Эффективный менеджмент образовательной организации
статья

Гейнце Николай Юрьевич

Данная статья была опубликована в сборнике материалов Международной конференции "«Социально-экономическое и правовое управление как фактор устойчивого развития бизнеса и образования в будущем», в ней рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия педагогического коллектива и руководства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

        Образование стало частью экономики и это уже давно никого не удивляет. Волнует вопрос конкурентоспособности в данном сегменте рынка. Соответственно возникает проблема качественного, эффективного менеджмента.

         Главной задачей менеджмента  является умение добиваться результатов. Эффективный менеджмент заключается в том, чтобы весь процесс, начиная от постановки цели и до конечного результата, происходил

с как можно меньшими затратами и как можно большей результативностью. Причем, выгоду должен получить не только заказчик, но и сам производящий услугу. Эффект заключается в том, что затраты и издержки должны стоить меньше, чем конечный результат. А когда речь идет об образовательной организации, эффект должен быть не только экономический, но и социальный.

      Успешный руководитель представляет организацию в виде системы, состоящей из зависящих друг от друга элементов. И эта система должна непрерывно двигаться и развиваться.

      Система управления ГБОУ СОШ №535 города Санкт-Петербурга выглядит следующим образом:

АДМИНИСТРАЦИЯ

(создание условий для комфортной и эффективной деятельности педагогов и учащихся)

I

УЧИТЕЛЬ И СЛУЖБА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

(обеспечение условий для развития личности учащихся: учеба, личностный рост и т.д.)

I

УЧЕНИК

(самопознание, самовоспитание, саморазвитие, самореализация, в том числе, через управление школой и участие в РДШ)

I

РОДИТЕЛЬ

(создание условий для физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка; контроль результатов обучения; соуправление образовательной организацией через Совет школы)

         Но, ключевой, движущей фигурой школы все же является учитель. И во многом будущая эффективность зависит от вхождения начинающего учителя в коллектив. Директор школы, Никифорова Марина Александровна, защитила магистерскую диссертацию на тему «Возможности управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе». Она расширила всем известное понятие «молодой специалист». Начинающим учителем может быть и человек, закончивший педагогический вуз 5-10 лет назад, не работающий ранее в школе, и педагог, преподававший в профессиональных учебных заведениях, не знающий специфику школы.

  «Теоретические основы профессионального становления начинающего учителя в менеджерской парадигме» [6] получили применение на практике. Все начинается с формирования позитивного отношения начинающего учителя к профессиональному становлению. «Мощным мотивирующим фактором являются согласование целей профессионального становления и учет его пожеланий».[6] Далее идет поэтапное вхождение в команду профессионалов (с применением различного инструментария: анкетирование, собеседование, взаимопосещаемость уроков, внутрифирменное обучение, наставничество и т.д.)

 

     А становление профессиональной команды происходит через организацию научно-методического обучения. План работы над единой методической темой  «Формирование профессиональных компетенций педагогического коллектива и применение новых педагогических технологий для повышения качества и эффективности образования, развития обучающихся в условиях реализации ФГОС» разбит на пять этапов:

Первый этап: 2014 - 2015 учебный год "Повышение профессиональной компетентности учителя";

Второй этап: 2015 – 2016 учебный год "Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий"

Третий этап: 2016 - 2017 учебный год "Эффективное развитие познавательных интересов учащихся на основе современных педагогических и ИКТ технологий"

Четвертый этап: 2017- 2018 учебный год "Сотрудничество школы и семьи в повышении качества образованности и воспитанности учащихся"

Пятый этап: 2018 - 2019 учебный год "Роль внедрения новых педагогических и информационных технологий в повышении качества образовательного процесса" (Результативность работы школы по методической теме)

       На каждом этапе методическая работа происходит по следующей схеме: Педагогический совет – Методический совет (по итогам которого проводится одна из форм: методическая неделя, круглый стол, предметная неделя и т.д.) – Внутрифирменное обучение

Например:

Педагогический совет

август

январь

май

июнь

Анализ работы ОУ за 2013-2014 уч. год. Цель и задачи на 2014-2015 учебный год.

«Деятельность учителя – путь к личности ребёнка».

 

О допуске учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации

О переводе учащихся 1 – 8-х, 10-го классов.

Об окончании школы учащимися 9  класса

«Формирование ключевых компетенций. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.»

Методический совет

сентябрь

ноябрь

март

апрель

«Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации  ФГОС»

Профессиональный стандарт педагога

«Личностный потенциал учителя. Способы достижения профессионального успеха и самореализации»

«Современные образовательные технологии в урок»

 «Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя».

Неделя: «Виват, творческий урок»

Обучающий семинар

Внутрифирменное обучение

сентябрь

декабрь

март

апрель

«Универсальные учебные действия – необходимое условие успешности обучения» (1 этап)

 «Универсальные учебные действия – необходимое условие успешности обучения» » (2 этап)

«Современные образовательные технологии в урок»

 «Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя».

В итоге требования государственного заказа (ожидания государства) и ожидаемый результат работы над единой методической темой образовательной организации совпадают:

  1. Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.
  2. Создание условий для становления социально-активной, конкурентоспособной личности обучающегося  в культурно-образовательном пространстве школы, семьи  и  общественности.
  3. Обеспечение каждому обучающемуся дифференцированного подхода и создание условий для реализации личностных способностей.
  4. Разработка внутришкольной системы оценки качества образования: системы педагогического мониторинга за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников в соответствии с ФГОС
  5. Совершенствование форм внеурочной деятельности обучающихся
  6. Повышение уровня познавательной деятельности обучающегося.
  7. Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.
  8. Готовность учащегося  к самостоятельному выбору и принятию решения усиление ответственности за последствия своих поступков.

И как результат – качество образования, которое по определению ни что иное, как «соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства»[4]

        На протяжении реализации всех пяти этапов, в зависимости от результатов, могут меняться подходы, методы управления. Менеджмент развивается -  становится более эффективным.

         В итоге, необходимо ответить на два вопроса оценки эффективности: достигла ли результата управляемая система? и какой ценой система добилась этих результатов? Оценка внешнего мониторинга, удовлетворенность родителей, как заказчиков услуг, говорят, что стратегическое планирование (как одна из форм менеджмента) было выбрано верно, ответ - да. Не беря финансовых показателей, на примере внутрифирменного обучения, можно ответить на второй вопрос. Образовательная организация экономит средства, не приглашая специалистов для обучения со стороны. Кроме того, педагоги, готовясь к проведению семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий, самостоятельно повышают свою квалификацию, а также получают моральную удовлетворенность от возможности показать свою профессиональную компетентность молодым и менее опытным коллегам. А это уже социальная эффективность менеджмента.

      Эффективный менеджер – это лидер. ГБОУ СОШ №535 взращивает лидеров в собственных стенах.

       В 2015 году у нас в стране при Федеральном агентстве по делам молодёжи была создана  Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация Российское движение школьников (РДШ). Главной целью которой является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.

      В этом же, 2015 году в ГБОУ СОШ №535 была создана первичная организация РДШ. В школе имеется орган ученического самоуправления (ОУС) – Совет обучающихся. Молодые лидеры принимают участие в управлении школой.

      В ст. 26 п. 6 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «В целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются Советы обучающихся».

       Отличительная особенность детской  организации в том, что не взрослые руководят и направляют, а инициатива идет «снизу». Вот некоторые проекты, в сфере оценки и мониторинга и в сфере информационного сопровождения, которые привели к победе в региональном конкурсе лидеров ОУС: опросы на тему «Только ты можешь изменить школу», «online-приёмная», «Открытый микрофон», «Завтрак с директором», школа актива «Улучши школу», «Школа искусства» (реализовавшая проект модернизации рекреаций) и др.

    Лидеры первичной организации РДШ участвовали в составе делегации Санкт-Петербурга во Всероссийском форуме «Доброволец 2017» с участием президента России. Также, в результате победы во Всероссийском  грантовом конкурсе молодежных проектов с проектом «Ресурсный центр по развитию гражданской активности школьников» школа стала соответственно ресурсным центром и проводит у себя мероприятия российского уровня. Так, например, в рамках Международного Петербургского педагогического форума, состоявшегося в марте 2018 года, школа являлась площадкой Всероссийского семинара для педагогов, курирующих РДШ.

     Под эти мероприятия выделяется дополнительное финансирование, позволяющее приобрести, например, медиаоборудование, которым образовательная организация будет пользоваться и далее. И это тоже часть эффективного менеджмента.  

     Но эффективный менеджмент не есть самоцель. Его специфика в том, что он является не только результатом деятельности управленца, это результат деятельности всех участников образовательных отношений.

     Социально-ориентированный эффективный менеджмент в ГБОУ СОШ №535 мы видим в предоставлении педагогам, школьникам и родителям возможности равноправного участия   в решении проблем их жизнедеятельности в образовательном учреждении. Происходит процесс перехода от пользования управленческой системой к её созиданию.

     Однако не  стоит забывать и поговорку «Сам по себе скрипач прекрасно управляет скрипкой, оркестру – нужен дирижер». От того, насколько  грамотно руководитель сумеет распорядиться своими полномочиями и использовать свои лидерские качества, во многом будет зависеть  эффективность работы организации. Директору ГБОУ СОШ № 535 это удается.

Библиографический список

  1. Басова А.В.Управленческий учет для эффективного менеджмента.: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2016
  2. Давыдова Т.И, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия», 2006
  3. Егоршин А.П. Эффективный менеджмент организации/Учебное пособие.: Изд-во Инфра-М, 2018
  4. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  5. Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании/ Учебное пособие.: изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2011.
  6. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами. Ростов –на- Дону.: Изд. «Феникс», 2008
  7. https://spb.hse.ru/data/2014/01/09/1340136632/Nikiforova_M._Magisterskaya_dissertaciya_2013-12.pdf 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список приказов "Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации"

Представлен список приказов "Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации" (участие в педагогических советах, семинарах...

Участие в реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Активно участвую в подготовке и проведении развлекательно-воспитательных мероприятий МАУ ДО "ДДТ" и мероприятий города....

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

В альбоме представлены приказы образовательной организации, подтверждающие участие педагога в разработке стратегических инициатив, определяющих образовательную деятельность школы....

Участие в реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Активно участвую в подготовке и проведении развлекательно-воспитательных мероприятий МАУ ДО "ДДТ" и мероприятий города....

Приложение 2. 4.Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации. ...

Участие в реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Активно участвую в подготовке и проведении развлекательно-воспитательных мероприятий МАУ ДО "ДДТ" и мероприятий города....

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.

В разделе представлены документы, подтверждающие моё участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью образовательной организации.1. Приказ о созданнии рабочей группы по обе...