Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики
статья на тему
Презентация и текст по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст | 197 КБ |
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_fiziki.ppt | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова Н.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Центр образования № 24», г. Тула
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
СОДЕРЖАНИЕ:
- Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
- Государственная политика в области развития образования (здоровьесбережение).
- Факторы, влияющие на здоровье школьников.
- Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.
- Гигиенические показатели, характеризующие урок.
- Виды здоровьесберегающих предметных уроков.
- Здоровьесберегающие технологии, лежащие в основе планирования учебного времени.
- Приемы воспитания учащихся.
- Взаимосвязь здоровья педагогов и обучающихся.
- Если вы хотите, чтобы Ваши дети успешно учились…
Введение
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Цель может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, без ущерба здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями в тесном взаимодействии с обучающимися, их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами должен планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной организацией здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определено, что «здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности». Отмечено, что физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью, что оно эквивалент и выражение свободы деятельности человека. Физиолог А.Г. Щедрина определяет понятие «здоровье» как целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала, в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [7, с. 8].
Здоровье человека - это качественная характеристика, которая определяет состояние живого человеческого организма как физического тела; способность организма в целом и всех его органов в отдельности выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни способствует успеху. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных для него жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт Г. Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а, в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма.
2. Государственная политика в области развития образования (здоровьесбережение).
В Федеральной программе до 2025 года развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья школьников, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. Модернизация российского образования во многом зависит от создания условий и совокупности факторов, влияющих на работоспособность и здоровье школьников в процессе их обучения. По данным Всемирной организации здравоохранения школа сегодня признана общественно неблагоприятным, психогенным объектом. Низкий уровень физического и психического здоровья учащихся создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования. Реформы, интенсификация и другие инновационные процессы, проводимые в системе среднего и общего образования, наносят ощутимый ущерб состоянию здоровья учащихся, так как недостаточно проработаны общие дидактические и методические условия сохранения здоровья обучающихся.
По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».
Возрастает объем информации, который должен получить и усвоить ученик, при ограниченности времени, отведенного на усвоение этой информации. При этом решение информационной защиты школьников ложится на плечи учителя, который сам работает в состоянии постоянного информационного стресса, являясь основным проводником знаний, которые должны быть адекватны современной научной картине окружающего мира и отражать протекающие в нем явления.
Качество образования будет определяться степенью удовлетворения социальной потребности человека быть востребованным в обществе и потребностью в самореализации себя как личности. Неудовлетворение базисных потребностей связано с возникновением сильного чувства неудовольствия, которое приводит к стрессу, депрессии, нервно-психическим расстройствам личности и как следствие этого — потере здоровья [5, с. 22]. По данным Министерства здравоохранения России, только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны. По данным широкомасштабного эксперимента по переходу на 12-летнее обучение в Санкт-Петербурге, содержание и формы организации учебной деятельности сами по себе оказывают негативное влияние на состояние здоровья детей. Однако попытки подчинить учебные приоритеты медицинским приоритетам, путем уменьшения учебных нагрузок, неизбежно приводят к снижению качества образования и неадекватности результатов обучения социальному запросу общества. Сложившаяся ситуация выдвигает в разряд актуальных проблему не только сохранения здоровья обучающихся в системе школьного образования, но и в расширении функций образования, способствующих развитию всех компонентов здоровья, как основы комплексного удовлетворения потребностей [5, с. 127].
Вследствие неблагоприятного воздействия процесса обучения на здоровье учащихся, проблема разработки и реализации условий сохранения здоровья обучающихся занимает одно из центральных мест в исследованиях деятельности педагогов, психологов и других специалистов, прямо или косвенно связанных с общим образованием. Ситуация по состоянию здоровья обучающихся уже переросла медико-социальный уровень и требует долгосрочной программы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья школьников в условиях образовательных учреждений.
3. Факторы, влияющие на здоровье школьников.
Еще в 1988 году А.А. Дубровский в статье «Открытое письмо врача учителю» призывает учителей быть ответственными за здоровье своих воспитанников, говоря «о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащегося». Двенадцать лет прошло с тех пор... И что же можно сказать о здоровье наших детей сегодня, о влиянии особенностей учебно-воспитательного процесса, о школьных перегрузках на «тот фундамент, который ни при каких обстоятельствах нарушать нельзя»?
Теперь приходиться говорить не только о состоянии здоровья школьников, но и об общем демографическом положении в России. Ситуация такова, что проблема выживания народонаселения рассматривается как важнейшая в проблеме здоровья, а просвещение и образование — как механизм решения проблемы российской нации.
Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение”. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизации, наркомании, ВИЧ/ СПИД, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Падение уровня жизни, социальные потрясения, нарушение системы общедоступной и бесплатной медицинской помощи и пр. – эти проблемы, безусловно, сказываются на здоровье нации. По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и, следовательно, всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экономическая и экологическая ситуации являются главными причинами этого.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации - воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
По мнению родителей, наиболее важные факторы, влияющие на здоровье школьников, — это повышение учебной нагрузки и увеличение потока информации.
О вредном воздействии на здоровье детей учебной перегрузки говорит и тот факт, что в гимназиях, лицеях и других учебных заведениях подобного типа (где нагрузка на ребенка — восемь и более уроков) заболеваемость возрастает в 2,5 раза, и на первое место выходят нервно-психические расстройства.
Сегодня, в период глобальной информатизации, когда репродуктивная форма обучения практически изжила себя, перед педагогом стоит задача научить ребенка самостоятельно добывать знания, делая упор на основную функцию человеческого мозга — мышление, а не на вторичную — память.
Любой урок должен быть в большей или меньшей степени проблематичным. Учитель организует особую ситуацию, для решения которой у учащегося нет готовых ответов. Ребенок учится мыслить, приходит к выводу, что знания не имеют завершенности, итоговой стороны, что они всего лишь отправная точка, повод для размышления о многообразии мира и своей роли в нем.
Следующим фактором, влияющим на здоровье ребенка в школе, является недостаточная адаптация учебно-воспитательного процесса к индивидуальным психофизическим и психосоциальным особенностям учащихся. Принцип индивидуально-личностного отношения к ребенку предполагает учет акцентуаций характера, зависящих, в первую очередь, от темперамента, конституциональных особенностей, особенностей мышления (лево- и правополушарный тип), особенностей восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик) [4, с. 19].
В настоящее время сформировавшиеся представления о физической культуре, здоровом образе жизни, основах медицинских знаний и основах безопасности жизнедеятельности не отражают и не удовлетворяют в полной мере естественной потребности человека — быть здоровым физически и духовно, осознавая ценность здоровья как часть общечеловеческой культуры.
В ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций, когда передача духовных ценностей может осуществляться только в процессе диалога, нельзя допустить появление неэффективных механизмов обучения, разрушительных для здоровья ребенка образовательных маршрутов. Образовательный процесс необходимо рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида.
Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат:
- Уровень физического развития и его гармоничность;
- Уровень развития функциональных систем;
- Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;
- Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.
Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве. Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.
4. Здоровьесберегающая среда в школе.
Здоровьесберегающая образовательная среда - это среда, включающая систему педагогических условий, обеспечивающих эффективную жизнедеятельность учащегося в процессе обучения, и направленная на развитие потенциала здоровья ученика.
Педагогические условия формирования здоровьесберегающей образовательной среды — это система педагогических мер, определяющих возможность создания, функционирования и развития факторов образовательной среды, обеспечивающих потенциал здоровьесбережения. Потенциал здоровьессбережения образовательной среды определяется психолого-педагогическими и материально-техническими факторами среды, активно воздействующими на развитие потенциала здоровья ученика в процессе его взаимодействия со средой.
Назревшая необходимость в воспитании компетентной личности, способной адаптироваться к внезапным изменениям реальности, привела к повсеместному внедрению здоровьеориентированных педагогических технологий. Применяемые педагогические технологии должны быть направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма детей через соблюдение гигиенических норм и требований при организации учебно-воспитательного процесса, учёт индивидуальных особенностей учащихся в определении темпов и уровня усвоения ключевых компетенций. Основной задачей в реализации здоровьеориентированных педагогических технологий является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в создании мотивации на здоровый образ жизни.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и задача каждого педагога – выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Ребенок, рано потерявший здоровье, – это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Именно здоровье позволяет реализовать в жизни знания, умения, навыки, полученные в учебно-воспитательных учреждениях.
5. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС ООО — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”, - В.А.Сухомлинский.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни cформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Задачи учителя на уроке:
- разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной помощи детям и их родителям.
6. Гигиенические показатели, характеризующие урок:
- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
- Число видов учебной деятельности: норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма - 7-10 минут;
- Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;
- Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию.
- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке: норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- психологический климат на уроке;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
- формирование заинтересованного отношения учащихся к обучению. Методика преподавания, ориентированная на простое запоминание учебного материала с последующим бездумным его воспроизведением, подсознательно воспринимается учащимися как покушение на их свободу. Положение усугубляется оценкой, которая зачастую вместо механизма стимуляции к обучению превращается в механизм принуждения и наказания.
Одной из серьезных проблем образования является регламентация объема и уровня требований к домашним заданиям, которые практически не контролируются. То же относится и к контрольным работам и тестовым заданиям, подавляющая часть которых приходится на последние недели четверти, полугодия и года. Более оправданной представляется практика текущих тестовых заданий, равномерно распределяемых в течение всего периода обучения. На мой взгляд, для разрешения многих из указанных проблем в общеобразовательных учреждениях целесообразным было бы создавать методические объединения учителей не по направлениям обучения, а по параллелям классов с тем, чтобы учителя данной параллели выработали единые подходы к преподаванию в этих классах. Это позволило бы уточнить общие требования к оценке освоения учебного материала, скоординировать межпредметные связи, выработать стратегию и тактику индивидуально ориентированного обучения каждого ученика, согласовать объем и трудность домашних заданий и сроки проведения контрольных и тестовых заданий.
Таким образом, основным критерием здоровьесберегающих педагогических технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на максимально полную реализацию личностного потенциала обучающегося через создание у него заинтересованного отношения к обучению.
7. Все здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:
I вид:
Это может быть запланированный "Урок здоровья" по предмету, проводимый в конце изучения темы, урок повторения, урок обобщения. Такие предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителями в тематическое планирование, для этого в начале учебного года корректируется программа по предмету. Например: "Здоровье и радиация"
II вид:
Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
- учитель связывает дату урока с событием, имеющим отношение к здоровью;
- это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками: "Почему нельзя грызть ручку"; по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т. д.,
- это тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья,
- это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
III вид:
Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
- полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету;
- устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
- предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
- максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения,
- это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нём, используя свои способности.
8. Здоровьесберегающие технологии на уроке.
Валеологически обоснованными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников. Внедряя в практику преподавания физики здоровьесберегающие технологии, лежащие в основе планирования учебного времени, я строю урок с учётом психофизиологии, особенностей внимания и динамики работоспособности детей, смена и чередование видов деятельности, включение «разрядок», динамических минут, минут релаксации, которые позволяют устранить физическую усталость, обеспечить здоровьесберегающее сопровождение урока, интенсифицирующее процесс обучения. Учащиеся на уроках физики создают проекты экологической направленности, соблюдают правила безопасности при выполнении практических задач и лабораторных работ. При выполнении физических опытов использую качественные, безопасные приборы.
Технология личностно-ориентированного обучения при обучении физике предполагает развитие личностных качеств учащихся, создаёт оптимальные условия для самовыражения учащихся.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения, позволяет осуществлять учет особенностей аудитории, создаёт условия для самовыражения учащихся, даёт возможность мне, как учителю подбирать приёмы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу по физике.
Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а так же поиск вариантов решения. Данная технология создаёт условия для самовыражения учащихся, разнообразия учебной деятельности.
Технология диалогового обучения создаёт условия для самовыражения учащихся. Внедрение на уроках метода проектов, дифференцированного подхода к учащимся способствует минимальным затратам и физическим нагрузкам, что является формой обеспечения здоровьесбережения.
Основой образовательного процесса является урок, влияния урока на здоровье учащихся может быть как положительным так и отрицательным. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным.
По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда.
Принципами проведения такого урока являются:
- кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство;
- гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей снизит утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакций; это снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем,
- смена видов деятельности. Однообразность урока вызывает утомление. Но частые смены деятельности также утомляют детей. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
- необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3 за урок); при появлении признаков утомления у ребят я изменяю интонацию и громкость речи, привлекаю внимание учеников, например, неожиданным примером;
- использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии). На своих уроках я использую игровые моменты, мультимедийную аппаратуру для демонстрации интересных материалов.
Далеко не всем учащимся легко дается физика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Обязательная составная часть урока - физкультминутки. Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Например, потягивания, различные движения рук, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения органически вплетаются в канву урока.
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе новую формулу. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Учитель должен выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ткани урока:
- заострять внимание на таких явлениях, как инерция движение транспорта (в целях безопасности пешеходов на дороге); определение положение центра масс (предотвращение травматизма на уроках физической культурой);
- рассказывать о правилах техники безопасности и пожарной безопасности при работе с электроприборами (учащимся сообщается, что ток безопасен до 1мА, а напряжение до 36 В и т.д.);
- знакомить с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей;
- обращать внимание ребят на необходимость своевременного и сбалансированного питания;
- проводить работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
- формирование потребностей в здоровом образе жизни. Задача учителя - создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его отношение к собственному здоровью.
- формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. Формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей; гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Большое внимание, я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Я разработала систему рейтингового оценивания, которая, на мой взгляд, также относится к «сохраняющей здоровье среде». Рейтинговая оценка включает в себя:
- самооценку;
- оценку товарища, друга по парте;
- коррекционную оценку;
- совместную оценку учителя и ученика;
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика, таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывается различные психофизиологические особенности детей. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата и ориентации на успех является поощрение ученика, даже если оно выражается лишь словесно. Благотворно действуют и невербальные приёмы одобрения, похвалы: улыбка, жесты, мимика.
- благоприятный психологический климат на уроке. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Нужно отметить, что на психическое здоровье детей можно повлиять и атмосферой класса. Кабинет физики нужно озеленять, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д. Не только цветы, но и запахи приходят на помощь. Японские ученые доказали это научно. Число ошибок учащихся снижалось на 20%, когда классную комнату наполняли запахом лаванды, на 33% – если пахло жасмином, на 54% – от запаха лимона. В конце рабочего дня дети, занимавшиеся в «ароматном» помещении, вместо обычной утомляемости и стресса испытывали чувство покоя и уравновешенности. Ароматерапия, как показывают исследования современных ученых, может служить эффективным средством для повышения работоспособности, улучшения внимания и памяти.
- в течение урока обращать внимание на осанку обучающегося, так как осанка обучающихся в основном формируется в школе, поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы. Не запрещаю ученикам вставать на уроке и подходить к моему столу за получением консультации. Мне нужно, чтобы дети двигались. В движении улучшается кровообращение, кровь обогащается кислородом, мозг работает лучше, информация усваивается полноценнее.
- за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;
- желательно часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены;
- использование компьютерных технологий на моих уроках, позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. На своих уроках я стараюсь максимально использовать демонстрационные опыты, мультимедийную аппаратуру для демонстрации интересных материалов, использую компьютерные презентации.
Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Однако, при использовании ИКТ необходимо соблюдать учитывать длительность применения технических средств обучения
Классы | Просмотр видеофильмов. мин. | Длительность работы с компьютером, мин. |
7 - 8 | 20 - 25 | 15-20 |
9 - 11 | 25 - 30 | 20-25 |
В последнее время возросло количество времени использования компьютеров и интернета, как на уроках, так и при подготовке домашних заданий. Использование компьютера маскирует утомление и наносит вред здоровью школьников. Необходимо строго соблюдать требования, приписанные в СанПиНах при использовании ИКТ;
- после уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение. Число уроков с использованием ТСО в течение недели не должно превышать 3-4 раз в неделю в среднем звене и 6 раз - в старшем. Особенно полезно применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.
- нежелателен неоправданно быстрый темп заключительной части урока, отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, без комментариев, запись домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Это - ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя. Желательно подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
- недопустима задержка в классе после звонка на перемену.
- желательно, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком, и не в конце недели. Иногда я разрешаю, в некоторых случаях, при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом.
- Большую работу по укреплению здоровья детей необходимо проводить на внеклассных мероприятиях, во внеурочное время.
Использование таких принципов приводит к снижению утомляемости, повышению продуктивности и работоспособности, изменению отношения к предмету.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.
9. Приемы воспитания учащихся.
Приведу несколько приёмов воспитания учащихся с использованием выше названных технологий.
Приём первый. Минуты релаксации я провожу систематически на каждом уроке. В это время дети снимают усталость, напряжение глаз, мышц. При изучении темы «Энергия топлива» можно для этих целей например использовать зажжённую свечу (горит свеча, выключен свет, ребята закрыли глаза, кто-то наоборот наблюдает за процессом горения свечи). При изучении темы «Звуки» хороший эффект даёт игра скрипки и так на каждом уроке - это могут быть стихи, слова поэтов и т.д.
Приём второй. Работа с рисунками. Рисунки составляют неотъемлемую часть любого учебника. Моя задача, как учителя заключается в том, чтобы выработать у учащихся внимательное к ним отношение. Я приучаю ребят к тому, что при чтении текста они должны рассматривать каждый рисунок и извлекать из него физическую информацию для лучшего усвоения текста. С физиологической точки зрения значение работы с рисунком для правильного понимания окружающего мира объясняется академиком И. П. Павловым о первой и второй сигнальных системах, согласно которому верное познание мира возможно только на основе взаимодействия этих двух систем (восприятия слова и реального предмета или явления, которое оно обозначает, а также изображения этого предмета). Заучивание словесных формулировок без ясного понимания того, какие именно стороны действительности в них отражены, приводит к формальным и бесполезным знаниям.
Приём третий. Рациональная организация индивидуальной работы учащихся на уроке. Я предлагаю использовать вариативную методику проведения такой работы на основе применения дидактических пособий, позволяющих реализовать индивидуальный подход к учащимся, учитывая возможности и темпы освоения материала путём изменения содержания и трудности заданий, оказания ученикам различной помощи. Мною разработаны специальные пособия для решения типовых задач по различным разделам физики. В них используется единая логическая структура учебного материала, построенная с учётом индивидуальных особенностей учеников и определяемая следующими дидактическими положениями: создание ориентированной основы для формирования общего метода решения задач; первичное закрепление изучаемого метода в виде решения аналогичной задачи; уменьшение степени помощи учащимся в процессе решения задачи; последовательное возрастание сложности задачи; варьирование содержанием и степенью сложности задачи; решение на заключительном этапе творческих заданий. Данная методика обучения органически вписывается в общую систему работы учителя на уроке, успешно сочетается с другими методами и формами обучения. Она оказывает большую помощь учащимся при выполнении самостоятельных и домашних заданий. Это лишь несколько приёмов, которые используются мною в работе для поддержания здоровья детей.
Используя элементы валеологии на своих уроках, я учу детей быть здоровыми. Поэтому на своих уроках, я выделяю время на то, чтобы сделать маленькую гимнастику, дать возможность отдохнуть глазам, выполняя зрительную гимнастику. Чаще меняю виды деятельности. Обращаю внимание на правильную посадку за столом.
Знания по физике могут обеспечить безопасность, так как законы физики действуют везде, где существует физическая материя. Получается, что безопасность жизни, сбережение здоровья возможно только при наличии знаний, сформированных умений. На уроках физики изучается разнообразный материал. Задача учителя на уроке не только дать знания основ науки, но научить применять полученные знания в течение всей жизни.
Для достижения этих целей отлично зарекомендовала практика решения задач по физике. При изучении физики с 7 по 11 класс, в процессе изучения материала, при его закреплении нужно решать задачи, содержание которых направлено на сохранение здоровья и жизни. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.
При изучении отдельных вопросов обращаю внимание обучающихся на здоровьесберегающие элементы материала темы. В таблице приведены некоторые вопросы школьного курса физики, изучая которые можно формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Учебный материал | Здоровьесберегающий элемент | Класс |
Инерция. Тормозной путь. | Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, так как автомобиль вследствие инерции не может сразу остановиться. Человек также не может рассчитать длину тормозного пути движущегося транспортного средства. | 7кл |
Трение. | Бывает трение полезное и вредное. Если у автомобиля протертые шины, то это значит, что он сможет быстро остановиться при торможении. На скользкой дороге движение опасно, так как автомобилю трудно маневрировать. | 7кл |
Равноускоренное движение. | При движении по вертикали с ускорением. вес может увеличиваться (при движении вверх) и уменьшаться (при движении вниз). Это знать особенно важно для летчиков. | 9,10 кл |
Движение тела под действием силы тяжести. | Падение с большой высоты опасно, так как каждую секунду падения скорость возрастает примерно на 9,8 м/с2. | 9,10 кл |
Потенциальная энергия деформированного тела. | Потенциальная энергия растянутого или сжатого тела (пружины, резинового шнура и т.д.) очень велика. Удар может быть большой силы. | 7,10 кл |
Давление твердого тела. | При спасении утопающего важно правильно подойти к этому человеку. Если подползать к тонущему, то можно во много раз уменьшить давление на лед. | 7кл |
Архимедова сила. Условия плавания тел. | Тело тонет, если сила тяжести превышает выталкивающую силу. Для безопасного пребывания на воде лучше пользоваться надувным кругом, так как он увеличивает Архимедову силу. | 7кл |
Электризация тел | При трении различных материалов накапливается большой статический заряд. | 8кл |
Парообразование | Ожог паром опаснее ожога кипятком. Энергия пара намного больше энергии кипятка на величину количества теплоты, необходимой на парообразование | 8кл |
Теплопроводность | Теплопроводность материалов различна. Металлы имеют высокую теплопроводность. Держаться рукой за конец металлического прута нельзя. Если другой конец нагревается. Можно получить ожог. | 8кл |
Тепловые машины | Не нужно находиться вблизи работающего теплового двигателя, так как при его работе выделяются вредные вещества, опасные для здоровья. | 8,10 кл |
Переменный электрический ток | Переменный ток опасен для жизни. Тело человека – проводник электричества. | 11кл |
Молния | Во время грозы нельзя находиться под громоздкими укрытиями: крона большого дерева и т.д. | 8,10 кл |
Конденсатор | Нельзя прикасаться к конденсатору сразу после выключения какого либо аппарата, в цепь которого входит конденсатор, так как он накапливает большой электрический заряд | 9,10 кл |
Лазерное излучение | Мощное лазерное излучение опасно, так как может вызвать потерю зрения. | 11кл |
Радиоактивность | Радиоактивные препараты опасны для жизни и здоровья, так как излучения, испускаемые ими, обладают проникающей способностью. | 9,11кл |
Касаюсь вопросов питания, кожных заболеваний, дыхания, когда изучаем явление диффузии. Объясняю вред курения и алкоголя с точки зрения физики. Говорим о том, что после тренировки или урока физкультуры нужно переодеться в сухую футболку, так как при высыхании футболки на теле температура тела понижается, происходит переохлаждение и человек заболевает. Объясняю, что в тесной обуви ноги замерзнут быстрее, так как там нет воздуха, обладающего плохой теплопроводностью, который задержит тепло от ноги, поэтому обувь должна быть просторной. А чтобы на коньках не простудиться, надо одеть не одну толстую теплую вещь, а лучше три потоньше, тогда не вспотеешь и воздушные прослойки лучше сохранят тепло, значит, не замерзнешь. Таких вопросов, касающихся здоровья, на моих уроках достаточно. И я не жалею пару минут для здоровья. Меняя виды деятельности на уроке, я опять же даю возможность детям переключать внимание, происходит непроизвольная концентрация внимания на другом процессе, а это своеобразный отдых. Поэтому, работая, мы отдыхаем. Уроки пролетают быстро. Это дети часто замечают. Потому что есть, чем заняться. Дети начинают ценить драгоценные минуты, а не тратить время напрасно.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге.
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.
Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 – 9 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение “транспортных” задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
7 класс
№1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
№2. Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд. Почему “Правилами дорожного движения” запрещено это делать? Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 60 км/ч? (Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т.к. создается вполне реальная аварийная ситуация; Автобус проехал за это время путь, равный 83 метрам).
№3. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?
№4. В начале участка шоссе стоит дорожный знак “30 км/ч”. Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т.к. скорость автомобиля была 27 км/ч).
№5. Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).
№6. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).
№7. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (=117м).
№8. Для чего у троллейбуса справа и слева от водителя небольшие зеркала? (Чтобы водитель мог наблюдать за тем, что происходит с правой и левой стороны транспортного средства).
№9. Удастся ли мальчику, переходящему шоссе со скоростью 1.8 км/ч, воспользоваться “Островком безопасности”, если известно, что зеленый свет светофора горит 25 секунд? Ширина шоссе 24 метра. (Да, мальчик пройдет за это время только 12.5 метра).
№10. Кто и для чего обязан пользоваться шлемом во время езды?
№11. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
№12. Найти работу при торможении автомобиля за 5 секунд перед внезапно возникшим препятствием, если развитая мощность машины при торможении 80 кВт? (400 кДж).
№13. Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижает скорость движения машины?
№14. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
№15. Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?
8 класс
№1. Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают?
№2. Для чего у машин - бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли?
№3. Предложите несколько собственных реальных проектов повышения безопасности движения пешеходов, велосипедистов, машин.
№4. В каких случаях электродвигатели трамваев отдают электрическую энергию обратно в сеть (происходит эффект рекуперации энергии)?
№5. Назовите основные преимущества (и недостатки) современного электромобиля по сравнению с автомобилем.
9 класс.
№1. Автомобиль приближается к мосту со скоростью 60 км/ч. у моста висит дорожный знак “10 км/ч”. За 0.7 с до въезда на мост водитель нажал на тормозную педаль, сообщив автомобилю ускорение 2.0 м/с2. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост? (=9.7 км/ч).
№2. Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2.0 м/с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4.0 с назад? (В 24м до того места, где он находится в данный момент.)
№3. Какова была начальная скорость автомобиля, если, двигаясь с ускорением 1.5м/с2, он проходит путь 195м за 10с. (12м/с).
№4. Поезд, движущийся после начала торможения с ускорением 0.40м/с2, через 25с остановился. Найти скорость в момент начала торможения и тормозной путь. (10м/с),(0.13км.)
№5. Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4.5км/ч, через 3.0с вагон остановился. Найти тормозной путь вагона. (1.9м).
№6. Поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).
№7. Какое расстояние должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость возросла до 36 км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1.2м/с2. (42м).
№8. Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/ч по сухой и ровной дороге, тормозной путь не превышает 9.0м. Найти соответствующее этой норме тормозное ускорение. (3.9м/с2).
№9. Тормозной путь поезда перед остановкой на станции равен 1000м. Определить тормозное ускорение и тормозное время, если в начале торможения скорость поезда была 72 км/ч. Какова была скорость поезда у светофора, находящегося в средней точке тормозного пути. (0.20м\с2, 1.7мин, 14м/с).
№10. Велосипедист движется со скоростью 8.0 м/с. Какой путь пройдет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0.050. (=65м).
№11. С какой наибольшей скоростью можно вести автомобиль на повороте с радиусом кривизны 150м, чтобы его не “занесло”, если коэффициент трения скольжения шин о дорогу равен 0.42? Почему на крутых поворотах в автомобиле может открыться плохо захлопнутая дверь? (1. =89км/ч. 2. Вследствие центробежного эффекта).
№12. Автомобиль движется ускоренно с постоянным ускорением 1.0м/с2. С каким ускорением будет он двигаться, если водитель выключит двигатель? Средняя сила сопротивления в 4 раза меньше силы тяги. (0.25м/с2).
№13. С каким максимальным ускорением сможет двигаться по дороге велосипедист, если коэффициент трения скольжения 0,07, а коэффициент трения качения 0.02? (0.5м/с2).
№14. Под каким углом нужно наклонить кузов автомобиля-самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался? Коэффициент трения 0.65. (350).
№15. С горки скатываются два вагона: один груженый, другой порожний. Какой из вагонов откатится дальше по горизонтальному участку пути после скатывания с горки? Рассмотреть два случая: 1) когда сопротивление воздуха не учитывается и 2) когда оно учитывается. (1. Оба вагона пройдут одинаковые расстояния; 2. груженый откатится дальше).
№16.
1.Определить угол, на который должен накрениться к дороге велосипедист, чтобы проехать поворот с радиусом кривизны 40м при скорости 9.0 м/с.
2. Для чего спортивные треки для езды на мотоциклах и велосипедах делают на поворотах с поперечным уклоном? (1.=780. 2.При наклоне равнодействующая всех сил сообщает центростремительное ускорение велосипедисту).
№17. Через сколько времени остановиться автомобиль массой 1000 кг, движущийся со скоростью 72 км/ч, если выключить двигатель? Средняя сила сопротивления движению 0.20 кН. (100 с).
10. Взаимосвязь здоровья педагогов и обучающихся.
В результате введения новых образовательных технологий, интенсификации учебного процесса многократно возросла нагрузка как на учеников, так и на педагогов. В силу сложившихся экономических обстоятельств учителя работают, как правило, больше, чем на ставку и, накапливая усталость, ставят в состояние стресса себя и учеников. В процессе урока забывается порой о профессионально-этических принципах, о необходимости создания на уроке обстановки доверительных, дружеских, эмоционально-положительных отношений.
Таким образом, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением является причиной возникновения таких неврозов, как истерия, депрессия, фобия. Исходя из всего, что было сказано ранее, здоровьесберегающий урок, по моему мнению, - это урок, обеспечивающий и ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Урок удался, если к его концу здоровья или прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.
Процесс повышения уровня здоровья в образовательных учреждениях не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в школе. Известна четкая закономерность зависимости не только психического, но и физического здоровья детей, в том числе их иммунореактивного статуса, от личностных характеристик воспитателя или педагога.
Наблюдается корреляционная зависимость между состоянием здоровья педагогов и комплексными показателями здоровья их воспитанников. Необходимо обеспечить новое качество подготовки педагога, позволяющее овладеть методами совместного творчества педагога и учащегося в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других.
11. Если вы хотите, чтобы Ваши дети успешно учились…
- постарайтесь изучить самостоятельно или при помощи психолога личностные качества Ваших учеников;
- используйте те методы и приемы, которые будут наиболее оптимальны для данных учащихся;
- постарайтесь пояснить, чего Вы от них ждете;
- стремитесь сначала показать общую картину;
- подарите детям ощущение стабильности и уверенности;
- проявляйте сочувствие к ребенку;
- научите детей видеть свои силы;
- будьте рядом с детьми, поддерживайте их;
- хвалите ребенка, если он заслужил;
- пусть знает каждый ребенок, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Заключение
Подводя итоги, хочется еще раз напомнить, что здоровый образ жизни – это:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.
Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня во многом определяет ее трудовой потенциал в ближайшей перспективе. В настоящее время в мире существует две основные глобальные проблемы это здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профильное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. Здоровье – действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Список литературы:
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1987.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребёнку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. – М., Новая школа, 1994.
- Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования // Сборник статей и тезисов IX Всероссийской научно-практической конференции. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2001.
- Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с.
- Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Костромской государственный педагогический университет, 1996. - 248 с.
- Хрестоматия по педагогике. Часть I. - Барнаул: Издательство БИТУ, 1999. - 198 с.
- Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А. Г. Щедрина. – Новосибирск: Альфа-Виста, 2007. – 144 с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а, в первую очередь, люди, его населяющие.
Здоровый образ жизни способствует успеху. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных для него жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
По данным Министерства здравоохранения России 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны
Факторы, влияющие на здоровье школьников: заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии снижение уровня и качества жизни распространение курения, алкоголизации, наркомании, ВИЧ/ СПИД рост дорожно - транспортных происшествий малоподвижный образ жизни перегрузка учебного процесса многими дисциплинами несбалансированное питание отсутствие здорового образа жизни в семьях
Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат: Уровень физического развития и его гармоничность; Уровень развития функциональных систем; Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям; Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная задача каждого педагога – выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель заинтересован
Определяющие факторы здоровья надлежащие санитарно-гигиенического условия создание благоприятного психологического климата на уроке личностно-ориентированное обучение использование игровых технологий, литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон, пословиц, загадок, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений
Задачи учителя на уроке разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья; научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Задачи учителя на уроке сформировать представление о правильном (здоровом) питании; научить выполнять правила личной гигиены; сформировать представление о рациональной организации режима дня
Задачи учителя на уроке обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Задачи учителя на уроке формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье; создание адаптивной образовательной среды; сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья; осуществление адресной социально-педагогической, психологической помощи детям и их родителям;
Гигиенические показатели, характеризующие урок: Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете; Число видов учебной деятельности; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Число видов преподавания;
Гигиенические показатели, характеризующие урок: Чередование видов преподавания; Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; Место и длительность применения ТСО; Позы учащихся, чередование поз; Физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке
Гигиенические показатели, характеризующие урок: Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Наличие на уроке эмоциональных разрядок;
Гигиенические показатели, характеризующие урок: формирование заинтересованного отношения учащихся к обучению; регламентация объема и уровня требований к домашним заданиям; воспитание у учащихся общей культуры
Гигиенические показатели, характеризующие урок: обстановка и гигиенические условия в классе виды учебной деятельности виды преподавания чередование видов преподавания
Все здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды: запланированный "Урок здоровья" по предмету урок, в который включены элементы здоровьесбережения стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье
Здоровьесберегающие технологии в практике преподавания физики Построение урока с учётом психофизиологии, особенностей внимания и динамики работоспособности детей, смена и чередование видов деятельности Технология личностно-ориентированного обучения
Здоровьесберегающие технологии в практике преподавания физики Технология проблемного обучения Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения Технология диалогового обучения
Принципы проведения продуктивного и полезного урока: кабинет - здоровьесберегающее пространство смена видов деятельности использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный контрольные работы проводить не на последнем уроке и не в конце недели
Принципы проведения продуктивного и полезного урока: формирование потребностей в здоровом образе жизни благоприятный психологический климат на уроке в течение урока обращать внимание на осанку обучающегося, за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения; часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены
Принципы проведения продуктивного и полезного урока: при использовании ИКТ необходимо соблюдать учитывать длительность применения технических средств обучения физкультминутки темп заключительной части урока недопустима задержка в классе после звонка на перемену
Приёмы воспитания учащихся Приём первый . Минуты релаксации Приём второй . Работа с рисунками Приём третий . Рациональная организация индивидуальной работы учащихся на уроке
Знания по физике могут обеспечить безопасность При изучении отдельных вопросов обращаю внимание обучающихся на здоровьесберегающие элементы материала темы практика решения задач по физике. При изучении физики с 7 по 11 класс в процессе изучения материала, при его закреплении нужно решать задачи, содержание которых направлено на сохранение здоровья и жизни
Знания по физике могут обеспечить безопасность Профилактика дорожно – транспортного травматизма
Если вы хотите, чтобы Ваши дети успешно учились… постарайтесь изучить самостоятельно или при помощи психолога личностные качества Ваших учеников; используйте те методы и приемы, которые будут наиболее оптимальны для данных учащихся; постарайтесь пояснить, чего Вы от них ждете;
Если вы хотите, чтобы Ваши дети успешно учились… стремитесь сначала показать общую картину; подарите детям ощущение стабильности и уверенности; проявляйте сочувствие к ребенку; научите детей видеть свои силы;
Если вы хотите, чтобы Ваши дети успешно учились… будьте рядом с детьми, поддерживайте их; хвалите ребенка, если он заслужил; пусть знает каждый ребенок, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Взаимосвязь здоровья педагогов и обучающихся Известна четкая закономерность зависимости не только психического, но и физического здоровья детей, в том числе их иммунореактивного статуса, от личностных характеристик воспитателя или педагога.
Здоровье – действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Работать с детьми без стрессов – вот главное кредо в моей работе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физики
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физики...
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Прием кроссенс"
Одна из задач школы – это сохранение и укрепление здоровья учеников, а также пропаганда здорового образа жизни.Физика как наука о природе - огромный, эффективный и еще мало используемый источник...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики
Новое время, новый век, новый ученик требуют от учителя нового подхода к обучению и воспитанию ребенка. Преподавание физики путем интеграции образовательных технологий позволяют повысить качество преп...