Работа педагога с детьми ОВЗ
статья (8 класс)
Игровая форма обучения на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_praktike_pedagoga.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
Братчикова Светлана Ростиславовна
«Игровые технологии в практике педагога»
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.
Целью общения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Одна из основных функций игры – ее разнообразная полезность.
Социокультурное назначение игры – сильнейшее средство социализации ребенка, целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации- игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания:
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, городе). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Лингвистический футбол»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Какой глагол задуман?»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Лови ошибку»- повторение вида и т.д.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Игровая форма обучения для подростков «Разбираем Интернет» представлены на сайте (www.razbiraeminternet.ru).
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на изучение уровня цифровых знаний населения и компетенций пользования интернетом и цифровыми услугами. «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка.
При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Методическая разработка "Эффективность работы педагога с детьми в детском оздоровительном лагере"
Данная разработка предназначена для педагога дополнительного образования, как интересно и эффективно организоватьтворческую работу и досуг детей в летнем лагере....
Работа педагога с детьми группы риска
для педагогов, классых руководителей...
«Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе».
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...
Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...