Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 кл.
рабочая программа (10, 11 класс)

Волкова Галина Николаевна

актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_proekt.10klass.doc394 КБ
Microsoft Office document icon individualnyy_proek_11_kl.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Верхнемазинская средняя школа имени Д.В.Давыдова»

                                                                   

                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

                                                            приказом № …… от «……» 2018 года

  Директор

                                     _____________ М.А.Агапова

                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Индивидуальный проект»  для 10 класса

срок реализации 2018   – 2019 учебный год

Разработчик программы : Волкова Галина Николаевна,

Учитель высшей квалификационной категории  

РАССМОТРЕНА                                           СОГЛАСОВАНА

на МО учителей  гуманитарного цикла         Зам.директора по УВР

протокол № 1 от «24 » августа 2018 г           ___________

Руководитель _____/ Г.Н.Волкова           «……» ………….. 2018 год.

I.      Введение

Рабочая программа составлена в соответствии:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17»  декабря  2010 г. № 1897);
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано   в        Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
  • О внесении изменений в статьи 11 и 14 ФЗ «об образовании в Российской Федерации» принят 25.07.2018, одобрен Советом Федерации 28.07.2018 г.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • Учебного плана МОУ «Верхнемазинская СШ имени Д.В.Давыдова» 2018-2019           учебный год 

Методологическая основа программы:

  • труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А. С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.);

  • работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.).

  • труды Попова А. А. Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения.

Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному

Образовательному Стандарту, учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».

Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.

Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. В старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,

творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

  • информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
  • с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика

Общие цели курса «Индивидуальный проект»:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

  • развитие навыков самообразования и самостоятельного проектирования;

  • углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;

  • формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа других

людей и т.д.;

  • практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы;

  • проявление социальной ответственности;

  • формирование компетентности в области обработки информации для предоставления её в различных видах.

Задачи реализации курса «Индивидуальный проект»:

  1. Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  1. Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

  1. Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению

(разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

  1. Обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

  1. Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

  1. Формирование проектного отношения к действительности и способности использовать проектный подход при решении личных и профессиональных задач;

  1. Формирование аналитической модели процессов, происходящих в конкретных сферах профессиональной деятельности (исследование, организация, творчество);

  1. Ориентация в современных экономических, политических, культурных процессах и возможных ресурсах личностного и профессионального роста;
  1. Поддержка принятия учениками решений о своем уровне личных притязаний и профессиональном будущем.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Сроки реализации программы – 2 года, с 10 по 11 классы, всего 70 часов.

Национально-региональный компонент реализуется путем вкрапления элементов регионального компонента в индивидуальных проектах по тематическому выбору учащихся. Индивидуальные проекты учащихся могут отражать:

  • природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Симбирского\ Ульяновского  края ;

  • потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти;

  • региональную специфику.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Предметные результаты:

  • развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  • овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

  • развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,самоорганизации и саморегуляции;

  • обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Личностные результаты:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;

  • действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
  • Логические общеучебные умения и навыки:
  • разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей;

  • выявление различий при сравнении объектов.
  • установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
  • классификация объектов множества по некоторому основанию.
  • подведение объектов под известные понятия.
  • выделение в определении понятия рода и видовых признаков.

  • установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.

  • определение причинно-следственной зависимости.
  • подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
  • приведение контрпримеров для неверных утверждений.
  • формулирование выводов по результатам анализа.
  • формулирование утверждения в форме условного предложения.
  • формулирование утверждения, обратного данному.
  • формулирование утверждения, противоположного данному.
  • формулирование гипотезы.
  • построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
  • построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
  • моделирование и построение эскизов будущего проекта.

Умение планировать, контролировать и оценивать учебную работу:

  • четкое и правильное осознание цели своей работы.
  • составление плана своей работы (достижения цели).
  • разработка режима дня.
  • контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
  • контроль за правильностью результата работы.
  • оценка правильности выполнения задания.
  • самооценка уровня овладения учебным материалом.

Умение работать с текстом:

  • постановка вопросов к прочитанному тексту.
  • подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
  • формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
  • разбивка текста на смысловые части.
  • составление плана текста.

Информационно-библиографические умения и навыки:

  • умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
  • нахождение в учебнике ответов к задачам.
  • умение пользоваться терминологическими словарями
  • умение пользоваться каталогами библиотеки.
  • правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.
  • умение правильно составлять поисковый запрос для поисковой программы;

  • умение анализировать и разделять существенную и несущественную информацию в открытых интернет-источников;

Культура устной и письменной речи:

  • рейтинг текстов;
  • выступление с докладом на заданную тему
  • рецензирование текста или выступления

  • составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.

  • описание рисунка или картины.
  • передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.

  • составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.

  • составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.

  • написание отзыва на прочитанный текст.

Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»:

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

  • способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

  • способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

  • сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Содержание программы «Индивидуальный проект» . 10класс

Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4 часа.

Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль.

Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта (паспорт – приложение 1)

Модуль 2. Инициализация проекта – 8 часов

Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность.

Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме.

Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.

Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы (приложение 2).

Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Модуль 3. Базовое проектирование и исследование – 14 часов.

Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом.

Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение.

Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы.

План исследования, разработка карты исследования.

Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с

каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности.

Работа в сети Интернет.

Модуль 4. Презентация и защита результатов проектной деятельности – 6 часов. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и

иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.

Тематическое планирование курса(10 класс).

№ п\п

Тема урока

Количество часов

1

Введение в проектную культуру

4

2

Инициализация проекта

8

3

Базовое проектирование и исследование

14

4

Презентация и защита результатов проектной деятельности

6

5

Защита индивидуальных проектов

2

6

Итого

34ч.

Календарно-тематическое планирование курса «Индивидуальный проект» (10 кл.)

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

План

Факт

Введение в проектную культуру – 4 часа.

1

Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура.

1

2

Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.

1

3

Методология и технология проектной деятельности.

1

4

Структура проекта

1

Инициализация проекта – 8 часов

5

Конструирование темы и проблематики проекта.

1

6

Обзор основных материалов по теме

1

7

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.

1

8

Критерии оценки проектной и исследовательской работы

1

9

Гипотезы исследования

1

10

Методы проверки гипотезы

1

11

методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

1

12

методы теоретического исследования

1

Базовое проектирование и исследование – 14 часов.

13

планировании индивидуального проекта

1

14

Расчет календарного графика проектной деятельности

1

15

Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение.

1

16

Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение

1

17

Практические умения донести до аудитории проектный замысел или исследование.

1

18

Практические навыки сокращения текста. Подготовка защиты проекта

1

19

Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках.

1

20

Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках-практикум.

1

21

Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках-практикум.

1

22

Организация работы с научной литературой.

1

23

Организация работы с научной литературой-практикум.

1

24

Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.

1

25

Работа со СМИ

1

26

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности.

Работа в сети Интернет.

1

Презентация и защита результатов проектной деятельности – 6 часов.

27

Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ

1

28

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

1

29

Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.

1

30

Способы и формы представления данных.

1

31

Оформление таблиц, рисунков и

иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы

1

32

Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.

1

33

Защита индивидуальных проектов

34

Защита индивидуальных поектов

Итого

34ч.

Приложение 2

Примерный паспорт проекта

  1. Название проекта
  2. Цель проекта
  3. Задачи проекта
  4. Автор проекта, руководитель проекта
  5. Тип проекта

5.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательской, творческой, игровой, информационно-поисковой, практико-ориентированной.

5.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественнонаучный, экологический, спортивный, географический, историчесий, экономический и т.п.

5.3.        По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

6. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

  1. Методы, использованные в работе над проектом.

  1. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое.

  1. Образовательные и культурно-просветительсике учреждения, на базе которых выполнялся проект: школа, музей, библиотека, кафедра ВУЗа, научно-исследовательский институт, лаборатория, технический центр, и т.п.

  1. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта.

Приложение 3

Критерии оценки проектной и исследовательской работы

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1.  Обоснованность

Обоснована, аргументы

2

актуальности

темы

целесообразны

целесообразность аргументов,

Обоснована, целесообразна часть

1

подтверждающих

аргументов

актуальность

Не обоснована, аргументы

0

отсутствуют

2.  Конкретность, ясность

Конкретны, ясны, соответствуют

2

формулировки цели, задач, а

Неконкретны, неясны, не

1

также их соответствие теме

соответствуют

Цель и задачи не поставлены

0

3.  Обоснованность выбора

Целесообразна, обеспечивает

2

методики работы –

Сомнительна

1

обеспечивает или нет

Явно нецелесообразна

0

достижение цели

4.  Фундаментальность обзора

Использованы основные работы

2

– использование современных

Использована часть основных работ

1

основополагающих

Основные работы не использованы

0

(основных) работ по

проблеме

5.  Всесторонность и

Освещена значительная часть

2

логичность обзора –

проблемы

освещение значимых для

Проблема освещена фрагментарно

1

достижения цели аспектов

Проблема не освещена

0

6.  Теоретическая значимость

Модель полная и обоснованная

2

обзора – представлена и

Модель неполная и слабо

1

обоснована модель объекта,

обоснованная

показаны ее недостатки.

Модель объекта отсутствует

0

7.  Доступность методик для

Выполнимы самостоятельно

2

самостоятельного

Выполнимы под кураторством

1

выполнения автором работы

специалиста

Выполнимы только специалистом

0

8.  Логичность и

Эксперимент логичен и обоснован

2

обоснованность эксперимента

Встречаются отдельные неувязки

1

(наблюдения),

Эксперимент нелогичен и не

0

обусловленность логикой

обоснован

изучения объекта

9.  Наглядность

Использованы все возможные

2

(многообразие способов

способы

представления результатов) –

Использована часть способов

1

графики, гистограммы,

Использован только один способ

0

схемы, фото

10. Дискуссионность

Приводятся и обсуждаются разные

2

(полемичность) обсуждения

позиции

полученных результатов с

Разные позиции приводятся без

1

разных точек зрения, позиций

обсуждения

Приводится и обсуждается только

0

одна позиция

11. Степень начитанности

Широкий охват источников и

2

автора – знание

свободное владение информацией

соответствующей

Ограниченное представление об

1

литературы, широта охвата

источниках

источников, уровень их

Нет представления и осмысления

0

осмысления

12. Оригинальность позиции

Позиция автора полностью

2

автора – наличие собственной

оригинальна

позиции, точки зрения на

Автор усовершенствует позицию

1

полученные результаты

другого

Автор придерживается чужой точки

0

зрения

13. Соответствие выводов

Соответствуют, гипотеза оценивается

2

целям и задачам, оценивание

Частично, гипотеза только

1

выдвинутой гипотезы

упоминается

Не соответствуют, гипотеза не

0

оценивается

14. Конкретность выводов и

Выводы конкретны (не резюме!)

2

уровень обобщения –

Отдельные выводы неконкретны

1

отсутствие рассуждений,

Выводы неконкретны

0

частностей, общих мест,

ссылок на других

Оценка проекта:

Оценка «3» - зачет, может быть поставлена за 18-21 баллы (60 – 74%) от максимального количества

баллов

Оценка  «4»  -  хорошо,  может  быть  поставлена  за  22-24  баллов  (75  -  89%)  от  максимального

количества баллов

Оценка «5» - отлично, может быть поставлена за 25 - 28 баллов (более 90 %) от максимального количества баллов.

Критерии оценки презентации проектной и исследовательской работы

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1.  Соответствие

сообщения

Соответствует

2

заявленной  теме,  цели,  задачам

полностью

проекта

Есть несоответствия

1

(отступления)

В основном не

0

соответствует

2. Структурированность

Структурировано,

2

(организация)

сообщения,

обеспечивает

Выступление

которая

обеспечивает

Структурировано, не

1

понимание его содержания

обеспечивает

Не структурировано, не

0

обеспечивает

3. Культуравыступления

Рассказ без обращения к

2

чтение  с  листа  или  рассказ,

тексту

обращенный к аудитории

Рассказ с обращением к

1

тексту

Чтение с листа

0

4. Доступность

сообщения

о

Доступно без

2

содержании проекта, его целях,

уточняющих вопросов

задачах, методах и результатах

Доступно с

1

уточняющими

вопросами

Недоступно с

0

уточняющими

вопросами

5.

Целесообразность,

Целесообразна

2

инструментальность

Целесообразность

1

наглядности,

уровень

ее

сомнительна

использования

Не целесообразна

0

6.

Соблюдение

временного

Соблюден

2

регламента сообщения (не более

Превышение без

1

10 минут)

замечания

Превышение с

0

замечанием

7. Четкость и полнота ответов на

Все ответы четкие,

2

дополнительные

вопросы

по

полные

существу сообщения

Некоторые ответы

1

нечеткие

дискуссия

Все ответы нечеткие,

0

неполные

7. Владение

специальной

Владеет свободно

2

терминологией по теме проекта,

Иногда допускаются

1

использование в сообщении

неточности

Не владеет

0

8.

Культура

дискуссии

Ответил на все вопросы

2

умение  понять

собеседника

и

Ответил на бОльшую

1

аргументировано

ответить

на

часть вопросов

его вопросы

Не ответил на бОльшую

0

часть вопросов

9. Культура

визуального

Презентация соответствует

2

.

способа

представления

основным законом

Визуальноепредставлениерезультатов,презентацияипр

результатов (презентации и др.)

восприятия, без шума,

спецэффектов и других

непрофессиональных

излишеств

Есть небольшие

1

излишества или

нарушения правил

восприятия

Не соблюдены правила

0

визуального восприятия

Оценка презентации:

Оценка  «3»  -  зачет,  может  быть  поставлена  за  10  -  12  баллов  (60  –  74%)  от  максимального

количества баллов

Оценка «4» - хорошо, может быть поставлена за 13 - 15 баллов (75 - 89%) от максимального

количества баллов

Оценка «5» - отлично, может быть поставлена за 16 - 18 баллов (более 90 %) от максимального количества балло

Приложение 4

Требования к оформлению

Среднестатистический объем реферата проектной работы составляет примерно 15 - 30 страниц машинописного текста.

Параметры страницы:

  1. поля — 2,5 см с каждой стороны

  1. размер бумаги — А4, ориентация книжная (т.е. вертикально)

Формат основного шрифта:

Times, размер 12 пт для основного текста, 14 пт для названия работы, 10 пт для сносок и списка литературы

Формат абзаца:

  1. выравнивание по ширине

  1. первая строка: в основном тексте — отступ на 1,25 см Сноски:

  1. положение — „внизу страницы“ (не „в конце документа“ и не „внизу текста“)

  1. нумерация — арабскими цифрами

Библиографические ссылки:

  1. в тексте в квадратных скобках указывается фамилия автора или сокращённое название сборника, год издания работы и номера страниц: [Автор, год: страницы]

  1. после текста под рубрикой „Литература“ приводится полное название работы с библиографической информацией

Композиционная структура реферата проектной работы состоит из следующих элементов:

  1. титульного листа: 2) оглавления; 3) введения: 4) основной части: 5) заключения: 6) библиографического списка литературы: 7) приложений (если они имеются).

После титульного листа помещается оглавление, где приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Причем последнее слово каждого заголовка соединяется отточием (………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе занимает примерно 5 - 10 % от всего текста. В нем раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и основные задачи работы, формулируются объект и предмет исследования, его методы, указываются теоретическая и практическая значимость решения исследуемой проблемы. Делается краткий обзор литературы.

  • конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. перечислить ее разделы и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть курсовой работы воплощена в главах, разделах и подразделах. Содержание первой главы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов

изучаемой проблемы. Если у автора нет собственных взглядов на решение исследуемой пробле-мы, он может придерживаться наиболее приемлемой концепции, разработанной одним из видных ученых, подкрепляя ее своими примерами.

Вторая глава носит преимущественно практический характер. Ценность работы определяется богатством анализируемого материала; чем больше разбирается примеров, тем убедительнее звучат выдвигаемые выводы.

Если работа имеет экспериментальную части исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его этапы, полученные результаты, формулируются практические выводы и рекомендации.

  • конце каждой главы делаются выводы, отражающие в сжатом, концентрированном виде
  • основное содержание. Они должны быть четкими и точными.

Заключение - это не механическое суммирование выводов к главам. Надо всячески избегать буквального повторения формулировок, а необходимо изыскать новые обороты речи. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно лаконичной и отчетливой (около 5 % всего текста.)

Введение и заключение - считаются «визитной карточкой» работы и оказываются в фокусе внимания как рецензентов.

После заключения принято помешать библиографический список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке, по требованиям ГОСТа. Рекомендуется включать в этот список источники, которые нашли отражение в рукописи работы и на которые даются ссылки. Кроме них, в список могут быть включены и такие труды, на которые в выполняемой работе нет ссылок, но эти работы имеют прямое или косвенное отношение к исследуемой теме.

Библиографический аппарат свидетельствует о научной этике и культуре исследователя. Реферат проектной работы в некоторых случаях может иметь приложение. Его

оформляют на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. В приложение включается самый разнообразный материал. Это могут быть перечни материала, таблицы, диаграммы, анкеты, статистически обработанные данные опросов, конспекты, сценарии, серии упражнений и пр.

Защита работы

Работа защищается в присутствии комиссии в составе преподавателей школы и института РБИУ при обязательном участии руководителя. Автор проекта в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами

  • фактами, а затем отвечает на вопросы преподавателей. Защита индивидуального проекта оценивается дифференцирование: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».

Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным.

После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова практическая значимость пред-лагаемой Вами классификации?

Ответы на вопросы должны быть лаконичными и аргументированными.

Ученик, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного курса  

Личностные результаты – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

 – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.  

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;  

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

 – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

 – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 Познавательные универсальные учебные действия

 - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

– об истории науки;

– о новейших разработках в области науки и технологий; – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

 – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;

 – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

 – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

 – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

 – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

 – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

 – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

 – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

 

Содержание учебного курса «Индивидуальный проект»

11 класс

Введение в проектную деятельность.  Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.

Управление оформлением и завершением проектов.

Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

 Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе.

Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.

Управление завершением проекта.

Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада. Защита результатов проектной деятельности  Публичная защита результатов проектной деятельности.

Рефлексия проектной деятельности.

Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Рефлексия проектной деятельности  Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Дальнейшее планирование осуществления проектов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система  стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.  

 

Практические работы

1. Работа с положением об индивидуальном проекте»

2. Формулировка темы и проблемы проекта

3. Методика «Зеркало проекта»  

4. Заполнение технологической карты «Драфт проекта»

5. Технологическая карта реализации проекта

6. Расчет календарного графика проектной деятельности

 

 

Тематическое планирование

Номер урока

Название разделов и тем

Введение в проектную деятельность

4

1

Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса

1

2

Анализ достижений и недостатков.

1

3

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

1

4

Планирование деятельности по проекту на 11 класс

1

Управление оформлением и завершением проектов

10

5

Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности

1

6

Работа в сети Интернет

1

7

Способы и формы представления данных

1

8

Компьютерная обработка данных исследования

1

9

Библиография, справочная литература, каталоги

1

10-11

Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы

1

12

 Сбор и систематизация материалов по проектной работе

1

13

Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ

1

14

Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.

Критерии контроля

1

Управление завершением проекта

12

15

Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта

1

16

Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант

1

17

Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта

1

18

Главные предпосылки успеха публичного выступления

1

19

Навыки монологической речи

1

20

 Аргументирующая речь

1

21

Умение отвечать на незапланированные вопросы

1

22

Публичное выступление на трибуне и личность

1

23

 Подготовка авторского доклада

1

24-26

Защита результатов проектной деятельности

1

Публичная защита результатов проектной деятельности

1

Публичная защита результатов проектной деятельности

1

Рефлексия проектной деятельности

8

27-28

Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.

1

29

Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов

1

30

Дальнейшее планирование осуществления проектов

1

31

Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей»

1

32

 Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации

1

33

Сертификат соответствия. Патентное право в России

1

34

Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект»

1

Приложение 1

Требования к оформлению

Среднестатистический объем реферата проектной работы составляет примерно 15 - 30 страниц машинописного текста.

Параметры страницы:

  1. поля — 2,5 см с каждой стороны

  1. размер бумаги — А4, ориентация книжная (т.е. вертикально)

Формат основного шрифта:

Times, размер 12 пт для основного текста, 14 пт для названия работы, 10 пт для сносок и списка литературы

Формат абзаца:

  1. выравнивание по ширине

  1. первая строка: в основном тексте — отступ на 1,25 см Сноски:

  1. положение — „внизу страницы“ (не „в конце документа“ и не „внизу текста“)

  1. нумерация — арабскими цифрами

Библиографические ссылки:

  1. в тексте в квадратных скобках указывается фамилия автора или сокращённое название сборника, год издания работы и номера страниц: [Автор, год: страницы]

  1. после текста под рубрикой „Литература“ приводится полное название работы с библиографической информацией

Композиционная структура реферата проектной работы состоит из следующих элементов:

  1. титульного листа: 2) оглавления; 3) введения: 4) основной части: 5) заключения: 6) библиографического списка литературы: 7) приложений (если они имеются).

После титульного листа помещается оглавление, где приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Причем последнее слово каждого заголовка соединяется отточием (………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе занимает примерно 5 - 10 % от всего текста. В нем раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и основные задачи работы, формулируются объект и предмет исследования, его методы, указываются теоретическая и практическая значимость решения исследуемой проблемы. Делается краткий обзор литературы.

  • конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. перечислить ее разделы и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть курсовой работы воплощена в главах, разделах и подразделах. Содержание первой главы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов

изучаемой проблемы. Если у автора нет собственных взглядов на решение исследуемой пробле-мы, он может придерживаться наиболее приемлемой концепции, разработанной одним из видных ученых, подкрепляя ее своими примерами.

Вторая глава носит преимущественно практический характер. Ценность работы определяется богатством анализируемого материала; чем больше разбирается примеров, тем убедительнее звучат выдвигаемые выводы.

Если работа имеет экспериментальную части исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его этапы, полученные результаты, формулируются практические выводы и рекомендации.

  • конце каждой главы делаются выводы, отражающие в сжатом, концентрированном виде

основное содержание. Они должны быть четкими и точными. Заключение - это не механическое суммирование выводов к главам. Надо всячески избегать буквального повторения формулировок, а необходимо изыскать новые обороты речи. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно лаконичной и отчетливой (около 5 % всего текста.)

Введение и заключение - считаются «визитной карточкой» работы и оказываются в фокусе внимания как рецензентов.

После заключения принято помешать библиографический список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке, по требованиям ГОСТа. Рекомендуется включать в этот список источники, которые нашли отражение в рукописи работы и на которые даются ссылки. Кроме них, в список могут быть включены и такие труды, на которые в выполняемой работе нет ссылок, но эти работы имеют прямое или косвенное отношение к исследуемой теме.

Библиографический аппарат свидетельствует о научной этике и культуре исследователя. Реферат проектной работы в некоторых случаях может иметь приложение. Его

оформляют на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. В приложение включается самый разнообразный материал. Это могут быть перечни материала, таблицы, диаграммы, анкеты, статистически обработанные данные опросов, конспекты, сценарии, серии упражнений и пр.

Защита работы

Работа защищается в присутствии комиссии в составе преподавателей школы и института РБИУ при обязательном участии руководителя. Автор проекта в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами

  • фактами, а затем отвечает на вопросы преподавателей. Защита индивидуального проекта оценивается дифференцирование: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».

Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным.

После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова практическая значимость пред-лагаемой Вами классификации?

Ответы на вопросы должны быть лаконичными и аргументированными.

Ученик, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...