Индивидуально-дифференцированный подход к организации учения и технологии разноуровневого обучения.
методическая разработка
Формы и методы работы по химии для повышения качества знаний.
Индивидуально-дифференцированный подход к организации учения и технологии разноуровневого обучения.
Работая в школе педагогом химии и биологии, ставлю цель - создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.
Учитель становится хорошим педагогом тогда, когда у его учеников прочные предметные знания и когда качество знаний учащихся повышается. А это зависит от:
- глубины усвоения знаний;
- способности логически мыслить, использовать приемы анализа, синтеза, сравнения;
- умения самостоятельно приобретать знания;
- умения выделять главное, делать обобщения;
- умения переносить знания на решение практических познавательных задач.
Чтобы повысить качество знаний учеников использую технологию дифференцированного подхода в обучении химии. Так как эта технология дает возможность учитывать познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в силу возможностей и способностей.
Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения предоставляю ученикам право выбора уровня обучения по-своему предмету.
При изучении нового материала в технологиях разноуровневого
обучения использую лекционно-семинарскую и комбинированную систему занятий. В основе их содержания – подача учебного материала блоками. Наряду с разными уроками использую лекции, семинары и зачеты. На каждом уроке главная цель-достижение конкретных результатов при изучении темы.
Применяя эту технологию обучения, выделяю такие цели:
1.Сохранение и развитие индивидуальности учащегося, раскрытие его потенциальных возможностей.
2.Содействие средствами индивидуализации обучения выполнению учебной программы учащимися, предупреждение неуспеваемости, коррекция знаний и умений.
3.Формирование учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития.
4.Усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
5.Формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, коммуникативности).
Дифференцированный подход предполагает многоуровневое планирование результатов обязательной подготовки учащихся, проектирование учебного процесса таким образом, чтобы каждому учащемуся предоставлялся выбор уровня обучения, учитывающего его способности, интересы, потребности, возможности менять свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.
Специалисты выделяют разные уровни овладения материалом. Наиболее распространен трех уровневый подход, который использую и я.
I уровень-минимальный.
Выполнение заданий на этом уровне отвечает требованиям образовательного стандарта. Если учащиеся ориентируются в учебном материале по признакам: узнавание, припоминание, шаблонные, ранее многократно разобранные задачи,- то за выполнение таких заданий они получают «3».
II уровень- общий.
Учащиеся могут воспользоваться способом получения тех фактов, ориентируясь на признаки, присущие группам сходных объектов, и, проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи таким образом, состав действий которых более сложный. За выполнение получают «4».
III уровень-продвинутый.
В любом классе есть учащиеся, которые интересуются предметом, знают больше остальных. Они могут найти свой оригинальный способ получения знаний и решения задач. Этим детям ставим «5».
Применение в своей работе технологии разноуровневого обучения требует быть постоянно готовой к неожиданностям и неординарным решениям, требует постоянного профессионального роста в предметной области. Усиливается нагрузка по составлению упражнений, домашних заданий.
Дифференцированные задания должны соответствовать программе и целям обучения. Основной принцип их составления постепенное их усложнение. Главное условие эффективной реализации дифференцированного обучения является то, что требования не должны быть снижены. Даже для самых слабых учеников задания должны соответствовать стандарту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_povysheniya_kachestva_znaniy_uchashihsya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
. МБОУ «школа-интернат общего основного образования» г. Тарко-Сале Пуровский район Индивидуально-дифференцированный подход к организации учения и технологии разноуровневого обучения. Подготовила: учитель химии и биологии Гильметдинова Э.М. 2019-2020 уч.год |
Формы и методы работы по химии для повышения качества знаний.
Индивидуально-дифференцированный подход к организации учения и технологии разноуровневого обучения.
Работая в школе педагогом химии и биологии, ставлю цель - создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.
Учитель становится хорошим педагогом тогда, когда у его учеников прочные предметные знания и когда качество знаний учащихся повышается. А это зависит от:
- глубины усвоения знаний;
- способности логически мыслить, использовать приемы анализа, синтеза, сравнения;
- умения самостоятельно приобретать знания;
- умения выделять главное, делать обобщения;
- умения переносить знания на решение практических познавательных задач.
Чтобы повысить качество знаний учеников использую технологию дифференцированного подхода в обучении химии. Так как эта технология дает возможность учитывать познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в силу возможностей и способностей.
Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения предоставляю ученикам право выбора уровня обучения по-своему предмету.
При изучении нового материала в технологиях разноуровневого
обучения использую лекционно-семинарскую и комбинированную систему занятий. В основе их содержания – подача учебного материала блоками. Наряду с разными уроками использую лекции, семинары и зачеты. На каждом уроке главная цель-достижение конкретных результатов при изучении темы.
Применяя эту технологию обучения, выделяю такие цели:
1.Сохранение и развитие индивидуальности учащегося, раскрытие его потенциальных возможностей.
2.Содействие средствами индивидуализации обучения выполнению учебной программы учащимися, предупреждение неуспеваемости, коррекция знаний и умений.
3.Формирование учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития.
4.Усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
5.Формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, коммуникативности).
Дифференцированный подход предполагает многоуровневое планирование результатов обязательной подготовки учащихся, проектирование учебного процесса таким образом, чтобы каждому учащемуся предоставлялся выбор уровня обучения, учитывающего его способности, интересы, потребности, возможности менять свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.
Специалисты выделяют разные уровни овладения материалом. Наиболее распространен трех уровневый подход, который использую и я.
I уровень-минимальный.
Выполнение заданий на этом уровне отвечает требованиям образовательного стандарта. Если учащиеся ориентируются в учебном материале по признакам: узнавание, припоминание, шаблонные, ранее многократно разобранные задачи,- то за выполнение таких заданий они получают «3».
II уровень- общий.
Учащиеся могут воспользоваться способом получения тех фактов, ориентируясь на признаки, присущие группам сходных объектов, и, проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи таким образом, состав действий которых более сложный. За выполнение получают «4».
III уровень-продвинутый.
В любом классе есть учащиеся, которые интересуются предметом, знают больше остальных. Они могут найти свой оригинальный способ получения знаний и решения задач. Этим детям ставим «5».
Применение в своей работе технологии разноуровневого обучения требует быть постоянно готовой к неожиданностям и неординарным решениям, требует постоянного профессионального роста в предметной области. Усиливается нагрузка по составлению упражнений, домашних заданий.
Дифференцированные задания должны соответствовать программе и целям обучения. Основной принцип их составления постепенное их усложнение. Главное условие эффективной реализации дифференцированного обучения является то, что требования не должны быть снижены. Даже для самых слабых учеников задания должны соответствовать стандарту.
Основные принципы организации учебной деятельности.
1.Дифференциация помощи ученикам без существенного снижения сложности содержания.
2. Знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуальных особенностей.
3. Эффективность обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной, индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от целей урока, специфики учебного материала.
4. Условием реализации дифференцированного обучения является достаточный фонд дидактических материалов для систематической работы, контроля и оценки индивидуального труда школьников.
Дифференцированное обучение использую по примеру учителя химии Н. П. Гузика. Придерживаюсь его комбинированной системы обучения, где выделены такие типы уроков:
А) общий разбор темы;
Б) комбинированные семинарские занятия;
В) обобщение и систематизация знаний;
Г) практикумы.
Урок общего разбора темы.
Урок состоит из трех частей: лекционной (7 мин), главной (25 мин), и заключительной (7 мин). Лекционная часть включает основополагающий материал. В главной - подробное объяснение с демонстрационными опытами. В заключительной части повторяем содержание в виде выводов.
Комбинированные семинарские занятия.
Вступительная часть (7 мин), обучающая (25 мин), контролирующая (7 мин). Во вступительной - знакомлю с программой семинара и консультирую. Обучающая часть представляет самостоятельное изучение по учебнику. Работу детей направляю продуманными дифференцированными программами разной степени сложности. Их три типа: «А», «В», «С»,
Задание «С» - базовый стандарт овладения конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.
Задание «В» - приемы учебной деятельности учащихся по применению знаний, где присутствуют дополнительные сведения.
Программа «А» - предполагает осознанное применение знаний, свободное владение фактическим материалом.
(Примеры программ в приложении №1).
В конце каждого урока – семинара учащиеся самостоятельно письменно выполняют проверочные задания по выбранной ими программе. Часть учеников отвечают устно. Выставляю оценки всем. Каждое задание обязательной части оценивается одним баллом, дополнительное – двумя. Это позволяет учащимся реально оценивать свои возможности, а также видеть свои достижения, что развивает в учащихся адекватную самооценку. Так осуществляется текущий контроль знаний.
Уроки обобщения и систематизации.
Такие уроки – это тематические зачеты. Вначале разбираем основные вопросы темы (15 мин), далее дети письменно отвечают на тестовые задания, решают расчетные задачи по уровням.
Основным требованием к уровню подготовки выпусников является их умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. На уроках использую задачи с медико-биологической направленностью, где имеется информация полезная в жизни и в быту.
Такие интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов, способствуют пониманию учащимися того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество, а за каждым уравнением реакции - конкретный процесс, происходящий в природе, в быту. Это наполняет химические символы конкретным жизненным смыслом.
(Примеры задач в приложении №2).
Приложение.
Приложение №1.
Контрольная работа №1 по теме «теория электролитической диссоциации» (9 класс)
I-вариант.
I-уровень Воспроизведение знаний. | II-уровень Применение знаний по образцу. | III-уровень Творческий. Умение применять знания в новой ситуации. |
1.а) Напишите уравнения реакции диссоциации гидроксида бария и гидроксида натрия; Б) чем определяются общие свойства щелочей? В) Подчеркните одной чертой катионы и двумя анионы. | 2. а) Напишите уравнения реакции ступенчатой диссоциации гидросульфата калия; Б) Как можно различить раствор гидросульфата калия и KМnO4 и чем эти признаки обусловлены? В) Как измениться окраска индикатора в растворе нитрата алюминия? | 1. а) Напишите уравнения реакции ступенчатой диссоциации серной кислоты; Б) Как будет изменяться яркость лампы прибора, электроды которого погружены в раствор гидроксида бария, если в банку с этим раствором прибавлять по каплям раствор серной кислоты. |
Даны сокращенные ионные уравнения реакции: Fe3+ + 3ОН- -- Fе(ОН)3 СО2 + 2ОН- -- СО32- + Н2О Подберите молекулярные и соответствующие им полные ионные уравнения. | Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным: Cu(OH)2 + 2Н+ -- Cu2+ + 2Н2О 2Н+ + СО32- -- Н2О + СО2 | 2.Даны схемы: А) 2Н+ + SО32- -- Б) 3Cu2+ + АI0 – Составьте уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. В) Какая соль подверглась гидролизу по схеме Меn++ НОН – Ме(ОН)(n-1)+ +Н+ |
3.Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций: А) АI + НСI --…. или Б) FеСI2 +CI2—FeCI3 | 3. Дана схема уравнения реакции: КСIО3—КСI + О2 Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакций. | 3.Объясните окислительно-восстановительный процесс, происходящий между веществами: CuО + NН3 –tСu+ N2+Н2О. |
4.Задача. Определите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии сульфата меди(II) массой 20 г с раствором гидроксида натрия, содержащего 10 г NaOH. Ответ:12,25 г | 4. Задача. К 200 г раствора, содержащего 0,25 массовых долей (или 25%) сульфата железа (III) добавили раствор, содержащий гидроксид натрия массой 40 г Определите массу получившейся соли. Ответ: 53,25 г. | 4. Задача. Определить объем выделившегося газа, если к раствору, содержащему 53 г карбоната натрия прилили 400 мл Раствора (p=1,1 г/см3) содержащего 0,12 массовых долей (или 12%) хлороводорода. Ответ:11,2 л. |
Контрольная работа №1 по теме «теория электролитической диссоциации» (9 класс)
Вариант-II.
I-уровень Воспроизведение знаний. | II-уровень Применение знаний по образцу. | III-уровень Творческий. Умение применять знания в новой ситуации. |
1.а) Напишите уравнения реакции диссоциации фосфорной кислоты и соляной кислоты. Б) чем определяются общие свойства кислот? В) Подчеркните одной чертой катионы и двумя анионы. | 2. а) Напишите уравнения реакции ступенчатой диссоциации гидросульфата кальция; Б) Как можно различить раствор К2SO4 и К2CrО4. чем эти признаки обусловлены? В) Как измениться окраска индикатора в растворе K2S | 1.Почему питьевую воду (гидрокарбонат натрия) можно применять для понижения кислотности желудочного сока? Ответ поясните соответствующим уравнением реакции. |
Даны сокращенные ионные уравнения реакции: Cu2+ + 2OH- --Cu(OH)2 FeO +2H+--Fe2++ H2O Подберите молекулярные и соответствующие им полные ионные уравнения. | Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным: SO2-3 + 2Н+--Н2О+SO2 Zn(OH)2+2H+--Zn2+ +2H2O | 2.Даны схемы: А) AI0+?—AI3+ +? Б) Zn(OH)2+2OH- --…… Составьте уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. В) Как изменится окраска индикатора в растворе нитрата цинка? |
3.Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакций: SO2+O2—SO3 | 3. Дана схема уравнения реакции: SO2+ H2S—S +H2O Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакций. | 3.Объясните окислительно-восстановительный процесс, происходящий между веществами: CuО + NH3—Cu +N2+H2O |
4.Задача. Определите массу соли, образовавшегося при взаимодействии 300 г оксида железа (III) с 200 г соляной кислоты. Ответ:12,25 г | 4. Задача. Определите объем выделившегося газа, если к 50 г карбоната кальция прилили 120 г раствора, содержащего 0,35 массовых долей или 35% хлороводорода. Ответ: 53,25 г. | 4. Задача. Определить объем выделившегося газа, если к раствору, содержащему 53 г карбоната натрия прилили 400 мл Раствора (p=1,1 г/см3) содержащего 0,12 массовых долей (или 12%) хлороводорода. Ответ:11,2 л. |
Приложение №2.
Интегрированные задачи:
1.В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85% раствор поваренной соли, который называют физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы приготовите такой раствор?
2.При ожогах кожи фосфором обильно смачивают ее 5% раствором сульфата меди. Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.
3.Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5% спиртовой раствор йода, а в наличии оказалось 10 г кристаллического йода. Какой объем раствора вы сможете приготовить из такого количества йода, если плотность раствора должна быть 0, 950 г/мл. (ответ: 211 мл).
4. Представьте, что вы фармацевт и должны приготовить раствор Люголя, применяющийся в лор-практике для смазывания слизистой оболочки полости рта и горла. Массовые доли йода иодида калия в растворе Люголя в 17 мл воды должны быть соответсвенно 0,05%, 0,01%. Как вы поступите?
5.Какие меры вы предприняли бы на месте медработника детского садика, если во время прогулки одного подопечного укусили муравьи и он жаловался на сильное жжение?
6.Какие меры вы предпримете на месте врача, если при приготовлении растворов начинающий лаборант случайно облил руку кислотой? Ответ обоснуйте. (для нейтрализации кислоты использовать раствор гидрокарбоната натрия)
7.Для снижения артериального давления больному был выписан препарат. Рецепт был утерян, а элементарный анализ дал следующий результат: 9,86% Mg; 13,01% S; 71,40% О; 5,73% Н.Помогите фармацевту определить состав препарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии разноуровневого обучения на уроках истории
Технологии разноуровневого обучения на уроках истории и обществознания...
Технология разноуровневого обучения
Обобщение педагогического опыта по технологии разноуровневого обучения перед коллегами района с предоставлением разработок дидактического материала...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...
Доклад на методическом объединении "Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения"
Технология разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в специальнойкоррекционной школе VIII вида предполагает учёт индивидуальных особенностейучеников. Это соответствует совреме...
Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.
Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...