Культура здоровья общеобразовательного учреждения как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых.
материал

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо                                                                                                    

                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Культура здоровья общеобразовательного учреждения как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых.

Катаева Т.А.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».                                                                                                         

                                                                                       Ж.-Ж. Руссо

Здоровье должно быть основным критерием ОУ. Культура здоровья нашей гимназии зависит напрямую от педагогов, стремящихся к здоровому образу жизни, и только через них можно создать необходимые условия для улучшения физического и умственного здоровья обучающихся.

Что я, как учитель и классный руководитель 10б класса, делаю по этой вопросу. Все хотят быть здоровыми и умными, но в реальности мы сталкиваемся с проблемами физического, психологического и социального здоровья детей, что влечёт за собой низкую мотивацию к учёбе и низкую успеваемость.

Свою работу я начинаю всегда с анализа мониторинга «Физическое и психологическое здоровье учащихся», который провожу в рамках классного часа. В этом году было выяснено, что 12 детей имеют хронические заболевания; 9 – с нарушениями зрения, 7 - опорно-двигательного аппарата; 6 - с нарушением психического здоровья; 7- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. За 1 четверть ОРЗ и ОРВИ переболело 9 обучающихся, что говорит о сниженном иммунитете.

Кроме того я провела тестирование на выявления уровня тревожности и мотивации к учебной деятельности, совместно с психологом – психологическое тестирование онлайн и офлайн. Выявив проблемы, были поставлены следующие задачи:

  •  обеспечить системную работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни с целью воспитания творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;
  • соблюдать элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса;
  • использовать на уроке и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии;
  • организовать мероприятия направленные на предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений;
  • повышать грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • создать условия для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений;
  • создать условия для эффективного личностного роста ребенка, самораскрытия его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;
  • создать необходимые условия для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.

Здоровье ученика в норме, если:

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане –проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

Для формирования здоровья ученика мною были запланированы и проведены в этой четверти часы общения:  «Секреты успешной учёбы», «Экология души», «Человек среди людей», «Секреты хорошего настроения», беседы «Безобидная простуда», «Как уберечься от короновируса»,  «Осторожно, кишечная инфекция»,  тренинги "Время быть здоровым", «Как снять стресс?». Обучающиеся выступили во внеурочной деятельности с докладами «Режим питания - основа здоровья», «Режим дня – основа жизни человека», «Чистота – залог здоровья».

В рамках занятий «Познавательная деятельность» проводили исследования «Почему нужен завтрак», «От чего зависит работоспособность», совместно работали над аналитическими проектами «Сколько стоит капля никотина?», «Каникулы – дело серьёзное». Особенно эффективными оказались занятия в форме эксперимента «Чистый воздух – ясный ум» (дети решали исследовательскую задачу «Влияние качества воздуха классной комнаты на умственную деятельность»), «Гигиеническая оценка школьного меню».

 Кроме этого большинство прошли обучение  по санитарно-просветительским программам "Основы здорового питания" в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография».

Группа обучающихся приняла участие в международном конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» с проектом «Стресс в школе. Пути преодоления».

Как учитель следую правилам:

Правило 1. Правильная организация урока (здоровьесберегающие технологии)

Правило 2. Использование каналов восприятия (тестирование, наблюдение)

  • левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  • правополушарные люди – у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
  • равнополушарные люди.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

кинестетическое восприятие.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35-40-я минута — 10%.

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Главное для формирования здорового образа жизни – это пример самого педагога, поэтому желаю всем достичь и удержаться на волне самосовершенствования!

Задания по русскому языку для 10 класса.
Задание 1.

       Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.
Ответ

Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.
Задание 2.

       Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять.
С эти можно выйти, но нельзя войти. Что это:

а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?
Ответ

Честь.
Задание 3.

       Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.
Ответ

Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).
Задание 4.

       Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
2. Скажи, который час?
3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
4. 
Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

Ответ

1. Прямое дополнение.

2. Согласованное определение.

3. Обстоятельство места.

4. Дополнение.
Задание 5.

       Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около».
В каких словах встречается эта приставка?
Ответ

Периметр – граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг

Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра.

Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).

Перифраза – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания : выражение, близкое к данному слову (около него)
Задание 6.

       Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

Столовая – стая

Портной – герой

Рыбачий – рабочий

Лекторий - лисий
Ответ

Пара лекторий, лисий .
Задание 7.

       В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования.
Объясните, на каком основании оно является лишним.

1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.
Ответ

1. Выспаться. От спать приставочно-постфиксальным способом. Остальные три слова образованы постфиксальным способом.

2. Белоствольный. От бел(ый)+ствол+н сложением основ и суффиксацией. Остальные слова образованы суффиксальным способом.
Задание 8.

       Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?

- Чем заняты таланты?

Возвести!

- Да продолжают славный воз везти!

- А бездари?

- Те мнят,

Что делают погоду.

- А критики?

- Темнят

Или молчат по году.
Ответ

1. Омофоны.

2. Возвести – воз вести; те мнят – темнят; погоду – по году.
Задание 9.

       М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова  в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому?  Что это за форма? Каково её значение?
Ответ

Это разносклоняемые существительные типа имя – имена.
Письмена.
Письмена – древние буквы.
Задание 10.

       В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?


Ответ

Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.


Задание 11.

       В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.
Ответ

ПулОвер, жалюзИ.
Задание 12.

       Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?

а) В то время был еще жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.
Ответ

а). (Она) вздыхала по другом - форма  предложного падежа зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа.

Гораздо боле – устаревшая форма сравнительной степени наречия; современная форма – больше, более

б) Не вышло из пера - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера.

Людей, о коих не сужу - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова; современное относительное местоимение которые.

Затем, что – подчинительный  причинный союз? затем что ,
которому соответствует современный 
потому, что .

Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.
Задание 13.

       О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.
Ответ

1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков (профессионализмах), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление.

2. Ветра – не ветры сводят на с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.

Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.

Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.


Задание 14.

       Определите лексическое значение выделенных слов.

«Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)


Ответ

Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания;восторженная и неумелая похвала.


Задание 15.

       Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.


Ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Статья "Полезные свойства фруктов и ягод для здоровья детей и взрослых"

Полезные свойства фруктов и ягод для здоровья детей и взрослых...