Проект "ТИО"
проект

Гаврилова Екатерина Игоревна

Проект "ТИО" (Талант, Интеллект, Одаренность), работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talant._intellekt._odarennost._proekt.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ТИО» (Талант. Интеллект. Одаренность)

(срок реализации 3 года)

  1. Анализ проблемной ситуации

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Однако существует ряд противоречий.   Во-первых, в системе образования:

  • традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми;
  • условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми;
  • наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем, у многих учащихся нет мотивации к учению, познанию и развитию.

        Во-вторых, наша школа, находится в маленьком заполярном поселке, далеком от всевозможных центров культуры: музеев, театров, выставочных залов, поэтому – это практически единственное место для духовного поиска учеников, приложения их творческого потенциала и интеллектуального развития.

        В-третьих, в последние годы увеличилось число детей из семей –коренных жителей – со своей  культурой, своими традициями и обычаями, своим менталитетом и языковым барьером.

        Это требует от каждого педагога проявления профессиональных компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

При обучении в школе именно олимпиады по различным предметам позволяют учащимся более полно «раскрыть» свою одаренность, а педагогам дают возможность к самосовершенствованию, оттачиванию различных приемов, методов, форм работы с учеником.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников  конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. Школа по итогам проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады по количеству призовых мест стабильно в течение нескольких лет занимает 2 место, хорошие результаты  наши обучающиеся показывают на региональном этапе. Так же   увеличивается интерес  детей к занятиям исследовательской деятельностью.  Наблюдается увеличение числа  участников  районной научно-практической конференции.   Одновременно возрастает качество представляемых работ. Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:

- во всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы);  

- в международных конкурсах-играх по математике  "Кенгуру", «Кенгуру выпускникам»,  по русскому языку "Русский медвежонок",  по истории "Золотое руно", по информатике «КИТ», по английскому языку «Английский бульдог»;

 - в заочной НПК «Первые шаги в науку» 1-5 классы;
- в заочной НПК «Культура.Интеллект.Наука», 6-11 класс;

- во всероссийском интеллектуально-творческом конкурсе «Познание. Творчество».
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы:
-   спортивные игры  "Президентские состязания"

-   творческие фестивали  и конкурсы и др.

Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
 

  1. Цели и задачи проекта

Цель программы:

- выявление одаренных детей;

- создание условий для оптимального развития одаренных детей.

- раскрытие основных направлений работы с одаренными детьми и выявление основных методов работы с одаренными детьми.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

- изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

- совершенствование системы подготовки учителей  через   педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

-  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;

- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

3. Основное содержание проекта

Основные формы работы с одаренными детьми на уроках (на примере истории и обществознания):
— классно-урочная (работа в парах, в малых группах, индивидуальные  творческие задания, дискуссии); 
— занятия в профильных классах;
— исследовательская работа (подготовка презентации по тематике исследовательской работы);
— элективные курсы;
— участие в научно-практических конференциях (различного уровня);
— подготовка к олимпиадам (различного уровня);
— участие в интерактивных и дистанционных олимпиадах.

Работа с одарёнными детьми ведется по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Этапы работы :
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3.Подбор дифференцированных заданий.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов и чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, то есть творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.

  1. Метод проектов.

        Не новой, но востребованной формой работы с одаренными учащимися является научно-исследовательская деятельность. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. Три  кита на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а так же личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно-познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися. Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз  какого-либо объекта, вида деятельности.

        Ежегодно в апреле в школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители и призеры получают награды. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается  компьютерная презентация.

- Информационно-коммуникационные технологии. В работе с одарёнными учащимися наибольшую эффективность демонстрируют следующие инновационные технологии. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.

Информационные технологии позволяют по — новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

  1. Проблемное обучение.

Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов проблемного обучения. В ходе реализации метода проблемного обучения учащийся усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Когда стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что учащиеся стали активнее и самостоятельнее. Замечу, что в процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. На таких уроках меняется роль учителя. Он становится консультантом, помощником, наблюдателем, координатором, организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
       — Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении объемной исторической информации, считаю необходимым использование опорно-логических схем. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

3. Профильное обучение.

Профильное обучение сегодня создает серьезные предпосылки не только для успешного самоопределения старшеклассников, что несомненно очень важно, но и открывает широкий простор для развития способностей, одаренности учащихся. Современные подходы к организации образовательного процесса в профильных классах определяют проектирование индивидуальных образовательных программ как наиболее эффективный способ достижения обучающимися результатов. Индивидуальная образовательная программа дает обучающемуся возможность субъективного существования и субъективной реализации в заданных образовательных условиях. Это определяет успешность освоения содержания образовательного процесса, личностно-ориентированного становления ученика.

4. Внеклассная работа, внеурочная деятельность.
Для поиска одаренных учащихся серьезное значение имеет проведение школьных олимпиад. Олимпиады – это прежде всего интеллектуальные и  творческие соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть.  В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад.

Таким образом, можно отметить, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых учащихся, так как позволяет работать с каждым ребёнком индивидуально. Кроме того, такие занятия посещают ребята, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они в последствии и становятся основными участниками олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов различного уровня. Одним из показателей результативности работы учителя является успешность работы с одаренными учащимися, их подготовка к выступлениям на олимпиадах, конкурсах, руководство исследовательской деятельностью. Анализ участия учащихся школы в олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня за последние 5 лет показывает стабильное увеличение количества участников, победителей и призеров.

Информация о проекте и этапах его реализации  будет распространятся в СМИ, на сайтах школы, департамента образования и т.п. . Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознания.

  1. Перечень ресурсов
    Информационные
  1. Источники и литература по данной тематике
  2. Дистанционные, краткосрочные курсы, мастер-классы, семинары-практикумы по данной тематике для учителей-предметников, заместителей директора, психологов.

Интеллектуальные (экспертные)

  1. Начальники  департамента образования, молодежной политики, по труду и социальной защите и т.п.
  2. Депутаты местного собрания,  районной думы
    Человеческие (кадровые)
  1. Учителя-предметники
  2. Педагоги дополнительного образования
  3. Работники культуры поселка

Организационные

  1. Заместители директора школы
  2. Директора школы

Материально-технические ресурсы, финансовые

  1. Школьное финансирование: приобретение программ, литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми, выход в Интернет.
  1. Финансовое и техническое обеспечение Департаментом образования Ямальского района:  Оснащение спортивного зала и спортивной площадки школы современным инвентарем и оборудованием Создание и оборудование кабинета психологической службы школы. Создание и оборудование кабинета психологической разгрузки для педагогов, дистанционные, краткосрочные курсы, проведение районных мастер-классов, семинаров-практикумов по обмену опытом по данной тематике для учителей-предметников, заместителей директора, психологов.
  2. Перечень партнеров
  1. Администрация п. Мыс Каменный
  2. Районная дума
  3. Районные департаменты образования, молодежной политики, труду и социальной защиты.
  4. Заинтересованные лица в данном проекте.
  5. Целевая аудитория проекта

Учащиеся 1-4, 5-8 классов Мыскаменской школы-интерната.  Отбор осуществляется на основе диагностики предрасположенности к той или иной предметной области, анализа качества обученности ученика по определенному предмету.  Проект рассчитан для реализации в двух возрастных группах: для учащихся начальной школы и для учащихся среднего звена. В зависимости от возраста разрабатываются и подбираются разноуровневые программы и задания на основе данной программы.

7.Этапы реализации

1 этап: Диагностика и прогноз. (мониторинг одаренности).

1.1.первый этап анамнестический (учитываются успехи ученика в какой-либо деятельности).

1.2. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах при работе с одаренными детьми:

- проведение педагогических советов

- подбор и накопление необходимой литературы, обзор новых статей

- методическая работа по данному направлению ( с последующим обсуждением и обменом опытом)

- обучение на курсах повышения квалификации

- создание условий тесной взаимосвязи учебного процесса с системой кружковой работы через школьный компонент.

Организация:
- диагностических мероприятий по  выявлению одаренности;

- системы дополнительного образования;

-   внеклассной работы по предмету;
-  профессиональных проб;
- обучение педагог работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.
2 этап: Реализация проекта

2.1. Использование методики организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся, формированию творческого мышления.

2.2. Свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. помощи, наставничества.

2.3.Разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося.

- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- использование метода проектов;
- учет индивидуальных достижений обучающихся;
-  переход на систему портфолио;
-  проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: Резюмирующий

3.1. Анализ реальных достижений учащихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, соревнованиях, творческих конкурсах, смотрах.
3.2. Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
3.3. Выпуск методического сборника «Работа с одаренными детьми».
3.4. Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

3.5. Создание системы поощрения одаренных детей ( грамоты, гранты директора и т.п.)

3.6.  Освещение реализации программы и ее результатов в СМИ (на сайтах, в газетах, сборниках и т.п.)

План-график по выполнению программы « ТИО»  

(Талант. Интеллект. Одаренность. )
на  2022 -2025 гг.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностика одаренных детей. ( изучение интересов и склонностей обучающихся)

сентябрь- ежегодно

  Учителя-предметники, педагог-психолог

2

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

   октябрь
ежегодно

Учителя-предметники

3

Составление списка детей   каждой предметной  области

Учителя-предметники (по каждой предметной области)

4

Расширение сети курсов по выбору, элективных курсов  с учетом  способности и запросов учащихся

     Май,
   ежегодно

Администрация школы

5

Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год

    Август,           ежегодно

 Руководители МО, заместители директора

6

Проведение семинаров-практикумов, мастер-классов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

  2014-2017

Учителя-предметники

7

Разработка и внедрения специальных программ внеурочной деятельности направленных на узкоспециализированные группы учащихся в зависимости от предрасположенности детей

Сентябрь (ежегодно)

Учителя-предметники, педагоги доп.образования

8

Проведение психологических тренингов с одаренными детьми

ежемесячно

Педагог-психолог

9

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

  ежегодно

 Педагоги-психологи

10

Учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения:
- разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

    постоянно


Учителя-предметники

11

Организация и проведение школьных  и олимпиад.

Октябрь
ежегодно

Заместитель директора по МР, учителя-предметники

12

Участие в районных, окружных  олимпиадах

 Ноябрь-январь  
ежегодно

Заместитель директора по МР, учителя-предметники

13

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

      Май, ежегодно

Администрация

14

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

   Постоянно

Заместитель   директора по МР, учителя-предметники

15

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Учителя-
Предметники
Администрация школы

16

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

  2022  г.

Администрация школы

17

Расширение системы дополнительного образования, внеурочной деятельности  для развития творческих способностей одаренных детей

   С 2022 г.

18

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

 Постоянно

Администрация школы

19

Отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодно
май

Учителя предметники

20

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

Заместители директора

21

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2022-2025

Департамент образования района, администрация школы

22

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

2022-2025

Администрация школы

23

Размещение на школьном сайте, на сайте департамента образования, в районной газете «Время Ямала»  материалов по работе с одаренными детьми. Проведение очных районных  научно-практических конференций школьников «Юный исследователь»

Ежегодно

Администрация школы, Департамент образования района, редакция газеты «Время Ямала»

8. Ожидаемы результаты и социальный эффект

Реализация проекта «ТИО», выпуск методического сборника «Работа с одаренными детьми», создание постоянно обновляемого онлайн-банка одаренных детей района, постоянное освещения в СМИ степени реализации проекта.

Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской одаренности.

Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.).

Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных детей.

Формирование системы педагогической и психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школы, работающих с одаренными детьми.

Подготовка и апробация нового поколения программно-методических комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.

Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.

Эффективность данного проекта будет проявляться в улучшение качественных показателей в школе, а именно:

Соотношение профиля школы и ВУЗа, ССУЗа

95%

Улучшение результатов участия школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.

1 место в районе

Увеличение количества успевающих на 4 и 5

Не менее 50%

Увеличение количества отличников

20-25%

Количество учащихся, выбравших дистанционное обучение на базовом уровне

50% учащихся 9-11 классов

Увеличение количества учащихся, выбравших дистанционное обучение на профильном уровне

25% учащихся 9-11 классов

Увеличение количества учащихся, выбравших форму обучения по индивидуальным учебным планам

15%

Расширение перечня программ дополнительного образования

До 15-20.

Охватить в школе 80% учащихся.

Список  литературы:

  1. Анчуткина Ю.А. Система работы с одарёнными детьми.- Пермь: Изд.-во ОГПУ, 2006 с
  2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2008 с.
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веренбум, 2001г
  4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости – Вопросы психологии. –2009 ,№6.
  5. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991г.
  6. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 2004 г.
  7. Лейтес Н.С. – Умственные способности и возраст. – М., 1972с.
  8. Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 2009 г.
  9.  Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2009г
  10. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М., 2006г
  11. Чудковский В., Юркевич В. – Одаренность: дар или испытание. – М, 2006