Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Веселый пластилин"
методическая разработка

Евсеева Людмила Васильевна

Основой программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnit.obshcherazv._programma_veselyy_plastilin.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Мучкапского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Принята на заседании

методического совета

Протокол №1

от 31 августа 2018 года

Утверждаю:

Директор МБОУ Мучкапской СОШ

__________________/Л.Н.Мишина/

Приказ №  208  от 31.08.2018 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической  направленности

 «ВЕСЕЛЫЙ ПЛАСТИЛИН»

                                                                   Автор: воспитатель :

                                                                                          Евсеева Л.В.

Р.П.Мучкапский

2017 год

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

 Евсеева Людмила Васильевна

Вид  программы

модифицированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

 Художественно-эстетическое развитие

Направленность  деятельности

 художественная

Способ  освоения содержания  образования

исследовательский

Уровень  освоения  содержания  образования

ознакомительный  

Уровень  реализации  программы

дошкольное образование

Формы  реализации  программы

групповая

Продолжительность  реализации  программы

1  год

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».

 1.1. Пояснительная записка.

         Направленность программы «Веселый пластилин»                                 (далее-Программы) по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - художественно–прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной. Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н.

Новизна Программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

«Веселый пластилин» помогает готовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки. Актуальность Программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Отличительные особенности Программы.

       Основой программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста (от 3 первоклассников до четвероклассников), позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия дают возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

 В этом возрасте у ребенка активно проявляется:

  • Стремление к самостоятельности.

Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

  • Творческие способности.

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

        В соответствии с требованиями нового ФГОС, программа по пластилинографии также раскрывает определенные возможности для формирования УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Объем и срок освоения Программы. 

Предлагаемая Программа рассчитана один обучения и соответствует одному занятию (1 час) в неделю. По количеству детей,  участвующих в занятии – групповая.  По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - изостудия. По дидактической цели - комбинированные формы занятий. Количество занятий в год – 34 (34 учебные недели), количество занятий в неделю – 1.

 1.2. Цель и задачи Программы.

Цель – создание условий для формирования практических умений работы в технике пластилинография и развитие у детей индивидуальных творческих способностей.

Задачи:

 Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

  Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

 Формировать у детей изобразительные навыки.

  Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

  Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

 Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

  Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

1.3. Содержание Программы.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластилином в технике пластилинографии. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий, обучающиеся постепенно переходят от простых изделий к освоению сложных, от изменения каких-то деталей изделия до моделирования, новых более сложных изделий, тематических композиций.

 Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.

№ п/п

Тема

Содержание образовательной деятельности

Материалы

1.

Вводное занятие

Знакомство с пластилинографией. Знакомство обучающихся с техникой безопасности, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы.

Тестовые заданияя

2.

«Созрели яблочки в саду»

1. Учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

2. Развивать эстетическое восприятие природы.

Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин кранного, желтого или зеленого цветов; стека.

3.

«Осенние листья»

1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать навыки аккуратности.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека.

4.

«Радужное настроение»

Правильно подбирать цвета и оттенки.

1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали; правильно подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность

Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.

5

«Весёлый ёжик в лесу»

1. Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки цвета.

2.Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику.

Осенние листья, игрушка Ёжик, картон различных цветов размером А4 с нарисованным контуром кленового листка, пластилин; стека; картинки с изображением осенних деревьев.

6

«Подарок для Хрюши»

1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1\2; бисер; бантики.

7

«Откуда ёлочка пришла»

1. Расширить представления детей  об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации)

Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета..

8

«Снеговик»

1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.

9

«Танк»

1. Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать любовь к своей родине.

Картон голубого цвета с силуэтом танка; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк.

10

«Воздушные шары для праздника»

1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик.

11

«Душистый снег»

1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.

3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Картон розового цвета с силуэтом дерева; размер А4; пластилин белого цвета; стека; иллюстрации цветущих деревьев.

12

«Божья коровка на ромашке»

1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А4; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; наклейка «божья коровка».

                                   Учебный  план

Разделы и темы учебного плана

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

Тест

Дары осени

5

-

5

Смотр-выставка

2

Созрели яблочки в саду

1

1

3

Чудо плоды

1

1

4

Осенние листья

1

1

5

Кленовый листочек

1

1

6

Консервированные фрукты

1

1

Животные

Конкурс поделок

7

«Божья коровка на ромашке»»

2

1

1

8

Сорокины подружки

2

1

1

9

«Весёлый ёжик в лесу»

1

1

10

«Подарок для Хрюши»

1

1

Зимние развлечения

Вернисаж

11

«Откуда ёлочка пришла»

2

1

1

12

«Снеговик»

2

1

1

13

Снегурочка

2

1

1

14

Новогодняя елка

1

1

15

Зимующие птицы

2

1

1

Мои игрушки

Смотр-выставка

15

«Танк»

2

1

1

17

Любимые игрушки

2

1

1

18

Парусник

1

1

19

Русская матрешка

2

2

2

Праздники

Конкурс поделок

20

Воздушные шары для праздника»

1

1

21

Кораблик для папы

2

1

1

22

Подарок для мамы

2

1

1

Любимые растения

Вернисаж

23

«Душистый снег»

1

1

24

Удивительная дымка

1

1

25

Одуванчики цветы, словно солнышко желты

1

1

26

Кактус в горшочке

1

1

Всего:

34

Содержание учебного плана 

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

 - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

 -Научиться работать на ограниченном пространстве.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

  1. этап - Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
  2. этап - Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки,

горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной -печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

3 этап - Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

 Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина .

 - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

 - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.

 - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

 -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

 - Научиться действовать по образцу воспитателя.

 - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

 Этап № 3. Итоговый 

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

 - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. Тематика занятий отражена в трех направлениях:

 изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;

  изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)

  создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

  выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см);

 одной темы многократно и поэтапно;

 нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет Алгоритм учебного занятия.

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность. 3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Планируемые результаты. 

В результате освоения программы обучающийся должен знать/уметь:

Знать:

  правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

 основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином

 пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

разнообразие техник работ с пластилином;

  жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

 о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

 особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;

 основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

 правила работы в коллективе.

Уметь:

 пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;

 пользоваться различными видами пластилина;

 владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

 использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

 применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, Городец;

 использовать понятие симметрия при работе;

 следовать устным инструкциям педагога;

 уметь пользоваться технологическими картами;

 анализировать образец, анализировать свою работу;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

 планировать предстоящую практическую деятельность;

 осуществлять самоконтроль;

 вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;

  выполнять коллективные работы.

 Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

В результате реализации программы будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Предметные результаты:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

-Реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Метапредметные результаты:

 Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Личностные результаты

На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий». 

2.1. Условия реализации программы.

1. Материально-техническое обеспечение:

Материалы:

  • наборы пластилина;
  • стеки, доски, влажные салфетки;
  • наборы плотного картона разного по форме, цвету;
  • фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
  • различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).

 - помещение и мебель, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям ( пульт, столы, стулья)

2.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • текущий - осуществляется на каждом занятии
  • промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование
  • итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование

3.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

участие в выставках,  праздники.

4.Особенности организации образовательной деятельности:

 очные занятия.

5.Методы обучения: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, репродуктивный, игровой;

6.Формы обучения:

  • работа по подгруппам;
  • индивидуальная работа;

7.Методы и приёмы:

  • Наглядные - наблюдение, показ, образец;
  • Словесные - беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами(пластилинография, стека, импульс, шаблон, покров и т. д);
  • Практические - показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
  • Игровой- игры с пластилином.

 2.2.Список литературы:

 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.

  • Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
  • Давыдова Г. Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007. 2007.
  • Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  • Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: Астрель: издательство Аст, 2004.
  • И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия «Веселая палитра»

Направленность: художественнаяНормативный срок освоения программы:- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый английский"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый английский" для учащихся 2-4 классов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

Отличительная особенность программы «Веселые нотки» состоит в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» на 2020-2021 учебный год

Цель программы - приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам музыкально – певческой культуры, развитие их музыкальных, вокальных и творческих способностей.Задачи: ОбразовательныеДат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки"

В рамках реализации программы учащиеся осваивают разделы:- Вокально-хоровая работа;- Музыкально-теоретическая и теоретико-аналитическая подготовка;- Концертно-исполнительская деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов...