому идеи православия могут и должны систематически, ненавязчиво присутствовать и на уроках, и во внеклассной работе.

Ведущая педагогическая идея нашего опыта заключается в определении путей духовно - нравственного развития школьников посредством совершенствования подходов в изучении православной культуры, интеграции на уроках гуманитарного цикла и на внеклассных мероприятиях. Представленный опыт работы является единой системой « урок православной культуры – урок литературы - урок русского языка - внеклассная работа».

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». Учитель ищет  путь к душе ребенка. А душа у ребёнка, как известно,  светлая и добрая. Не потушить бы свет в ней…

Новизна опыта заключается в изменении методических подходов к обучению и воспитанию, позволяющих школьникам  найти ответы на вопросы, возникающие в процессе духовного становления личности.

Интеграция  уроков  гуманитарного цикла

как способ духовного просвещения и воспитания  школьников

Одной из актуальных проблем современного российского общества является воспитание духовности и нравственности подрастающего поколения, приобщение его к культурным традициям и ценностям своего народа. С этой целью в систему государственного образования вводятся уроки православной культуры и духовного краеведения. Однако данные курсы включаются в учебный план школы весьма хаотично, ведутся не во всех классах, порою факультативно, да и учебного времени на глубокое изучение предмета явно недостаточно, так как в лучшем случае это всего один урок в неделю. Это лишает многих школьников  возможности приобщения к традициям православия. А знакомить учеников  с основами православной христианской культуры необходимо. Как выйти из положения? Где взять учебное время на духовное просвещение учащихся? Ответ, с моей точки зрения, прост: учитель может и должен использовать образовательно-воспитательный ресурс своего предмета. Глубоко уверена в том, что приобщать современных школьников к традициям православного христианства, воспитывать высокие духовно-нравственные качества личности возможно в любом классе и на любом уроке.

Для достижения учебных и воспитательных задач по духовному просвещению школьников, для усиления межпредметных связей и разнообразия приемов и методов работы весьма интересно интегрировать разные предметы. Наиболее удачными в моей педагогической практике стали  интегрированные уроки литературы, русского языка, искусства  и основ православной культуры. Тематика таких уроков разнообразна.

Русская классическая литература и родной язык являются, без сомнения, мощным средством воспитания духовности в человеке.

Урок литературы в современной школе – это урок особенный, уникальный и неповторимый, пожалуй, единственный, который напрямую обращен к душе ученика. Именно на этих занятиях закладываются основы нравственности, формируются духовные идеалы и приоритеты растущего человека. На примере художественных образов в яркой и выразительной форме книга учит понимать окружающий мир, людей, самого себя, законы человеческой души.

Связь русской  литературы с православием изначальная, тесная и нерушимая. Классические  произведения  пронизаны христианскими мотивами, идеями и образами, православным миропониманием. Она, по образному выражению философа Николая Бердяева, «ранена христианской темой». Отрывать художественную литературу от ее православных корней – значит  обеднять, а порой и искажать ее истинный смысл. Какое бы выдающееся произведение русской литературы мы ни рассматривали, обязательно выйдем на круг духовно-нравственных проблем: добро и зло, честь и бесчестье, любовь и прощение, милосердие и жестокость, совесть и стыд.

Отрадно, что сегодня все программы литературного образования включают изучение произведений  древнерусской литературы. Их значение для духовного просвещения ребенка, формирования его нравственного идеала трудно переоценить. Наиболее значимыми  являются жития святых и повести, созданные на их основе: это жития Сергия Радонежского, Александра Невского, «Повести о Петре и Февронии Муромских». Эти произведения дают детям представление о том, каков идеал настоящего христианина, к чему надо стремиться в жизни, с кого брать нравственный пример.

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: основой их стало изучение жития Александра Невского с привлечением  исторического материала той эпохи, рассмотрением вопросов патриотизма и гуманизма, воплощения образа святого в изобразительном искусстве, киноискусстве, иконографии, музыке. Такой подход позволил ученикам увидеть Александра Невского и как выдающегося исторического деятеля, полководца, и как человека высоких духовных качеств, и как святого.

Без экскурса в православие современным детям очень многое в произведениях классической литературы непонятно. Почему цензура не пропустила гоголевское название «Мертвые души», заменив его на «Похождения Чичикова»? Почему пушкинская Татьяна «другому отдана» и будет «век ему верна»? Почему Маша Миронова не может выйти замуж за Гринева без благословения его родителей? Что значит - «духовной жаждою томим»? Без православного комментария останутся непонятыми религиозно-философские искания Гоголя, Достоевского, Толстого;  стихотворения  Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Пастернака, Бродского.

Многие писатели в своих произведениях опирались на евангельские сюжеты. Так в 6 классе при изучении повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»  нельзя не вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. После её прочтения обращаемся к иконам и фрескам на этот сюжет. Ребята с интересом обсуждают, чему  учит питча,  и по-другому воспринимают пушкинский текст. Такой учебный материал имеет  большие  потенциальные возможности для просвещения  школьников и нравственного влияния на них.

Ученики взрослеют, расширяется их жизненный опыт, появляются всё новые ситуации, где нужно сделать нравственный выбор, и у них возникает потребность поговорить доверительно о наболевшем, попытаться найти ответы на вопросы: почему мы говорим на одном языке, но часто не понимаем друг друга? Нужно ли раскаиваться или сокрушаться, мучиться, если есть надежда, что об этом поступке никто не узнает? Как справиться с завистью, с желанием отомстить за обиду? Что такое совесть и почему муки совести самые тяжёлые? Всегда ли нужно быть послушным, так как часто послушание не соответствует собственному сиюминутному желанию? Как помочь человеку? На интегрированных уроках  школьники  получают ответы на данные вопросы.

Учащимся средних классов очень трудно ориентироваться в своих чувствах, помочь может  приём « Погружение в себя».

 Например, на уроке рассматривается такое понятие, как «зависть». Задается вопрос:

- Как вы понимаете это слово?

- Что предшествует зависти? (Несоответствие между желаниями и возможностями)

- К чему приводит зависть? (К злу, насилию, преступлению, агрессивности)

- Комфортно ли вам с этими качествами? (Нет)

- Как же не допускать зависть в душу? (Научиться видеть хорошее в людях, в самом себе, в окружающем мире, радоваться удачам других, помнить, что и у других людей не всегда всё бывает хорошо, а уныние - это грех.)

Данный приём учит  самоанализу, а затем подбираются  модели поведения литературных героев и соотносятся  учениками  с собственным мировоззрением.

Практика показала, что, интегрируя изучение произведений  писателей с уроками православной культуры,  можно не только повысить уровень духовности учащихся, но и способствовать развитию их познавательной активности. Ребята интересуются, какие книги читает учитель на уроках, где их взять, это приводит к осознанному подбору литературы для самостоятельного чтения, воспитывает эстетический вкус, ведёт к увеличению прочитанных книг, причём качественных по содержанию.

Часто практикуются сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях.  Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит изложение  своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои размышления  и чувства.

Анализ поэтического текста предполагает разбор стихотворения в единстве содержания и формы. Для такой работы   подбираются  произведения глубокого духовного смысла, совершенные по форме, часто стихотворения  незаслуженно забытых поэтов. Например, русского поэта  Ивана Никитина:

Блажен, кто ненависть людскую

Любовью может побеждать,

Кто может в горе не роптать

И свято верить в жизнь иную.

Блажен, кто любит в наше время,

Кто искру веры сохранил:

Тому не страшно средь могил,

Тому не тяжко жизни бремя.

Короткое, но какое ёмкое стихотворение! Как много видов работы можно с ним проделать на уроке! Определить тему, идею, проблематику, провести лингвистический анализ, указать приемы поэтического синтаксиса. И подобных произведений, мудрых и красивых, в русской поэзии великое множество.

Русские поэты и писатели в большинстве своем были людьми верующими, их произведения стали  итогом напряженных духовно-нравственных исканий. И если мы считаем себя гражданами великой страны, то обязаны знать основы православной культуры, читать священные для нашего народа книги, надписи в храмах, на иконах, на памятниках, знать значение икон, фресок, традиций, праздников.

Атрибуты православной веры не есть сама вера, и знание их не всегда делает человека верующим. Вера - глубоко интимный процесс духовной жизни, но зарождение и развитие этого процесса во многом зависит от внешних условий, которые прилагают сам человек и его окружение.

Учитель  должен донести до детей простую мысль: вся классическая русская литература ставит и решает небольшой круг вопросов, но они «вечные», актуальные во все времена. И писатели, воспитанные в православной традиции, через своих литературных героев дают нам очень простые ответы на эти «проклятые» вопросы. Человек – это творение Божие, жить надо по христианским заповедям, с верой в Бога и любовью к людям, творить добро и не осквернять душу грехом. Если учитель донесёт эти мысли до сердца ученика, он воспитает счастливого человека и истинного христианина.

Таким образом, урок литературы  используется  не только для литературного образования, но и для развития, расширения кругозора школьников, приобщения их к православным традициям, для воспитания души и характера.

В дни православных праздников, приходя на урок, обязательно поздравляю детей и спрашиваю, знают ли они, какой праздник отмечает в этот день православная церковь. К сожалению, многие знают лишь светские праздники, а из православных – только Рождество и Крещение Господне. Рассказываю о том событии Священной истории, которому посвящен праздник, и о том, что православные люди отмечают праздники особым образом – молитвой, постом, добрыми делами.

Когда начинаются православные посты, Великий и Рождественский, рассказываю школьникам о том, в чем истинный смысл поста. А накануне Великого Поста, в Прощеное воскресенье,  у всех  учеников прошу прощения. Некоторые   удивляются, а я  разъясняю, что нет ничего зазорного в том, что учитель просит прощения у учеников. И ребята следуют моему примеру: искренне просят прощения и у меня, и у одноклассников.

Поздравляя учеников  с Днём рождения и именинами, подчеркиваю, что это разные праздники. Рассказываю о жизни и деяниях святых, имена которых  носят  школьники  и которые являются их  небесными заступниками. Учащиеся  с удовольствием готовят проекты «Моё святое имя».

Духовное просвещение и нравственное воспитание продолжаются и  во внеурочной деятельности с учащимися.

Встречи с интересными людьми

Вот уже несколько лет в нашей школе проходят  «Встречи с интересными людьми». Эта работа направлена на изучение истории родного края, объектов культуры  Можайского района.

 Частым нашим гостем является краевед  из села Поречье  Васильев Николай Вадимович.  На его беседах школьники   узнают  об истории   села  Поречье,  о династии  Уваровых,  знакомятся   с  биографией   Тюрмера, занимавшегося  лесопосадками  по  собственной системе. Выступления  краеведа сопровождаются  демонстрацией  дореволюционных фотографий и книг.

 На встречу с  учащимися школы  приезжала Волкова  Лилия  Петровна, автор книги «Они родом не из детства – из войны», составленной по воспоминаниям  детей военного  времени, проживающих в Можайском районе.

         Ежегодно в школе проходят Рождественские и Пасхальные  дни: организуются встречи со священником Можайского благочиния настоятелем Новопокровского  монастыря отцом  Димитрием.  Школьники ждут батюшку в школу и для бесед на православные темы, и для получения ответов на интересующие их вопросы, и для разговоров « по душам».

Сотрудничество

В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество предлагается как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.

Тесные связи  школы с  объектами культуры, такими как  поселковый  Дом культуры, библиотека; взаимопосещения  других муниципальных школ  дают возможность не только объединить усилия  по воспитанию школьников, но и создают атмосферу творчества, сотрудничества.

Один из  выставочных  залов в Дома культуры посёлка Синичино посвящён народному творчеству. В нём собраны  предметы народного быта, изучается их применение. Для обучающихся школы  в этом зале  проводятся экскурсии. Этот раздел экспозиции развивается: он находится в стадии оформления, и школьники имеют возможность принять в этом участие: и своими идеями, и своими поделками.

В рамках культурно – образовательного проекта проводятся « Читательские часы» в библиотеке посёлка Синичино. Библиотекарь  рассказывает школьникам о правилах посещения библиотеки, о работе с библиотечным фондом, а также проводит  тематические вечера, конкурсы и викторины. Данная работа позволяет прививать обучающимся любовь к чтению, формирует  их читательские интересы, развивает эрудицию детей.

Путешествия со смыслом

Особенный интерес школьников  вызывают  экскурсии  по объектам истории и культуры  Можайского края.

         Так мы посетили музеи Никольского собора и выставочные залы в музейном  комплексе города Можайска, посвящённые  Великой Отечественной войне и войнам в Афганистане и Чечне.

         Учащиеся школы и работники Дома   культуры  п. Синичино  побывали  в   селе  Борисово: посетили   музей  народного творчества и   историко – краеведческий   музей, узнали   об  истории  села и  его  достопримечательностях,  осмотрели   территорию   Борисова  городища и мемориал  «Расстрельная яма».

Патриотизм как одно из направлений

духовно – нравственного воспитания молодёжи

Патриотизм – одна из составляющих духовного  воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего истории своего народа.

В 2014 году в Синичинской школе был открыт музей «Колокола памяти». На базе музея  ведётся  патриотическая и краеведческая   работа. В течение всего учебного года   проводятся    экскурсии  для  учащихся  школы. Экскурсоводы  знакомят  посетителей музея   с  материалами  по  истории  родного  края.  

Летом 2015 года недалеко от деревни Каменка поисковиками  было найдено большое санитарное захоронение, относящееся к зиме 1942 года. Два года шли работы. Учащиеся  нашей школы    активно  помогали  поисковикам. Ребята  изучали  основы  поисковой  и  археологической  работы, а  также  лично  проводили  расчёты  и  вычисления  с  помощью  археологических  приборов.

На муниципальном кладбище были перезахоронены останки 152 человек, это  погибшие  войны  и мирные жители, среди них - 31 ребенок в возрасте от 6 месяцев до 13 лет. По воспоминаниям старожилов, та зима была очень холодной и голодной – деревня находилась совсем рядом с линией фронта, было много беженцев.  Вот и объединила эта санитарная яма и погибших от ран  красноармейцев, и умерших от голода и болезней  мирных жителей и детей.

Останки до перезахоронения хранились в храме Преподобного Серафима Саровского в  посёлке Уваровка. Настоятель отец Ярослав (Ерофеев) вспоминал: «Было очень необычно служить в храме, все  понимали, что здесь находятся мощи тех людей, кто более 70 лет назад сделал всё возможное, чтобы эта церковная служба была вообще возможна…»

 Над найденными останками погибших был совершён чин отпевания и погребения с отданием заслуженных почестей. На братском захоронении установлен крест, жители посёлка и школьники  ухаживают за могилой.

        Во время поднятия останков в деревне Каменка  были найдены нательные крестики, по благословению  настоятеля Новопокровского монастыря отца Димитрия, они хранятся в  музее Синичинской школы.     

Заросли «шрамы»  окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой  никогда не должна забываться  Великая Отечественная война.  Мемориальный комплекс в деревне Каменка -  это скорбь  по погибшим, вечная признательность солдатам  и нашим землякам - женщинам, старикам, детям, - упокоившимся вместе  в одной общей братской могиле.

(Приложение 3 - выступление на  муниципальном этапе XXVIII Московских областных Рождественских  образовательных чтениях  «Великая Победа: наследие и наследники»  по теме  « Истоки духовного мужества»)

Выстраивание отношений педагога с школьниками

на основе духовно-нравственного воспитания

Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца.  «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя.

Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Отношение учителя  к  работе,  людям и самому себе  является для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они  не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

Диалогическое общение  школьников со сверстниками, родителями, учителями и  другими взрослыми  играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка  собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослыми.

Заключение

          Подводя итоги, необходимо сказать,  что общеобразовательная  школа   давно нуждается  в  том, чтобы  Слово Божие зазвучало    в её  стенах  не  от  случая  к случаю,  чтобы оно  не  зависело от  того, насколько  близок к православию  учитель,  а  стало неотъемлемой  частью  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Разнообразные живые формы работы со школьниками, использование современных педагогических и цифровых технологий помогают вызвать у детей неподдельный интерес и системные знания, а участие в интересных проектах и акциях, призванных проявлять высокие человеческие чувства: милосердие, сострадание, делание общего дела, просветительство, дают возможность обеспечить требования ФГОС о нравственно-этическом воспитании, развитие у школьников представлений о нравственности  и этических нормах.

Комплексом мероприятий и методик достигаются общие цели образовательной и воспитательной  деятельности:

  • создание условий для освоения учащимися гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры;
  • подготовка школьников  к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни;
  • воспитание  стремления к совершенствованию личностных качеств и воплощению духовно-нравственных идеалов в жизненной практике,
  • воспитание человека, любящего  свой народ Родину,  уважающий и принимающий ценности семьи и общества,  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир,  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности,  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом,  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...

«Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках химии»

Рамышления о духовно-нравственном воспитании учащихся...

Духовно – нравственное воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности

В докладе обощается пятилетний опыт работы духовно - нравственного клуба "Лад", занятий по ОПК. Также указана интеграция занятий по ОПК с  уроками литераты. Опыт работы подтверждён результат...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся первых классов на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»

В статье описывается некоторые приемы способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся первых классов....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в современном обществе остаются актуальными и это связано с экономическим, образовательным и духовно-нравственным расслоением, с существованием р...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...