Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО
методическая разработка
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.proektirovanie_uroka_v_usloviyah_realizatsii_fgos_ooo.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:
· создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.
· использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
· поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.
Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
|
|
|
|
|
|
Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами.Данная таблица позволяет сделать вывод:
различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:
- Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
- На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
- На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
- Организация урока динамична и вариативна.
- На уроке используются современные педагогические технологии.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.
Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.
Таким образом, урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные.
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
Программа должна содержать:
- описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
- описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
- перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
- планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
- описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
- методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.
- Определение темы учебного материала
- Тип дидактической цели темы
- Тип дидактической цели урока
- Определение типа урока
- изучения и первичного закрепления новых знаний
- закрепления новых знаний
- комплексного применения ЗУН
- обобщения и систематизации знаний
- проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
- Продумывание структуры урока
- Обеспеченность урока *
- Отбор содержания учебного материала
- Выбор методов обучения
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка ЗУН
- Рефлексия урока
* Карта обеспеченности урока
№ п.п | раздел | материально-техническое | учитель | ученики | время | ||
| учебный элемент | количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО | бумажные | электронные | бумажные | электронные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте, о которой мы поговорим позже. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:
- Организационный момент
- тема,
- цель,
- образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- мотивация их принятия
- планируемые результаты: знания, умения, навыки
- личностноформирующая направленность урока
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
- постановка учебной задачи
- актуализация знаний
- Сообщение нового материала
- Решение учебной задачи
- Усвоение новых знаний
- Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)
- Закрепление изученного материала
- Обобщение и систематизация знаний
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
- Подведение итогов
- диагностика результатов урока
- рефлексия достижения цели
- Домашнее задание
- инструктаж по его выполнению
Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:
- планируемым результатом урока
- путями реализации этого плана
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.
На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.
Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема |
|
Цель |
|
Задачи | Образовательные: |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: |
Основные понятия |
|
Межпредметные связи |
|
Ресурсы:
|
|
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
|
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
| (Познавательные УУД). |
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия | . |
|
. |
|
|
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая | Методическая структура урока | Признаки | ||||
Методы | Форма | Методические | Средства | Способы | ||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
|
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.
- Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
- Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
- Результативность решения дидактической задачи
- Содержание урока
- Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
- Методы и средства обучения
- Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
- Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
- Формы обучения
- Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
- Целесообразность использования предложенных заданий
- Результативность урока
- Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
- Практическая направленность урока
- Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
- Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
- Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
- Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
- Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
- Взаимопомощь
- Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
- Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
- Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
- Формирование ИКТ-компетентности
- Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
- Структура урока
- Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
- Контрольно-оценочная деятельность
- Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
- Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
- Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
- Педагогический стиль
- Соблюдение норм педагогической этики
- Гигиенические требования
- Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
- Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
- Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?...
Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.
1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования....
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введе...
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС НОО
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС НООСовременный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная проду...
Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС
Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС...