"Этап занятия - рефлексия"
статья
Задача педагога - не только научить школьников предметно-практическим действиям, но и сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Ермишинский Центр развития творчества детей и юношества»
Конспект выступления на педагогическом совете
по теме
«Этап занятия - рефлексия»
Педагог дополнительного образования
Устинова Людмила Ивановна
Ермишь
2019
Эпиграф:
«…тогда суди сам себя, - сказал король,- это самое трудное.
Судить себя куда трудней, чем других.
Если ты сумеешь правильно судить себя,
значит, ты поистине мудр».
Цель:
Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Рефлексия в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности обучаемого. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Учитель, осуществляющий современный педагогический процесс, подбирает не только формы и методы преподнесения учебного материала, но и подбирает виды и формы рефлексии учеников – реакции на изучаемый материал с анализом собственной учебной деятельности.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Классификация рефлексии.
- По содержанию: устная и письменная рефлексия.
2. По функции: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал), духовная (я стал лучше – хуже, я созидал или разрушал).
3. По типу занятия: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая рефлексия.
4. По способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.
5. По форме деятельности: фронтальная (выборочная), индивидуальная, групповая, коллективная.
Категории рефлексии
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
В своей работе в начале занятия я провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния с помощью рефлексивных рисунков, выбора символов, животных, героев мультфильмов, смайликов, выбор девиза занятия, «букет настроения» с характеристикой цветов Макса Люшера).
В течение занятия провожу рефлексию уровня понимания нового материала (разноцветные символы, рефлексия «Лестница», продолжи фразу, «Дерево достижений», приём незаконченного предложения).
В конце занятия провожу:
1. рефлексию настроения и эмоционального состояния, сравнивая его с началом занятия («Солнышко», «Рисуем настроение», «Благодарю…»);
2. рефлексию деятельности учащихся (цветограммы, использование афоризмов, пословиц, поговорок, «Метод пяти пальцев», анкетирование, выбери фразу, «Мишень»);
3. рефлексию содержания учебного материала («Поляна», «Поезд», приём незаконченного предложения, «Плюс-минус-интересно», «10 баллов», рефлексия-противопоставление, «Пятерочка»).
Цель рефлексии для педагога: создать для ученика такие условия, чтобы он
захотел говорить о проведенном занятии или своей деятельности.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика.
Рефлексия помогает ученикам:
сформулировать получаемые результаты,
переопределить цели дальнейшей работы,
скорректировать свой образовательный путь.
Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. К рефлексии можно относиться как к некоторому универсальному способу мышления, который в отличие от понятийного способа, оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, а величинами, отвечая на вопросы: Как? Зачем? Что мне это дало? В чем смыл того, что я делал для меня и для других? Имеет ли это отношение ко мне? Что мне с этим делать дальше?
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других
Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Мы должны научить школьников не только предметно-практическим действиям, но, главное, сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние. Давайте сравним себя с любым животным и расскажем, какое оно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики
Отчет по теме самообразования...
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс
Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....
Проведение рефлексии на различных этапах занятия
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.Рефлексия деятельности даёт возмож...
Вопросы и задания для проведения этапа урока «Рефлексия»
Вопросы и задания для проведения этапа урока «Рефлексия»...
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....