"Правовое просвещение участников образовательных отношений.
классный час

Практико-значимая работа, целью которой является знакомство с различного вида  технологиями  педагогического сотрудничества педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая практико-значимая работа

Правовое просвещение участников образовательных отношений.

По дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогических и руководящих работников

«Образование и общество. Основы государственной политики РФ в области образования»

                                                                                                                                 

                                                                                                                     Слушатель:

                                                                                                           Косачева И.Н.

                                                                                                                     Учитель математики

                                                                                                           МБОУ СОШ 30 г.Химки

                                                                                                           Руководитель курса:

                                                                                                           Куницына С.М.

                                                         

                                                               Химки 2019

Правовое просвещение — это не механическая передача системы новых научных правовых знаний, а взаимодействие между педагогическим работником с участниками образовательных отношений в образовательных организациях.

Актуальность практико-значимой работы. 

 Данная методическая разработка является  попыткой разработки технологии педагогического сотрудничества педагогических работников с участниками образовательных отношений. Актуальность практико-значимой работы заключается в том, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у участников образовательных отношений следующих компетенций инновационной деятельности:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде.

Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием педагогических работников с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника. Для этого необходимо адаптировать систему образования с учетом социального заказа государства с целью формирования у детей с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Объектом практико-значимой работы являются процесс и результат взаимодействия участников образовательных отношений в образовательных организациях.

Предметом практико-значимой работы являются:

- новые научные и учебно-методические работы;

- новые нормативные правовые акты по данной проблематике.

Цель практико-значимой работы. Познакомить и применить технологию педагогического сотрудничества  педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений.

Ролевые игры, упражнения, практикумы в правовом воспитании.

Ролевая игра«Голубоглазые и кареглазые»

Цель игры — поставить проблему дискриминации по расовому или национальному признаку.

Ход игры.

Вводная информация. Учитель выступает с заявлением от имени руководителя государства, подданными которого являются присутствующие. Сообщается, что ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается,

все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Определяющий признак принадлежности к той или иной группе – цвет глаз. Обладатели карих глаз способны хорошо выполнять физическую работу, использование их на интеллектуальной работе крайне малоэффективно.

Обладатели голубых глаз – «цвет человечества», они отличаются высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, но мало приспособлены к физическому труду. Это открытие позволяет усовершенствовать общество. Четкое разделение на работников умственного и физического труда на основе цвета глаз даст возможность рационально использовать рабочую силу. Но выиграет от этого не только государство, но и сами люди. Делая то, что предопределено природой, каждый будет получать удовольствие, станет больше

удач и меньше разочарований. Не будет неудачников, ошибившихся в выборе призвания. Высший совет государства ради блага всех граждан решил начать усовершенствование общества немедленно.

Деление на группы. Ребята быстро делятся на две группы по цвету глаз. Те, у кого не явно выраженные голубые глаза, попадают в группу «кареглазых». Собственно, игра уже началась. Можно привлечь двух или четырех человек в качестве помощников, предварительно проинструктировав их, чтобы в процессе деления они всеми своими действиями четко обозначили место в обществе «голубоглазых» и «кареглазых» («голубоглазые» должны чувствовать неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» же должны осознать свое бесправное положение).

•• Работа в группах. Перед «голубоглазыми» ставится задача составить новый свод законов государства. При этом им стоит напомнить, что «хозяева жизни»

вправе придумать и провести в жизнь любые законы.

«Кареглазые» должны распределить между собой профессии из предложенного списка (список следует заготовить заранее). В нем только рабочие специальности: грузчик, конвейерный рабочий, маляр и т. д. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик должен быть сильным, для работы на конвейере необходимы внимание и точность в движениях и т. д.

Примечание. Учитель во время работы в группах может спросить «голубоглазых»:

 «Как быть со смешанными браками, ведь ген голубоглазости является рецессивным?»

 «Что делать с теми, кто вставит себе голубые контактные линзы, чтобы выдать себя за голубоглазого?

«Как предотвратить это?» и т. д.

Общее обсуждение. Зачитывается свод законов. «Кареглазым» дается возможность высказать свое мнение и, если возникнет желание, предпринять какие-либо действия. В зависимости от реакции «кареглазых» учитель выбирает варианты окончания игры.

••• 1) Если обсуждение перерастает в общее возмущение «кареглазых», следует перейти к заключительной беседе, в ходе которой ребята посмотрят на свои роли и поступки со стороны, проведут аналогии с реальной жизнью.

2) Если «кареглазые» отреагируют индифферентно, то можно инсценировать новое выступление руководителя государства, в котором сообщается, что ученые, предложившие деление по цвету глаз, ошиблись (они наказаны); на самом деле, как абсолютно точно выяснила другая группа ученых, критерием деления должна быть форма носа (цвет волос и т. п.) Можно также перейти к беседе, показав всю абсурдность ситуации.

Примечание. В зависимости от психологического климата в классе и от других факторов направленность обсуждения может изменяться. Учителю следует это учитывать при организации дискуссии.  

Упражнение «Я имею право»

Ребятам предлагается разделить листок на три части:

Я имею право... Поэтому я обязан(а)... Поэтому власть обязана…

Сначала они заполняют левую часть, перечисляя те права, которые им кажутся наиболее важными. На работу дается около 5 минут. После того как они перечислили свои основные права, учитель ставит вопрос:

«Я имею право, но и каждый из вас имеет те же права, то есть я не один имею это право. Могу ли я абсолютно свободно осуществлять мое право?».

Далее можно предложить ребятам для обсуждения конфликтную ситуацию (ситуация может быть любой, лишь бы был конфликт между людьми, в котором осуществление прав одного человека задевает право другого).

         Сцена может быть предварительно записана на видео или подготовлена заранее и разыграна.

Вариант конфликтной ситуации

Пляж. Знойный день. Отдыхающих много. Среди них есть и молодые, и пожилые люди. Костя пришел с друзьями позагорать и просто классно оттянуться. Он принес свой новенький магнитофон и поставил любимое техно, включив кассету на полную громкость. Дремавший неподалеку старичок, конечно, проснулся и начал возмущаться «распущенностью молодежи,

которая совершенно не уважает окружающих». Конфликт разгорается, одни встают на сторону Кости,— он имеет право отдыхать, как ему хочется,— другие на сторону старичка.

Вопросы классу: «Кто прав? Как бы вы разрешили эту ситуацию?

- Можем ли мы, несмотря ни на что, осуществлять свои права?»

В ходе обсуждения ребята приходят к утверждению одного из основных принципов, заложенных в Декларации: «Свобода одного человека ограничена свободой других людей». Можно записать этот принцип на доске или изобразить графически.

Учитель поясняет: исходя из данного принципа можно сделать вывод о том, что оборотной стороной любого права является обязанность. В то же время надо сказать, что одни обязанности связаны с тем человеком, который имеет соответствующее право, а другие – с властью. При наличии времени можно разыграть конфликтную ситуацию, в которой сторонами конфликта являются представитель власти и человек, властью не облеченный. Вместо этого

достаточно привести один–два примера таких конфликтов. Теперь можно заполнить остальные части таблицы.

На работу дается 5 минут. После того как ребята зачитают свои варианты, начинается обсуждение того, какие обязанности есть у человека, в связи с обладанием правами, а какие – у власти.

В результате учащиеся приходят к выводу, что обязанности человека, возникающие в связи с реализацией какого- либо конкретного права человека, связаны в первую очередь с границей прав и свобод других людей. Например,

реализация свободы собраний одних не должна препятствовать передвижению других и т. д. Но не более того! Человек не лишается ни одного права человека, в случае нарушения своих обязанностей (некоторые права могут быть определенным образом ограничены). Если речь идет о правах, не являющихся правами человека, границы прав и обязанностей определяются законами или договорами.

Так, если человек грубо нарушил условия трудового контракта (не выполнил обязанности), работодатель может его уволить (при этом человек не лишается права на труд)

Мини-игра «Ассоциация»

Цель игры – выявить сферы интересов ребят и сформировать группы по интересам.

Предварительная подготовка. Дать учащимся для предварительного ознакомления тексты программ разных политических партий и/или информацию об их целях; высказывания идеологов и т. д.

Класс делится произвольным образом на группы по 5 человек. Ведущий объявляет задачу – расставить ценности в порядке важности для группы: здоровье, свобода, деньги, власть.

•• Ход игры.

Обсуждение в группе и голосование. Обсуждение должно длиться не более 2–3 минут, в течение которых участники решают, значение какой ценности наибольшее. После этого ведущий проводит в группе «тайное» голосование (можно предложить ребятам закрыть глаза). Он называет по очереди все ценности, и каждый поднимает руку, услышав устраивающий его вариант. Ведущий, подсчитав голоса, объявляет победившие варианты в каждой группе. Те, чье мнение разошлось с победившим, «изгоняются» (об этом играющим

лучше не говорить до окончания первого голосования). Ведущий объявляет, что изгнанные могут присоединиться в качестве полноправных членов к любой из групп, чьи взгляды совпадают с их собственными, или объединиться с другими

изгнанниками, организовав свою группу. Они могут громко пропагандировать свои взгляды или совершить переворот в одной из групп.

Объединение команд. Объединяются группы, где принят один и тот же вариант.

Выбывание из группы. Если группа дважды голосует за один и тот же вариант, она выбывает из игры, но изгнанники могут к ней присоединиться.

При наличии времени можно провести второй тур игры, предложив группам выбрать следующий по важности параметр или составить иерархию из четырех оставшихся ценностей.

••• Обсуждение итогов.

Опросить ребят, как они чувствовали себя, находясь в группе и вне ее (изгнанники). Где им было легче? Результат игры – исходная точка для последующей работы. Если позволит время, можно ввести и обсудить понятие «конформизм».

Поскольку в результате мини-игры сформировались группы людей, объединения, именно сейчас будет уместно ввести понятие «ассоциация». Задайте ребятам вопрос: «Что они сделают для защиты своих приоритетов?»

Группе предлагается ответить на следующий вопрос:

«Против чего или против кого они должны воевать – для защиты своей личности, своей ценности?» На обсуждение – 3 минуты. После этого составляется соответствующий список на доске.

Практикум «Защити свои права»

Цель практикума: сформировать у учащихся представление о практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; продолжить ознакомление с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в РФ, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав человека.

Предварительная подготовка. Подготовить карточки с заданиями; необходимые таблички-вывески («директор школы», «управление образования», «органы опеки и попечительства», «милиция», «прокуратура», «суд», «правозащитная организация» и др.); выдержки из документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции России, Закона «Об образовании», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.)

Ход практикума.

Введение с проблему. Учитель актуализирует знания учащихся о различных государственных и негосударственных организациях, занимающихся защитой

прав человека. На листе (доске) можно записать их перечень с краткой характеристикой их функций.

Деление на группы. Класс делится на 2 части: «граждане, чьи права были нарушены» и «работники различных организаций». Деление может быть по желанию учащихся, либо по усмотрению учителя (например, менее решительным, застенчивым ученикам можно предложить роли, представляющие различные организации, более активным – роли «пострадавших»; в следующий раз при проведении подобного практикума роли необходимо будет поменять).

Учитель каждой группе дает вводную инструкцию отдельно, для этого учащиеся – «пострадавшие» выходят из класса.

Вводная инструкция для «работников организаций»:

Сейчас к вам на прием придут граждане с жалобами. Ваша задача выслушать проблему посетителя и дать ему консультацию, оказать помощь в разрешении проблемы. Но, если жалоба касается интересов вашего ведомства,

постарайтесь либо урегулировать конфликт и не давать ему дальнейшего развития, либо дать «туманную» консультацию. Свои консультации вы будете записывать на листе консультаций гражданина.

Вводная инструкция для «граждан-пострадавших»:

Внимательно прочитайте карточку с проблемой, которую вам нужно решить, ваши права нарушены и вам нужно добиться справедливого решения в свою пользу. Попробуйте определить стратегию защиты: в какую организацию вы обратитесь, что делать дальше, если получите в ней отказ или будете удовлетворены принятым решением. Помните, что время приема граждан ограничено. Ответы должностных лиц должны быть записаны на листе консультаций.

Варианты игровых ситуаций:

1. На уроке литературы учащимся было задано сочинение на тему «Иисус Христос – спаситель мира». Один из учащихся, воспитывающийся в атеистической семье, отказался писать сочинение, мотивируя свой поступок тем, что не верит в Бога. Учитель поставил ребенку «2» и на уроке, анализируя сочинения, в грубой форме высмеял ученика, заставил переписывать сочинение и не оригинальничать.

2. В школе работает принципиальный учитель, который ставит оценки справедливо. Но в выпускном классе учащиеся потребовали от него ставить более высокие оценки. На его отказ школьники написали жалобу, в которой оклеветали учителя, а также пригрозили физической расправой. Родители учащихся также пытались оказать на него давление, но нужных оценок он не поставил.

3. В классе учится девочка – «чистый гуманитарий». В целом она учится на «4» и «5», единственная «3» по математике. Родители девочку ругали за эту «тройку», лишали ее прогулок, развлечений, поощрений. Девочка стала нервничать, «выплакивать» оценки у учителя, оспаривать оценки. Однажды ей попал в руки журнал и она решилась на подделку оценок. Об этом стало вскоре известно, в школу вызвали родителей. После беседы в школе родители начали игнорировать дочь, перестали с ней разговаривать, ее объяснений слушать не хотели, а если о чем-то с ней говорили, то только об этом проступке. На уроке литературы учитель, разбирая повесть «Капитанская дочка», рассуждая о благородстве главного героя, в конце перевела разговор на то, что не все поступают благородно, и было указано на девочку.

4. В течение года классная руководительница демонстративно и изощренно третировала ребенка, причем делала это не только «в сердцах», но и проводя заранее спланированные акции. Так, однажды она предложила написать всем учащимся класса заявления на имя директора школы, в которых описать, что плохого сделал этот ученик. Дети послушно стали писать о том, что он кого-то толкнул, с кем-то поссорился, с кем-то что-то не поделил. Сам ребенок был поставлен перед классом, плакал и просил учительницу, чтобы она не отдавала заявления директору.

5. Ученик - сирота, стал плохо учиться в школе, пропускать уроки, драться с одноклассниками, грубить учителям. Однажды он пришел в класс с серьгой в ухе. Классный руководитель подозвала его к себе и стала отчитывать за серьгу, затем схватила с силой за ухо и потянула. От обиды и боли мальчик закричал, вырвался и обругал учительницу матом. Учитель потребовал исключения ребенка из школы.

6. Ученик из многодетной семьи. В классе, где он учится, практиковались обеды в долг. К концу четверти долг необходимо было погасить, но семья не смогла этого сделать. Учительница забрала у ребенка портфель и сказала, что не отдаст его, пока долг не будет погашен. Все это объявлялось ребенку в присутствии класса, сопровождалось комментариями: «Что я теперь, должна платить за всех многодетных? Не рожали бы столько, если нет денег обеды оплачивать. А ты зачем ел, если знал, что у родителей в кармане шаром покати?»

7. Студентку-первокурсницу школы бизнеса (16 лет), обучающуюся по специальности повар-кондитер, послали в столовую на производственную практику. Практика состояла в том, чтобы «отдраить » столовую до блеска перед приходом СЭС. Девушке-подростку велели вымыть электромясорубку, которая не была отключена от сети. В момент, когда она промывала внутренний винт, электромясорубка автоматически включилась и девушка лишилась

пальцев руки.

8. Выпускнику школы было отказано в приеме в 10-й класс той же школы по причине большого количества удовлетворительных отметок в аттестате о получении основного общего образования. После обращения в органы управления образованием ребенок был принят в школу условно, до результатов полугодия. После первого полугодия учащийся был отчислен в связи с неаттестацией по нескольким предметам.

9. В конце учебного года администрация школы потребовала внести средства на нужды школы в размере 200 рублей. Деньги необходимо было сдать классному руководителю, только после этого он выдавал ведомость с итоговыми оценками за год. Часть детей, из малоимущих семей, деньги не сдали, на летние каникулы

ушли так и не получив ведомости с оценками.

•• Игровая часть. Учитель объявляет начало «приема» граждан. «Пострадавшие» вступают во взаимодействие с «организациями». Учитель наблюдает за работой, при этом желательно никаких дополнительных советов не давать. «Прием» заканчивается либо после установленного времени

(например, 20 минут), либо после того как большинство «посетителей» разрешат свои проблемы.

••• Рефлексия.

Учитель спрашивает, как чувствовали себя учащиеся в своих ролях; менялось ли их настроение на протяжении игры, как оно менялось; какие чувства испытывали друг к другу, находясь в разных ролях; довольны ли своей работой «сотрудники организаций»;удовлетворены ли консультациями «посетители» и т.д.

Затем обсуждаются варианты проблемных ситуаций, консультации, полученные по ним, иные возможные варианты решения проблем. Важно обратить внимание учащихся на адресность обращения: государственные служащие, как правило, решают только те проблемы, которые входят в сферу их компетенции. Поэтому чрезвычайно важно понимать, какие структуры

и учреждения уполномочены принимать решения по тем или иным проблемам.

В конце занятия можно предложить учащимся самостоятельно составить схему (алгоритм) защиты нарушенных прав, включив в них все возможные организации: государственные, общественные: как национальные, так и международные.

Если вас задержали

Допустим, что вас пригласили пройти в отделение полиции. Что

делать?

Прежде всего работник полиции обязан вам представиться (назвать свое звание, фамилию и отделение полиции) и объяснить, чем вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных органов в штатском.

Выясните, в качестве кого вам предлагают «пройти» — приглашенного или задержанного. Если вы приглашенный, вы можете быть приглашены как очевидец происшествия или понятой, но понятым может быть только совершеннолетний. Приглашение не обязательно для вас. Вы можете его принять или отказаться. Все зависит от вас. Внимание! Если вы приглашенный, работник полиции может записать ваши объяснения. Объяснения – не показания! За отказ и дачу ложных объяснений нельзя привлечь ни к какой ответственности.

Если вы задержанный:

- идти все равно придется, иначе вас приведут;

- ни в коем случае не пытайтесь убежать, вырваться, а тем более нанести какие-либо удары: эти действия расцениваются как преступление (оказание сопротивления работнику милиции); ведите себя подчеркнуто вежливо, четко задавайте свои вопросы;

помните: хотя сотрудники полиции не имеют права применять к несовершеннолетнему оружие и спецсредства (резиновые дубинки, слезоточивый газ, наручники) даже при попытке к бегству, но работник милиции может сослаться на то, что он не знал, совершеннолетний вы или еще нет;

- если сотрудник полиции находится в состоянии алкогольного опьянения или агрессивен, не спорьте с ним, не перечьте и никаким образом не отвечайте на незаконные требования; никогда не вступайте в конфликт со следователем или дознавателем;

- выясните, на каких основаниях вас задержали;

- если вы считаете, что задержаны незаконно, предупредите милиционера, что вынуждены подчиниться, но будете обжаловать его действия;

- после прихода в отделение милиции требуйте составления протокола задержания, в который обязательно впишите свои возражения;

- никогда не пытайтесь выдумывать какие-либо события и факты или сообщать то, в чем не уверены;

- требуйте немедленно сообщить о вашем задержании родственникам, по месту работы, учебы или предоставить возможность позвонить самому. В соответствии с Законом «О полиции», а также Кодексом об административных правонарушениях сотрудник, задержавший вас, обязан сделать это.

Существуют две формы задержания: административное и уголовно-

процессуальное.

Административное задержание производится работниками органов милиции, если вы совершили какое-либо административное правонарушение (нарушаете общественный порядок, торгуете в неустановленном месте и т. д.):

• когда необходимо пресечь административное правонарушение

и уже исчерпаны другие меры воздействия;

• в целях составления протокола об административном правонарушении,

если составление протокола является обязательным, и только в том случае, если его невозможно составить на месте (например, из-за дождя или темноты);

• если вы находитесь в состоянии алкогольного, наркотического опьянения до вытрезвления (в целях вашей же безопасности);

• подростки могут быть задержаны и для обеспечения их безопасности, например, при уходе из дома. Сотрудники органов внутренних дел имеют право задерживать подростков, ушедших из дома, и доставлять их в приемники-распределители.

При административном правонарушении вас могут после задержания

доставить в отделение милиции, но на срок не свыше трех часов (для лиц, задержанных в состоянии алкогольного, наркотического опьянения отсчет указанных часов начинается с момента вытрезвления); при этом допускается личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Если вы совершили мелкое хулиганство, незаконно торгуете (без лицензии), не повинуетесь работнику милиции или уполномоченному должностному лицу, вы можете быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.

Уголовно-процессуальное задержание производится работниками органов дознания (в частности милиции) и следователем в случае, если вас подозревают в совершении преступления, но только при наличии одного из трех следующих обстоятельств:

• если вы застигнуты непосредственно в момент совершения

преступления или сразу после его совершения;

• если очевидцы указали на вас как на лицо, совершившее преступление;

• если на вашем теле или одежде обнаружены следы совершения преступления или при вас находятся орудия преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать вас в совершении преступления, вы можете быть задержаны лишь в том случае, если вы покушались на побег, или не установлена ваша личность, или вы не имеете постоянного места жительства, или по постановлению следователя.

Добейтесь определения вашего статуса.

Наиболее частым нарушением со стороны работников милиции является доставление человека (фактически задержание) в отделение милиции без оформления доставления (задержания) надлежащим образом. После этого работники милиции могут составить такие документы, которые потом и явятся основанием для задержания: объяснение, собственноручное заявление и «чистосердечное признание».

Статусы в уголовном судопроизводстве:

1) подозреваемый – это лицо:

а) задержанное по подозрению в совершении преступления,

б) к которому применена мера пресечения (арест, подписка о

невыезде, залог, личное поручительство, поручительство общественной организации) до предъявления обвинения;

2) потерпевший – лицо, которому преступлением причинен

моральный, физический или имущественный вред;

3) обвиняемый – лицо, в отношении которого в установленном УПК порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога.

4) свидетель – любое лицо, которому могут быть известны какие- либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. При допросе свидетелей, не достигших 14-летнего возраста, а по усмотрению следователя и при допросе свидетелей от 14 до 16 лет вызывается педагог. В случае необходимости вызываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники.

Что делать в случае затягивания вопроса с определением

статуса?

Откажитесь от участия в любых следственных действиях до четкого определения вашего статуса. Если вас все же продолжают допрашивать, не определяя ваш статус, задают вопросы типа: «Где вы были вчера вечером?» или «Знакомы ли вы с Васей Сидоровым? », то вы вправе считать, что в этом случае на вопросы, относящиеся к сфере вашей личной жизни, вы отвечать не обязаны.

Более того, по Конституции РФ вы имеете право не давать показания, которые могут быть использованы против вас или ваших близких родственников.

Не доверяйте обещаниям! Подростки, привлеченные к уголовной ответственности, как правило, не имеют опыта общения с органами уголовного преследования. Их легко обмануть. Часто сотрудники органов говорят: «Дай показания, возьми на себя чужое преступление, признайся, а мы дадим тебе свидание, отпустим к маме, не расскажем ей о том, что ты совершил», и т. д.

Подростки привыкли верить взрослым людям. Как правило, эти заверения – обман. А человек, дав показания, предопределил вынесенный ему приговор.

Если вам угрожают:

- постарайтесь не поддаваться панике. Нужно понимать, что сколько бы сотрудники полиции ни угрожали вас убить, они этого не сделают;

- запомните людей, которые вас задержали и допрашивали;

- запомните обстановку кабинетов, где происходил допрос (избиение, пытки), чтобы, если сотрудники будут отрицать факт вашего пребывания там, вы могли описать обстановку и подтвердить свои слова;

- попытайтесь оставить там свои следы;

- позаботьтесь о свидетелях, которые видели, что вас били, и могут это подтвердить. Вы можете сразу же рассказать об этом вашим родственникам и знакомым, чтобы они в дальнейшем подтвердили, что до задержания у вас не было телесных повреждений;

- постарайтесь среди сотрудников найти людей, которые вам сочувствуют, ваших потенциальных союзников. Часто следователи работают в паре – добрый и злой. Злой избивает; добрый разговаривает, угощает сигаретами. Постарайтесь воспользоваться помощью такого сотрудника, но не надо раскрывать ему свою душу, исповедоваться – это могут использовать против вас же.

Добейтесь, чтобы к вам допустили законных представителей (родителей),

адвоката, которым вы сможете рассказать о том, как с вами обращались;

- если вас ударили, симулируйте плохое самочувствие и требуйте врача. Попросите его помочь вам. В любом случае постарайтесь запомнить, откуда врач, освидетельствовавший вас. Впоследствии врач может подтвердить факт вашего избиения и занести в справку или в вашу медицинскую карточку с ваших слов, что вас били.

Как только почувствуете, что существует непосредственная угроза вашему здоровью, пишите жалобу начальнику следственного отдела, начальнику полиции или прокурору.

Права несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на стадиях возбуждения уголовного дела, и предварительного расследования

1) Право подозреваемого знать, в чем он подозревается. При задержании несовершеннолетнему обязательно должны объяснить, в чем его подозревают.

2) Право подозреваемого знать свои права как подозреваемого. При задержании несовершеннолетнему обязательно должны объяснить его права как подозреваемого.

3) Право подозреваемого и обвиняемого иметь защитника с момента задержания, заключения под стражу и предъявления обвинения:

а) обеспечить вас защитником – обязанность следователя, но вы вправе пользоваться помощью выбранного вами защитника;

б) о вашей просьбе иметь конкретного защитника он обязан известить ваших родителей или заменяющих их лиц;

в) если вы затрудняетесь в выборе защитника, пусть этот выбор сделают ваши родители, а вам останется только написать заявление о вызове именно этого защитника.

Участие защитника (адвоката) при рассмотрении дел о преступлениях

несовершеннолетних обязательно с момента ареста (заключения под стражу).

Бывают случаи, что следователи пытаются обеспечить подростка таким адвокатом, который действует с ними в одной связке и сам не соблюдает прав подозреваемого. Если адвоката могут найти ваши родители, постарайтесь избежать услуг того, кого вам «рекомендует» следователь. Вы имеете право отказаться от него. Напишите заявление о предоставлении защитника с указанием фамилии желательного адвоката.

Примечание. Защитниками на стадии предварительного расследования

могут быть:

– адвокат (он обязан предъявить ордер юридической консультации);

– представители профессиональных союзов и других общественных объединений.

4) Право на участие в деле родителей (законных представителей). Родители (законные представители) несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

5) Право обвиняемого знать, в чем он обвиняется. Перед допросом вам обязательно должны сообщить, по какому делу вас допрашивают и в чем вы обвиняетесь.

6) Право обвиняемого знать свои права как обвиняемого. Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор обязаны разъяснить вам ваши права.

7) Право на дачу показаний. Обвиняемый имеет право на дачу показаний. В то же время, согласно Конституции Российской Федерации, никто не обязан свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Обвиняемый поэтому может отказаться от дачи показаний.

8) Право знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием. Предоставляется при подписании протокола и, по ходатайству, в ходе дальнейшего расследования дела.

9) Право заявлять отводы и приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора.

Ряд этих прав (как, например, право не давать показаний) касаются не только подозреваемого, но и обвиняемого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации новой технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача педагогическим работником системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности участников образовательных отношений в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий в соответствии с социальным заказом государства.

Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и участников образовательных отношений в образовательном процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Литература

1. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1997.

2.. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

3Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии /Под общ. ред. А.С. Батышева. — М., 2000.

4.  Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

5. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

6.  Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

7.  Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

8.  Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М., 2001.

9.  Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

10.  Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2001.

11.  Столяренко A.M. Юридическая педагогика. — М., 2000.

12.  Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое просвещение участников образовательного процесса ДОД.

В данном материале систематизирована информация о целях,  формах правового просвещения участников образовательного процесса в организации дополнительного образования детей. Методическая разработк...

Родители как полноправные участники образовательных отношений в аспекте реализации основных образовательных программ

Презентация на тему: "Родители как полноправные участники образовательных отношений  в аспекте реализации основных образовательных программ". Рассматривается работа с родителями при реализации ос...

Родители как полноправные участники образовательных отношений в аспекте реализации основных образовательных программ

Реализация основных образовательных программ как фактор развития образовательного учреждения в инновационном режиме....

Проект «Уполномоченный по правам ребенка как основное звено правового просвещения участников образовательного процесса».

Проект«Уполномоченный по правам ребенка как основное звено правового просвещения участников образовательного процесса»....

Методические рекомендации педагогическим работникам по организации правового просвещения участников образовательного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам по организации правового просвещения участников образовательного процесса...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...

Районный семинар "Цифровая трансформация ОО как средство повышения образовательных возможностей участников образовательных отношений."

Районный семинар "Цифровая трансформация ОО как средство  повышения образовательных возможностей участников образовательных отношений." [[{"type":"media","view_mode":"media_large",...