Статья "К вопросу о развитии инновационных образовательных технологиях"
статья
Каким в современном, постоянно изменяющемся мире, должен быть выпускник среднего профессионального образовательного учреждения? Надо ли вносить в учебный процесс изменения, содействующие подготовке специалиста нового качества, способного в дальнейшем сделать реальный выбор своего индивидуального и профессионального стиля?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о развитии инновационных образовательных технологиях
Каким в современном, постоянно изменяющемся мире, должен быть выпускник среднего профессионального образовательного учреждения? Надо ли вносить в учебный процесс изменения, содействующие подготовке специалиста нового качества, способного в дальнейшем сделать реальный выбор своего индивидуального и профессионального стиля? Ответ бесспорный. В условиях современного динамичного развития общества необходим специалист не только овладевший всеми достижениями современной науки и культуры, но и способный к дальнейшему непрерывному самообразованию, к реализации своих личностных качеств, демонстрации тех способностей, которые зачастую остаются невостребованными в учебном процессе. Специалист, способный включиться в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения самоутверждения и самоопределения в личностной, социокультурной и профессиональной областях. Решение этой задачи возможно лишь на основе новых педагогических технологий и методов образования. В связи с этим представим технологию обучения студентов коррекционно-педагогической деятельности, которая по своей сути способна внести изменения в профессиональную подготовку специалистов разных направлений деятельности – воспитателей, учителей, социальных педагогов и других – активно включившихся в решение злободневной проблемы человечества – проблемы экологии детства.
Прежде всего, согласимся с утверждением М.В. Кларина, в том, что технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения), тогда как специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация изучаемого предмета или темы, взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, а также внутренних процессов развития личности учащегося (1). Далее, на основе анализа различных подходов, идей и концепций, а также практической деятельностью, построим технологию обучения студентов коррекционно-педагогической деятельности.
Как известно, в основе обучения лежит учебная деятельность по своему составу соответствующая общей ее структуре, а также структуре коррекционно-педагогической деятельности. Эта взаимосвязь и позволяет положить в основу технологию, Составляющими которой являются:
цель– содержание – формы – методы – средства – результат(6).
Поскольку разрабатываемая технология рассчитана на студентов средний профессиональных учреждений, обучающихся на 2-3курсах, считаем необходимым, рассмотреть последовательную включенность их в различные виды коррекционно-педагогической деятельности на основе данной авторской технологии. Для более четкого ее рассмотрения была составлена комплексно-целевая программа "Коррекционно-педагогическая деятельность"
Согласно разрабатываемой технологии, студенты включаются в коррекционно-педагогическую деятельность в процессе изучения спецкурса "Коррекционно-педагогическая деятельность". В программе спецкурса учитывается тот факт, что с организацией КПД студенты встречаются впервые, а многие из них не знают и его теоретическую сущность, поэтому в ней в общем, виде предусматривается ознакомление с основными понятиями и областями исследования данного понятия и основы их практического применения. /Таблица 1./ На протяжении двух лет обучения в средних специальных учреждениях, технология создает необходимые условия для теоретического изучения КПД и способов ее организации, практического применения полученных знаний и, наконец, творческого применения их на практике.
Далее отметим, что ядром программы является принцип творческой самореализации личности, когда субъект-ученик в процессе самостоятельной деятельности создает проект собственных элементов организации коррекционно-педагогической деятельности.
Перейдем к рассмотрению составляющих технологии обучения студентов коррекционно-педагогической деятельности.
Являясь компонентом технологии обучения студентов КПД, цель образует следующие подцели:
- сформировать систему знаний о специфике К-ПД, о ребенке с недостатками в развитии, как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
- сформировать умение студентов использовать полученную информацию о профилактике и коррекции имеющихся отклонений в развитии ребенка, организовывая воспитательно-образовательный процесс в различных социокультурных условиях;
- сформировать умение оказывать социальную помощь и поддержку воспитанникам с недостатками в развитии, защищать их от неблагоприятных влияний социальной среды, через поиск новых форм и творческих заданий;
Содержание технологии обучения студентов коррекционно-педагогической деятельности выражается через введение в образовательном учреждении спецкурса "Основы коррекционно-педагогической деятельности".
Таблица 1
Технология обучения студентов коррекционно-педагогической деятельности | ||||||
Виды деятельности | Цели | Содержание | Формы | Методы | Средства | Результат |
Информа ционно-диагности ческий Действенно-практический Результативно-обобщающий | Сформировать систему знаний о специфике КПД, о ребенке с недостатками в развитии, как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах Сформировать умения студентов использовать полученную информацию о профилактике и коррекции имеющихся отклонений в развитии ребенка, организовывать учебно-воспитательный процесс в различных образовательных учреждениях. Сформировать умение оказывать социальную помощь, поддержку воспитанникам с недостатками в развитии, защищать их от неблагоприятных влияний среды, через поиск новых форм и творческих заданий | знакомство с теоретическим материалом об организации КПД и определение уровней обученности КПД включение в соответствую щие формы действенно-практического вида КПД. творческое проектирование авторских элементов в КПД | Урок мудрости "Что такое КПД?", диалог о специфике КПД с детьми с девиантным поведением, исторический обзор "Возникновение и развитие КПД", урок-Дублер начинает действовать, урок-телепередача, "Живая газета", игра ″Информационный поиск″ путешествие "Учреждения для детей с недостатками в развитии", ученый совет и другие. Интегрированный урок "Роль воспитателя в формировании личности ребенка в специальном /коррекционном/ детском саду", урок-откровение "Моя профессия-дефектолог", урок "следствие ведут знатоки", консультации, заочная экскурсия, конкурс ″Что,где,когда?″, лабораторно-практическая работа. Написание рефератов, докладов, лабораторно-практические задания, семинар ″Откровение″. | Эвристический рассказ, беседа, лекция, диспут по проблеме коррекции, работа с электронной базой данных и другими источниками, диспут, дискуссия, тестирование Упражнения, практические работы, метод создания педагогической ситуации, видео-метод, анкетирование, тестирование Метод создания творческого авторского проекта, концептуальный метод погружения и другие. | Электронные файлы, сборники задач и заданий по вопросам коррекции, периодические издания, пакет раздаточных материалов, аудио визуальные средства | Достиже ние наивыс шего уровня обучен ности коррекци онно-педагоги ческой деятель ности |
При определении содержания учебных занятий по изучению организации студентами коррекционно-педагогической деятельности надо решить вопрос о том, как наиболее целесообразно излагать программный материал, разбивая его на отдельные темы. Определив предварительно содержание уроков по обучению студентов организации коррекционно-педагогической деятельности, необходимо довести до их сознания тему нового материала, ее главные вопросы, которые им нужно усвоить, и обратить внимание на те практические умения и навыки организации К-ПД, которые им предстоит выработать. Важно подчеркнуть, что задачами реализации этой программы является не только раскрытие, изучение основных идей коррекционно-педагогической деятельности, но и их практическое применение.
Обучение студентов коррекционно-педагогической деятельности чаще всего предполагает особое состояние личности учащегося, которое проявляется во взаимодействии нескольких ее компонентов, вытекающих из цели: информационно-диагностической, действенно-практической и результативно-обобщающей.
Так, информационно-диагностический компонент технологии, предполагает знакомство студентов с основными предпосылками возникновения и развития коррекционно-педагогической деятельности, ее основными понятиями, принципами и формами работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии; знакомство с использованием диагностических методик при выполнении лабораторно-практических занятий.
Действенно-практический компонент технологии предполагает умение применять на практике знания об организации коррекционно-педагогической деятельности, который реализуется при выполнении лабораторно-практической работы и заданий на педагогической практике под руководством педагога, а также способствует умению формировать ценностные ориентиры воспитанников, включая их в самостоятельно разработанные соответствующие формы К-ПД.
Результативно-обобщающий компонент технологии предполагает творческое проектирование авторских элементов организации коррекционно-педагогической деятельности, предоставление социальной помощи и поддержки воспитанникам с недостатками в развитии в процессе посещения специальных/коррекционных/ образовательных учреждений.
Соответствующая технология обучения нацелена на формирование у студентов знаний и умений на основе расширения общего научного кругозора в области коррекционно-педагогической деятельности и непосредственно в процессе включения их в виды К-ПД через соответствующие формы.
Представленные виды деятельности должны обеспечить разностороннюю подготовку в различных типах образовательных учреждениях и подготовить прочный фундамент для будущей коррекционно-педагогической деятельности в целом.
При использовании предлагаемой технологии выбор форм определяется их направленностью на достижение высокого уровня обученности К-ПД. Заметим, что под обученностью мы понимаем запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть систему знаний, умений и навыков, соответствующую ожидаемому результату [5].
Большое значение для обучения студентов организации коррекционно-педагогической деятельности имеет как учебная, так и практическая работа по предмету. Исходя из этого, среди форм учебной работы основное место отводится уроку (традиционному и нетрадиционному), лабораторно-практической работе.
Каждому виду К-ПД должны соответствовать определенные формы реализации содержания данной деятельности.
Включенность студентов в информационно-диагностический вид предполагает использование форм, основным назначением которых является восприятие, ознакомление, выбор теоретического материала о коррекционно-педагогической деятельности. Характерным признаком данной формы является, прежде всего, созерцательно-познавательная позиция исследователя, но организация должна происходить таким образом, чтобы студент смог не только наблюдать, а еще и анализировать, сравнивать, сопоставлять, замечать наиболее ценное в увиденном. Осуществить реализацию данного вида возможно через традиционные и нетрадиционные уроки: урок мудрости, интегрированный урок, урок-диалог "Специфика К-ПД с детьми с девиантным поведением", урок-исторический обзор, урок-дублер начинает действовать, урок-телепередача, "Живая газета", ученый совет, при выполнении лабораторно-практических заданий и другие.
В процессе реализации содержания данного вида целесообразно использовать формы с приглашением компетентных специалистов, готовых рассказать и прокомментировать свою коррекционно-педагогическую деятельность, такие как урок-откровение, урок-путешествие, урок "Следствие ведут знатоки", заочная экскурсия, урок-консультация. Плодотворны также формы К-ПД, теоретическим фундаментом которых является обращение к специальной научно-педагогической, методической литературе с целью поиска информации о коррекционно-педагогической деятельности. При организации форм К-ПД информационно-диагностического вида велика роль самостоятельной работы участников этой деятельности по обработке полученной информации: написание рефератов, докладов, урок – анализ первоисточников, выполнение комплексных заданий, ведение дневников, фотозаписей, словарей.
Следующим этапом технологии является включение студентов в действенно-практический вид К-ПД, который предполагает использование форм, основным назначением которых будет практическое применение полученных знаний. Особенностью форм действенно-практического вида является тот факт, что фундаментом для них выступают ранее полученные знания, процессуальное применение которых приводит участников этой деятельности к определенным результатам. Процесс (от лат.processus – продвижение) в данном контексте означает последовательную реализацию изученных элементов коррекционно-педагогической деятельности с продвижением от более простых к сложным.
Применение данных форм не ограничивает действий студентов, хотя им рекомендуется применять элемент К-ПД по строго заданному алгоритму, так как это позволяет избежать ошибки при первоначальном опыте применения элементов К-ПД. Таким образом, они получают возможность почувствовать успех в организации К-ПД, что крайне важно для последующей их работы. Необходимо соблюдать еще один важный момент, оставить право выбора элементов К-ПД за студентами. Реализуя содержание данного вида можно использовать такие ее конкретные формы, как рецензию, репортаж, экскурсию в специальное /коррекционное/ учреждение, "брейн-ринг", уроки на производстве, урок-практикум, урок-ролевая игра, урок изобретательства.
Роль форм К-ПД действенно-практического вида в процессе освоения будущим педагогом коррекционно-педагогической деятельности – велика, так как выбранные исследователем формы позволяют взаимодействовать теоретическим и практическим аспектам. По завершении реализации действенно-практического вида участники К-ПД, проявляют исследовательский интерес, желание овладеть определенным запасом знаний и умений, испытывают потребность в самостоятельном создании К-ПД что, несомненно, подводит к следующему результативно-обобщающему виду.
Включение студентов в результативно-обобщающий вид предполагает использование таких форм, основным назначением которых будет творческое проектирование авторских элементов организации К-ПД.
Формы К-ПД данного вида организуются так, что учащийся получает возможность для максимального творческого самовыражения. Формы данного вида способствуют не только творческой разработке, коррекционно-педагогических элементов, но и их анализу, научной аргументации, а затем, и внедрением в практику. Творчество в данном случае состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известных элементов коррекционно-педагогической деятельности с добавлением к этому собственных вариантов организации К-ПД. То есть к планированию коррекционно-педагогической деятельности студенты подходят творчески, используя оригинальные элементы, и вносят их в свою практическую деятельность, что позволяет проверить их эффективность. Для реализации содержания данного вида можно использовать такие формы как кроссворд, викторина, урок - творческий отчет, педагогическую практику, урок-консультация, общественный смотр знаний, турнир, КВН, защита курсовых работ. Анализ творческого проектирования учащимися различных форм К-ПД можно обсуждать на диспутах, дискуссиях, уроке-откровении, то есть при организации информационно-диагностического вида. Заметим, что при условном делении форм К-ПД на виды, между ними прослеживается тесная взаимосвязь, позволяющая определить некоторую последовательность их использования.
Далее, перейдем к рассмотрению следующего компонента технологии – методам. В данной технологии предлагаем использовать следующие методы, способствующие не только процессу учения, но и процессу преподавания. С этой целью нами использована бинарная классификация методов, построенная М.М. Махмутовым [4], согласно которой применялись методы:
- информационно-сообщающие (объяснение, рассказ, беседа) методы преподавания и, соответственно, исполнительские (дискуссия, диспут, работа с книгой) методы учения;
- инструктивно практические (инструктаж, демонстрация, видеометод) методы преподавания и исполнительские (упражнения, лабораторный метод) методы учения;
- побуждающие (проблемное изложение) методы преподавания и поисковые (исследовательский метод) методы учения.
Первая группа методов предполагает ознакомление, восприятие и изучение литературы о коррекционно-педагогической деятельности; вторая практическое применение полученных знаний; третья способствует творческой реализации студентами элементов коррекционно-педагогической деятельности.
Рассматривая следующий компонент данной технологии – средства, отметим, что отличительной особенностью здесь является использование авторской комплексно-целевой программы "Коррекционно-педагогическая деятельность" как средства обучения, а также практических заданий, печатных раздаточных материалов, соответствующих специфике технологии, а также использование видео и аудио аппаратуры, компьютера и возможности ознакомления студентов с творчеством педагогов специальных образовательных учреждений.
Перейдем к последнему компоненту технологии организации коррекционно-педагогической деятельности – результату. Так, информационно-диагностический компонент коррекционно-педагогической деятельности предусматривает определенный запас общепедагогических и специальных знаний, соответствующую ступень их системности и педагогической направленности. Здесь же происходит переоценка собственных способностей к коррекционно-педагогической деятельности, учащийся познает новые способы деятельности.
Следующий, действенно-практический компонент включает в себя возможность обоснованно определять и рационально применять пути и способы наиболее эффективного достижения поставленных целей, практически применять различные элементы организации К-ПД по заданному алгоритму.
И, наконец, результативно-обобщающий компонент подразумевает способность студента, при организации К-ПД, к саморегуляции, самодеятельности, к педагогическому творчеству, умение, регулируя свое эмоциональное состояние, организовывать продуктивную деятельность, осуществляя поиск новых форм, методов, подходов к разрешению ситуаций различной сложности.
Итак, предлагаемая технология обучения коррекционно-педагогической деятельности способствует развитию нравственных и духовных ценностей, будущих специалистов, позволяет определить индивидуальный образовательный путь, конкретизировать жизненные и профессиональные планы, формировать важные личностные качества.
Литература:
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1991. – 77 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб.-практ. пособие для учителей и классных руководителей, студ., магистров и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК \С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель", 2001. – 160 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. - М., 1983.
- Махмутов М.М. Педагогическая технология развития мышления /М.М. Махмутова, Г.И. Ибрагимов. – Казань, 1993. – 105 с.
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.–СПб.: Питер, 2000.–432с.
- Селевко Г.К. Школьные технологии. Современные образовательные технологии //Нар. образование. - 1998. - №2. - С. 207.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Модернизация образования сельской школы в свете инновационных образовательных технологий»
В системе образования сельских учащихся накопилось много проблем. Они обусловлены причинами социально-экономического, демографического, профессионально-педагогичес...
Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"
В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...
Статья "Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития. "
Статья"Инновационные образовательные технологии в области филологии при обучении детей с ограниченными возможностями развития." Кухнова Татьяна Георгиевна, преподаватель русского язык...
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования иннова...
Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО
В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...
Отчет учителя-логопеда ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Струковой Л.А. «Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-образовательном процессе"
Отчет учителя-логопеда о применении в работе инновационных образовательных технологий...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...