Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 кл.
рабочая программа (10, 11 класс)
актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt.10klass.doc | 394 КБ |
individualnyy_proek_11_kl.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхнемазинская средняя школа имени Д.В.Давыдова»
УТВЕРЖДЕНА
приказом № …… от «……» 2018 года
Директор
_____________ М.А.Агапова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Индивидуальный проект» для 10 класса
срок реализации 2018 – 2019 учебный год
Разработчик программы : Волкова Галина Николаевна,
Учитель высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на МО учителей гуманитарного цикла Зам.директора по УВР
протокол № 1 от «24 » августа 2018 г ___________
Руководитель _____/ Г.Н.Волкова «……» ………….. 2018 год.
I. Введение
Рабочая программа составлена в соответствии:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
- О внесении изменений в статьи 11 и 14 ФЗ «об образовании в Российской Федерации» принят 25.07.2018, одобрен Советом Федерации 28.07.2018 г.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Учебного плана МОУ «Верхнемазинская СШ имени Д.В.Давыдова» 2018-2019 учебный год
Методологическая основа программы:
- труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А. С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.);
- работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.).
- труды Попова А. А. Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения.
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному
Образовательному Стандарту, учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике средней школы, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. В старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика
Общие цели курса «Индивидуальный проект»:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самостоятельного проектирования;
- углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;
- формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа других
людей и т.д.;
- практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы;
- проявление социальной ответственности;
- формирование компетентности в области обработки информации для предоставления её в различных видах.
Задачи реализации курса «Индивидуальный проект»:
- Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению
(разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- Обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
- Формирование проектного отношения к действительности и способности использовать проектный подход при решении личных и профессиональных задач;
- Формирование аналитической модели процессов, происходящих в конкретных сферах профессиональной деятельности (исследование, организация, творчество);
- Ориентация в современных экономических, политических, культурных процессах и возможных ресурсах личностного и профессионального роста;
- Поддержка принятия учениками решений о своем уровне личных притязаний и профессиональном будущем.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Сроки реализации программы – 2 года, с 10 по 11 классы, всего 70 часов.
Национально-региональный компонент реализуется путем вкрапления элементов регионального компонента в индивидуальных проектах по тематическому выбору учащихся. Индивидуальные проекты учащихся могут отражать:
- природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Симбирского\ Ульяновского края ;
- потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти;
- региональную специфику.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- Логические общеучебные умения и навыки:
- разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей;
- выявление различий при сравнении объектов.
- установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
- классификация объектов множества по некоторому основанию.
- подведение объектов под известные понятия.
- выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
- установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.
- определение причинно-следственной зависимости.
- подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
- приведение контрпримеров для неверных утверждений.
- формулирование выводов по результатам анализа.
- формулирование утверждения в форме условного предложения.
- формулирование утверждения, обратного данному.
- формулирование утверждения, противоположного данному.
- формулирование гипотезы.
- построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
- построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
- моделирование и построение эскизов будущего проекта.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебную работу:
- четкое и правильное осознание цели своей работы.
- составление плана своей работы (достижения цели).
- разработка режима дня.
- контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
- контроль за правильностью результата работы.
- оценка правильности выполнения задания.
- самооценка уровня овладения учебным материалом.
Умение работать с текстом:
- постановка вопросов к прочитанному тексту.
- подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
- формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
- разбивка текста на смысловые части.
- составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки:
- умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
- нахождение в учебнике ответов к задачам.
- умение пользоваться терминологическими словарями
- умение пользоваться каталогами библиотеки.
- правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.
- умение правильно составлять поисковый запрос для поисковой программы;
- умение анализировать и разделять существенную и несущественную информацию в открытых интернет-источников;
Культура устной и письменной речи:
- рейтинг текстов;
- выступление с докладом на заданную тему
- рецензирование текста или выступления
- составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.
- описание рисунка или картины.
- передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
- составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.
- составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
- написание отзыва на прочитанный текст.
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»:
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
- способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание программы «Индивидуальный проект» . 10класс
Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4 часа.
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль.
Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта (паспорт – приложение 1)
Модуль 2. Инициализация проекта – 8 часов
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность.
Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме.
Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.
Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы (приложение 2).
Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Модуль 3. Базовое проектирование и исследование – 14 часов.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом.
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение.
Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы.
План исследования, разработка карты исследования.
Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности.
Работа в сети Интернет.
Модуль 4. Презентация и защита результатов проектной деятельности – 6 часов. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта.
Тематическое планирование курса(10 класс).
№ п\п | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение в проектную культуру | 4 |
2 | Инициализация проекта | 8 |
3 | Базовое проектирование и исследование | 14 |
4 | Презентация и защита результатов проектной деятельности | 6 |
5 | Защита индивидуальных проектов | 2 |
6 | Итого | 34ч. |
Календарно-тематическое планирование курса «Индивидуальный проект» (10 кл.)
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение в проектную культуру – 4 часа. | |||||
1 | Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. | 1 | |||
2 | Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. | 1 | |||
3 | Методология и технология проектной деятельности. | 1 | |||
4 | Структура проекта | 1 | |||
Инициализация проекта – 8 часов | |||||
5 | Конструирование темы и проблематики проекта. | 1 | |||
6 | Обзор основных материалов по теме | 1 | |||
7 | Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. | 1 | |||
8 | Критерии оценки проектной и исследовательской работы | 1 | |||
9 | Гипотезы исследования | 1 | |||
10 | Методы проверки гипотезы | 1 | |||
11 | методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); | 1 | |||
12 | методы теоретического исследования | 1 | |||
Базовое проектирование и исследование – 14 часов. | |||||
13 | планировании индивидуального проекта | 1 | |||
14 | Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 | |||
15 | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. | 1 | |||
16 | Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение | 1 | |||
17 | Практические умения донести до аудитории проектный замысел или исследование. | 1 | |||
18 | Практические навыки сокращения текста. Подготовка защиты проекта | 1 | |||
19 | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. | 1 | |||
20 | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках-практикум. | 1 | |||
21 | Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках-практикум. | 1 | |||
22 | Организация работы с научной литературой. | 1 | |||
23 | Организация работы с научной литературой-практикум. | 1 | |||
24 | Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. | 1 | |||
25 | Работа со СМИ | 1 | |||
26 | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. | 1 | |||
Презентация и защита результатов проектной деятельности – 6 часов. | |||||
27 | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ | 1 | |||
28 | Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 1 | |||
29 | Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. | 1 | |||
30 | Способы и формы представления данных. | 1 | |||
31 | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы | 1 | |||
32 | Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. | 1 | |||
33 | Защита индивидуальных проектов | ||||
34 | Защита индивидуальных поектов | ||||
Итого | 34ч. |
Приложение 2
Примерный паспорт проекта
- Название проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Автор проекта, руководитель проекта
- Тип проекта
5.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательской, творческой, игровой, информационно-поисковой, практико-ориентированной.
5.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественнонаучный, экологический, спортивный, географический, историчесий, экономический и т.п.
5.3. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
- Методы, использованные в работе над проектом.
- Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое.
- Образовательные и культурно-просветительсике учреждения, на базе которых выполнялся проект: школа, музей, библиотека, кафедра ВУЗа, научно-исследовательский институт, лаборатория, технический центр, и т.п.
- Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта.
Приложение 3
Критерии оценки проектной и исследовательской работы
Показатели | Градация | Баллы | Оценка | ||
1. Обоснованность | Обоснована, аргументы | 2 | |||
актуальности | темы | – | целесообразны | ||
целесообразность аргументов, | Обоснована, целесообразна часть | 1 | |||
подтверждающих | аргументов | ||||
актуальность | Не обоснована, аргументы | 0 | |||
отсутствуют | |||||
2. Конкретность, ясность | Конкретны, ясны, соответствуют | 2 | |||
формулировки цели, задач, а | Неконкретны, неясны, не | 1 | |||
также их соответствие теме | соответствуют | ||||
Цель и задачи не поставлены | 0 | ||||
3. Обоснованность выбора | Целесообразна, обеспечивает | 2 | |||
методики работы – | Сомнительна | 1 | |||
обеспечивает или нет | Явно нецелесообразна | 0 | |||
достижение цели | |||||
4. Фундаментальность обзора | Использованы основные работы | 2 | |||
– использование современных | Использована часть основных работ | 1 | |||
основополагающих | Основные работы не использованы | 0 | |||
(основных) работ по | |||||
проблеме | |||||
5. Всесторонность и | Освещена значительная часть | 2 | |||
логичность обзора – | проблемы | ||||
освещение значимых для | Проблема освещена фрагментарно | 1 | |||
достижения цели аспектов | Проблема не освещена | 0 | |||
6. Теоретическая значимость | Модель полная и обоснованная | 2 | |||
обзора – представлена и | Модель неполная и слабо | 1 | |||
обоснована модель объекта, | обоснованная | ||||
показаны ее недостатки. | Модель объекта отсутствует | 0 | |||
7. Доступность методик для | Выполнимы самостоятельно | 2 | |||
самостоятельного | Выполнимы под кураторством | 1 | |||
выполнения автором работы | специалиста | ||||
Выполнимы только специалистом | 0 | ||||
8. Логичность и | Эксперимент логичен и обоснован | 2 | |||
обоснованность эксперимента | Встречаются отдельные неувязки | 1 | |||
(наблюдения), | Эксперимент нелогичен и не | 0 | |||
обусловленность логикой | обоснован | ||||
изучения объекта | |||||
9. Наглядность | Использованы все возможные | 2 | |||
(многообразие способов | способы | ||||
представления результатов) – | Использована часть способов | 1 | |||
графики, гистограммы, | Использован только один способ | 0 | |||
схемы, фото | |||||
10. Дискуссионность | Приводятся и обсуждаются разные | 2 | |||
(полемичность) обсуждения | позиции | ||||
полученных результатов с | Разные позиции приводятся без | 1 | |||
разных точек зрения, позиций | обсуждения | ||||
Приводится и обсуждается только | 0 | ||||
одна позиция | |||||
11. Степень начитанности | Широкий охват источников и | 2 | |||
автора – знание | свободное владение информацией | ||||
соответствующей | Ограниченное представление об | 1 |
литературы, широта охвата | источниках | ||
источников, уровень их | Нет представления и осмысления | 0 | |
осмысления | |||
12. Оригинальность позиции | Позиция автора полностью | 2 | |
автора – наличие собственной | оригинальна | ||
позиции, точки зрения на | Автор усовершенствует позицию | 1 | |
полученные результаты | другого | ||
Автор придерживается чужой точки | 0 | ||
зрения | |||
13. Соответствие выводов | Соответствуют, гипотеза оценивается | 2 | |
целям и задачам, оценивание | Частично, гипотеза только | 1 | |
выдвинутой гипотезы | упоминается | ||
Не соответствуют, гипотеза не | 0 | ||
оценивается | |||
14. Конкретность выводов и | Выводы конкретны (не резюме!) | 2 | |
уровень обобщения – | Отдельные выводы неконкретны | 1 | |
отсутствие рассуждений, | Выводы неконкретны | 0 | |
частностей, общих мест, | |||
ссылок на других |
Оценка проекта:
Оценка «3» - зачет, может быть поставлена за 18-21 баллы (60 – 74%) от максимального количества
баллов
Оценка «4» - хорошо, может быть поставлена за 22-24 баллов (75 - 89%) от максимального
количества баллов
Оценка «5» - отлично, может быть поставлена за 25 - 28 баллов (более 90 %) от максимального количества баллов.
Критерии оценки презентации проектной и исследовательской работы
Показатели | Градация | Баллы | Оценка | |||||||
1. Соответствие | сообщения | Соответствует | 2 | |||||||
заявленной теме, цели, задачам | полностью | |||||||||
проекта | Есть несоответствия | 1 | ||||||||
(отступления) | ||||||||||
В основном не | 0 | |||||||||
соответствует | ||||||||||
2. Структурированность | Структурировано, | 2 | ||||||||
(организация) | сообщения, | обеспечивает | ||||||||
Выступление | которая | обеспечивает | Структурировано, не | 1 | ||||||
понимание его содержания | обеспечивает | |||||||||
Не структурировано, не | 0 | |||||||||
обеспечивает | ||||||||||
3. Культуравыступления | – | Рассказ без обращения к | 2 | |||||||
чтение с листа или рассказ, | тексту | |||||||||
обращенный к аудитории | Рассказ с обращением к | 1 | ||||||||
тексту | ||||||||||
Чтение с листа | 0 | |||||||||
4. Доступность | сообщения | о | Доступно без | 2 | ||||||
содержании проекта, его целях, | уточняющих вопросов | |||||||||
задачах, методах и результатах | Доступно с | 1 | ||||||||
уточняющими | ||||||||||
вопросами | ||||||||||
Недоступно с | 0 | |||||||||
уточняющими | ||||||||||
вопросами | ||||||||||
5. | Целесообразность, | Целесообразна | 2 | |||||||
инструментальность | Целесообразность | 1 | ||||||||
наглядности, | уровень | ее | сомнительна | |||||||
использования | Не целесообразна | 0 | ||||||||
6. | Соблюдение | временного | Соблюден | 2 | ||||||
регламента сообщения (не более | Превышение без | 1 | ||||||||
10 минут) | замечания | |||||||||
Превышение с | 0 | |||||||||
замечанием | ||||||||||
7. Четкость и полнота ответов на | Все ответы четкие, | 2 | ||||||||
дополнительные | вопросы | по | полные | |||||||
существу сообщения | Некоторые ответы | 1 | ||||||||
нечеткие | ||||||||||
дискуссия | Все ответы нечеткие, | 0 | ||||||||
неполные | ||||||||||
7. Владение | специальной | Владеет свободно | 2 | |||||||
терминологией по теме проекта, | Иногда допускаются | 1 | ||||||||
использование в сообщении | неточности | |||||||||
Не владеет | 0 | |||||||||
8. | Культура | дискуссии | – | Ответил на все вопросы | 2 | |||||
умение понять | собеседника | и | Ответил на бОльшую | 1 | ||||||
аргументировано | ответить | на | часть вопросов | |||||||
его вопросы | Не ответил на бОльшую | 0 | ||||||||
часть вопросов | ||||||||||
9. Культура | визуального | Презентация соответствует | 2 | |||||||
. | способа | представления | основным законом | |||||||
Визуальноепредставлениерезультатов,презентацияипр | результатов (презентации и др.) | восприятия, без шума, | ||||||||
спецэффектов и других | ||||||||||
непрофессиональных | ||||||||||
излишеств | ||||||||||
Есть небольшие | 1 | |||||||||
излишества или | ||||||||||
нарушения правил | ||||||||||
восприятия | ||||||||||
Не соблюдены правила | 0 | |||||||||
визуального восприятия |
Оценка презентации:
Оценка «3» - зачет, может быть поставлена за 10 - 12 баллов (60 – 74%) от максимального
количества баллов
Оценка «4» - хорошо, может быть поставлена за 13 - 15 баллов (75 - 89%) от максимального
количества баллов
Оценка «5» - отлично, может быть поставлена за 16 - 18 баллов (более 90 %) от максимального количества балло
Приложение 4
Требования к оформлению
Среднестатистический объем реферата проектной работы составляет примерно 15 - 30 страниц машинописного текста.
Параметры страницы:
- поля — 2,5 см с каждой стороны
- размер бумаги — А4, ориентация книжная (т.е. вертикально)
Формат основного шрифта:
Times, размер 12 пт для основного текста, 14 пт для названия работы, 10 пт для сносок и списка литературы
Формат абзаца:
- выравнивание по ширине
- первая строка: в основном тексте — отступ на 1,25 см Сноски:
- положение — „внизу страницы“ (не „в конце документа“ и не „внизу текста“)
- нумерация — арабскими цифрами
Библиографические ссылки:
- в тексте в квадратных скобках указывается фамилия автора или сокращённое название сборника, год издания работы и номера страниц: [Автор, год: страницы]
- после текста под рубрикой „Литература“ приводится полное название работы с библиографической информацией
Композиционная структура реферата проектной работы состоит из следующих элементов:
- титульного листа: 2) оглавления; 3) введения: 4) основной части: 5) заключения: 6) библиографического списка литературы: 7) приложений (если они имеются).
После титульного листа помещается оглавление, где приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Причем последнее слово каждого заголовка соединяется отточием (………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе занимает примерно 5 - 10 % от всего текста. В нем раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и основные задачи работы, формулируются объект и предмет исследования, его методы, указываются теоретическая и практическая значимость решения исследуемой проблемы. Делается краткий обзор литературы.
- конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. перечислить ее разделы и обосновать последовательность их расположения.
Основная часть курсовой работы воплощена в главах, разделах и подразделах. Содержание первой главы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов
изучаемой проблемы. Если у автора нет собственных взглядов на решение исследуемой пробле-мы, он может придерживаться наиболее приемлемой концепции, разработанной одним из видных ученых, подкрепляя ее своими примерами.
Вторая глава носит преимущественно практический характер. Ценность работы определяется богатством анализируемого материала; чем больше разбирается примеров, тем убедительнее звучат выдвигаемые выводы.
Если работа имеет экспериментальную части исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его этапы, полученные результаты, формулируются практические выводы и рекомендации.
- конце каждой главы делаются выводы, отражающие в сжатом, концентрированном виде
- основное содержание. Они должны быть четкими и точными.
Заключение - это не механическое суммирование выводов к главам. Надо всячески избегать буквального повторения формулировок, а необходимо изыскать новые обороты речи. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно лаконичной и отчетливой (около 5 % всего текста.)
Введение и заключение - считаются «визитной карточкой» работы и оказываются в фокусе внимания как рецензентов.
После заключения принято помешать библиографический список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке, по требованиям ГОСТа. Рекомендуется включать в этот список источники, которые нашли отражение в рукописи работы и на которые даются ссылки. Кроме них, в список могут быть включены и такие труды, на которые в выполняемой работе нет ссылок, но эти работы имеют прямое или косвенное отношение к исследуемой теме.
Библиографический аппарат свидетельствует о научной этике и культуре исследователя. Реферат проектной работы в некоторых случаях может иметь приложение. Его
оформляют на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. В приложение включается самый разнообразный материал. Это могут быть перечни материала, таблицы, диаграммы, анкеты, статистически обработанные данные опросов, конспекты, сценарии, серии упражнений и пр.
Защита работы
Работа защищается в присутствии комиссии в составе преподавателей школы и института РБИУ при обязательном участии руководителя. Автор проекта в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами
- фактами, а затем отвечает на вопросы преподавателей. Защита индивидуального проекта оценивается дифференцирование: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».
Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным.
После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова практическая значимость пред-лагаемой Вами классификации?
Ответы на вопросы должны быть лаконичными и аргументированными.
Ученик, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий; – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Содержание учебного курса «Индивидуальный проект»
11 класс
Введение в проектную деятельность. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Управление оформлением и завершением проектов.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Управление завершением проекта.
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада. Защита результатов проектной деятельности Публичная защита результатов проектной деятельности.
Рефлексия проектной деятельности.
Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Рефлексия проектной деятельности Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Дальнейшее планирование осуществления проектов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.
Практические работы
1. Работа с положением об индивидуальном проекте»
2. Формулировка темы и проблемы проекта
3. Методика «Зеркало проекта»
4. Заполнение технологической карты «Драфт проекта»
5. Технологическая карта реализации проекта
6. Расчет календарного графика проектной деятельности
Тематическое планирование
Номер урока | Название разделов и тем | |
Введение в проектную деятельность | 4 | |
1 | Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса | 1 |
2 | Анализ достижений и недостатков. | 1 |
3 | Корректировка проекта с учетом рекомендаций | 1 |
4 | Планирование деятельности по проекту на 11 класс | 1 |
Управление оформлением и завершением проектов | 10 | |
5 | Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности | 1 |
6 | Работа в сети Интернет | 1 |
7 | Способы и формы представления данных | 1 |
8 | Компьютерная обработка данных исследования | 1 |
9 | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 |
10-11 | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы | 1 |
12 | Сбор и систематизация материалов по проектной работе | 1 |
13 | Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ | 1 |
14 | Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля | 1 |
Управление завершением проекта | 12 | |
15 | Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта | 1 |
16 | Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант | 1 |
17 | Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта | 1 |
18 | Главные предпосылки успеха публичного выступления | 1 |
19 | Навыки монологической речи | 1 |
20 | Аргументирующая речь | 1 |
21 | Умение отвечать на незапланированные вопросы | 1 |
22 | Публичное выступление на трибуне и личность | 1 |
23 | Подготовка авторского доклада | 1 |
24-26 | Защита результатов проектной деятельности | 1 |
Публичная защита результатов проектной деятельности | 1 | |
Публичная защита результатов проектной деятельности | 1 | |
Рефлексия проектной деятельности | 8 | |
27-28 | Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте. | 1 |
29 | Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов | 1 |
30 | Дальнейшее планирование осуществления проектов | 1 |
31 | Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей» | 1 |
32 | Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации | 1 |
33 | Сертификат соответствия. Патентное право в России | 1 |
34 | Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект» | 1 |
Приложение 1
Требования к оформлению
Среднестатистический объем реферата проектной работы составляет примерно 15 - 30 страниц машинописного текста.
Параметры страницы:
- поля — 2,5 см с каждой стороны
- размер бумаги — А4, ориентация книжная (т.е. вертикально)
Формат основного шрифта:
Times, размер 12 пт для основного текста, 14 пт для названия работы, 10 пт для сносок и списка литературы
Формат абзаца:
- выравнивание по ширине
- первая строка: в основном тексте — отступ на 1,25 см Сноски:
- положение — „внизу страницы“ (не „в конце документа“ и не „внизу текста“)
- нумерация — арабскими цифрами
Библиографические ссылки:
- в тексте в квадратных скобках указывается фамилия автора или сокращённое название сборника, год издания работы и номера страниц: [Автор, год: страницы]
- после текста под рубрикой „Литература“ приводится полное название работы с библиографической информацией
Композиционная структура реферата проектной работы состоит из следующих элементов:
- титульного листа: 2) оглавления; 3) введения: 4) основной части: 5) заключения: 6) библиографического списка литературы: 7) приложений (если они имеются).
После титульного листа помещается оглавление, где приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Причем последнее слово каждого заголовка соединяется отточием (………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе занимает примерно 5 - 10 % от всего текста. В нем раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и основные задачи работы, формулируются объект и предмет исследования, его методы, указываются теоретическая и практическая значимость решения исследуемой проблемы. Делается краткий обзор литературы.
- конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. перечислить ее разделы и обосновать последовательность их расположения.
Основная часть курсовой работы воплощена в главах, разделах и подразделах. Содержание первой главы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов
изучаемой проблемы. Если у автора нет собственных взглядов на решение исследуемой пробле-мы, он может придерживаться наиболее приемлемой концепции, разработанной одним из видных ученых, подкрепляя ее своими примерами.
Вторая глава носит преимущественно практический характер. Ценность работы определяется богатством анализируемого материала; чем больше разбирается примеров, тем убедительнее звучат выдвигаемые выводы.
Если работа имеет экспериментальную части исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его этапы, полученные результаты, формулируются практические выводы и рекомендации.
- конце каждой главы делаются выводы, отражающие в сжатом, концентрированном виде
основное содержание. Они должны быть четкими и точными. Заключение - это не механическое суммирование выводов к главам. Надо всячески избегать буквального повторения формулировок, а необходимо изыскать новые обороты речи. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно лаконичной и отчетливой (около 5 % всего текста.)
Введение и заключение - считаются «визитной карточкой» работы и оказываются в фокусе внимания как рецензентов.
После заключения принято помешать библиографический список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке, по требованиям ГОСТа. Рекомендуется включать в этот список источники, которые нашли отражение в рукописи работы и на которые даются ссылки. Кроме них, в список могут быть включены и такие труды, на которые в выполняемой работе нет ссылок, но эти работы имеют прямое или косвенное отношение к исследуемой теме.
Библиографический аппарат свидетельствует о научной этике и культуре исследователя. Реферат проектной работы в некоторых случаях может иметь приложение. Его
оформляют на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. В приложение включается самый разнообразный материал. Это могут быть перечни материала, таблицы, диаграммы, анкеты, статистически обработанные данные опросов, конспекты, сценарии, серии упражнений и пр.
Защита работы
Работа защищается в присутствии комиссии в составе преподавателей школы и института РБИУ при обязательном участии руководителя. Автор проекта в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами
- фактами, а затем отвечает на вопросы преподавателей. Защита индивидуального проекта оценивается дифференцирование: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».
Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным.
После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова практическая значимость пред-лагаемой Вами классификации?
Ответы на вопросы должны быть лаконичными и аргументированными.
Ученик, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...