Развитие электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения
статья
Статья посвящена вопросам развития ЭИОС в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Развитие современной электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) является задачей модернизации образования и соответствует новой образовательной политике. В настоящее время продолжается активное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в сферу образования. Компьютер становится доступным и мобильным устройством, обеспечивающим выполнение учебной работы и в аудиториях, и вне стен учебного заведения. Что приводит к глобальным изменениям условий обучения и развития и вызывает необходимость пересмотра многих традиционных подходов к организации образовательных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии все активнее проникают в современный образовательный процесс: компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие гаджеты, подключенные к интернету, становятся спутниками образовательного процесса. Происходит развитие информационной и технологической инфраструктуры образовательного процесса, сопровождающееся наращиванием информационно-телекоммуникационных ресурсов, технического обеспечения, модернизацией программного обеспечения. В настоящее время существуют разные модели организации обучения с помощью информационных технологий: дистанционная (электронное обучение, e-Learning) и смешанная (mix, mixblended learning) формы обучения.
Смешанная форма обучения является лидирующей в сфере высшего образования, наиболее успешной и перспективной, она включает в себя как очный компонент проведения занятий, так и дистанционный, осуществляемый с помощью ИКТ-технологий. Такое обучение может быть реализовано не только в рамках высшего, но и среднего общего и профессионального образования, а также при организации различных дополнительных и профильных курсов, углубленного изучения дисциплины, ликвидации пробелов в знаниях, подготовки к ЕГЭ, квалификационным экзаменам, курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т. д.
Эти изменения требуют пересмотра традиционных подходов к организации учебного процесса, разработки способов представления и обмена учебной информацией, форм педагогического взаимодействия. Обеспечение эффективного образовательного процесса в образовательном учреждении актуализирует необходимость постоянного совершенствования электронной информационно-образовательной среды.
Анализ источников (И. Г. Захарова, Л. К. Раицкая, Л. Н. Рулиене, Е. Н. Ширянов) позволил выявить ряд особенностей: во-первых, электронная информационно-образовательная среда не может быть закрытой, она соответствует главным тенденциям в современном образовании: открытость, доступность и массовость; во-вторых, социокультурные, технологические процессы и изменения, происходящие в обществе, требуют новых подходов к предоставлению информации и организации образовательного процесса. ЭИОС включает электронные информационные и образовательные ресурсы, а также средства и технологии, обеспечивающие эффективное использование этих ресурсов в образовательном процессе, является местом, где субъект сам определяет параметры формирования и развития, может вступать во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, глобальной сетью Интернет, сам оказывать влияние на формирование образовательного контента среды. Именно ЭИОС позволяет вести обучение с учетом требований ФГОС, обеспечивая при этом индивидуальный подход.
Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем ЭИОС как сложную, многоуровневую систему, объединяющую программно-методические, организационные и технические ресурсы и интеллектуальный потенциал образовательной организации, реализуемые в процессе взаимодействия участников образовательного и информационного процессов.
Эффективность ЭИОС может быть обеспечена при соблюдении ряда
принципов:
- принципа открытости. Термин «открытость» в данном контексте может иметь разное толкование. «Открытость» системы может противопоставляться «закрытости», т. е. отсутствию внешних влияний, связей, контактов, замкнутости. «Открытость», наоборот, позволяет вступать во взаимодействие с внешней средой, реагировать на ее изменения, находиться в процессе постоянного развития и совершенствования. Также под открытостью образовательной среды может подразумеваться доступность, т. е. возможность включиться в эту систему. Хорошо иллюстрируют понятие «открытость» массовые онлайн-курсы, являющиеся одним из главных трендов современного образования. Больше не существует монополии на знания, человек в любой точке мира способен получить доступ к материалам ведущих мировых ученых;
- принципа ресурсной избыточности — материалы могут быть представлены в различной форме (текст, презентации, аудио, видео), нет ограничений на количество материала или ссылок, даже в рамках одного курса можно создавать дополнительные модули повышенной сложности, углубленного изучения. Все это создает для обучающихся благоприятные условия, где каждый имеет возможность выбирать такую форму и скорость усвоения материала, которая комфортна лично для него.
- принципа интегративности, который реализует возможность установления перекрестных ссылок между различными ЭУК, создания метапредметных курсов. Интегративность — возможность установления связи между компонентами ЭИОС, включение в ЭИОС элементов других систем;
- принципа динамичности и интерактивности (возможность активно расширять и развивать контент). Динамичность заключается в возможности изменения модулей ЭУК, подстройки содержания (адаптации) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Интерактивность направлена на то, чтобы каждый пользователь был не только потребителем информации, но и ее создателем, чтобы он мог взаимодействовать с системой. Можно разграничить техническое и педагогическое толкование понятия «интерактивность». В технической литературе под интерактивностью понимается свойство программного обеспечения, программного интерфейса организовывать взаимодействие с пользователем, активно и адекватно реагировать на его действия, это новый уровень человеко-компьютерного взаимодействия (HCI, англ. human-computer interaction). В педагогике интерактивность появляется в таких формах организации учебного процесса, которые побуждают студентов к самостоятельным, поисковым, познавательным действиям, обмену информацией, взаимодействию с преподавателем и одногруппниками.
В структуре ЭИОС выделяется содержательно-методический, организационный, технологический, кадровый компоненты.
Содержательно-методический компонент включает традиционные печатные и электронные учебно-методические комплексы дисциплин, электронные сетевые курсы, рабочие программы видео-лекции и учебные видеоматериалы (размещенные в youtube.com), учебно-методические рекомендации, инструкции, электронное учебно-методическое пособие.
Организационный компонент отражает организацию документооборота,
систему коммуникации, обеспечивающую доступ к личному кабинету, расписанию, учебным планам; систему безопасности и разграничение прав доступа и полномочий пользователей.
Технологический компонент включает интерактивные образовательные
технологии, проектные технологии, технологии медиаобразования, средства, обеспечивающие функционирование ЭИОС (серверы, локальные сети, программное обеспечение).
Реализованная ЭИОС позволит эффективно вовлечь пользователей в работу с ИКТ-технологиями: проходя обучение в курсах, пользуясь инструментами и ресурсами ЭИОС, участвуя в проектной деятельности с применением ИКТ, обучающиеся овладевают необходимыми навыками работы с данными и информацией в электронном виде, постепенно формируя и развивая соответствующие ИКТ-компетенции, овладевают навыками самостоятельной работы, что поможет им стать востребованными специалистами, готовыми к постоянному повышению своей квалификации и непрерывному образованию в течение всей жизни.
Источники
1. Зубарева А. К. Открытость как феномен современного образования // Педагогическое образование в России. — 2010. — № 3. — С. 6–10.
2. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
3. Рулиене Л. Н. Образовательный процесс современного университета: особенности, противоречия, тенденции развития. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. — С. 6.
4. Рулиене Л. Н. Технологии интерактивного обучения в научно-образовательном процессе университета // Вестник Бурятского гос. университета. — 2015. — № 1. — С. 70–75.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»
ИОС...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
Методические рекомендации...
Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Из опыта работы МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.Опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции Развитие информационно-образовательной среды современной школы к ко...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Инновационный современный сервис «РОСТ» в рамках развития единой электронной информационной образовательной среды по оказанию поддержки и консультационной помощи родителям ДОУ.
26.09.2023г. в МБОУ лицей №10 г.Химки ДО "Рябинушка" состоялось методическое объединение воспитателей подготовительных групп по теме "Коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образ...