Статья "Эстетическое воспитание обучающихся в системе учебно – воспитательного процесса"
статья на тему
Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыжов Иван Иванович,
воспитатель ГБПОУ СО «ВСЛ»
Эстетическое воспитание обучающихся в системе
учебно – воспитательного процесса
В последнее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека. Эстетическое воспитание занимает особое место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как оно включает в себя не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis - ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [1, с. 214].
Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека. Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важным является осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов. Эстетическое воспитание служит формированию всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. В процессе формирования эстетического отношения к действительности у студентов развивается эстетическое сознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека.
Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания студента. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности [2, с. 312]. Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.
Сегодня в образовательных учреждениях существует проблема организации эстетического воспитания студентов, поэтому основными задачами учебных заведений по формированию у студентов эстетического отношения к действительности будут являться:
- формирование способности у студента воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей и самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- вооружение знаниями, а также привитие умений и навыков в области видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
- развитие творческих способностей, умений и навыков у студентов чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развитие понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Для достижения высоко эстетически развитого студента нужно, чтобы вся система эстетического воспитания была единой и объединяла все учебные дисциплины, всю общественную жизнь студента, где каждый учебный предмет, каждый вид деятельности внес свой вклад в формирование эстетической культуры личности студента. В учебно-воспитательном процессе преподаватель должен обеспечить становление такой личности студента, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Средствами эстетического воспитания в лицее могут являться организация и проведение таких мероприятий, как:
- посещение театра;
- экскурсии в музеи;
- походы на природу;
- конкурсы фотографий, рекламных роликов;
- студенческие мероприятия;
- научно-практические конференции;
- социально значимые проекты на актуальные проблемы современности. Воздействие этих средств на студентов будет способствовать не только расширению их умственного кругозора, а также самореализации творческих способностей и укреплению эстетической позиции.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии студентов, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом. Таким образом, эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Список используемой литературы
Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 272 с.
Куренкова, Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание обучающихся 2 ступени в процессе литературно-исторического краеведения
Опыт работы учителя русского языка и литературы...
Нравственное воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе ( из опыта работы)
" Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке, к отупляющей , одурманивающей, никому не нужной зубрежке.. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями...
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...
«Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе»
Российская ФедерацияЯмало-Ненецкий Автономный ОкругМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДетско-юношеская спортивная школа «ОЛИМП»...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Знакомимся с ситуациями духовно-нравственного воспитания:ь ситуации выбора;ь ситуации встречи с прекрасным;ь ситуации встречи с ...
Сохранение здоровья обучающихся условие результативного воспитательного процесса
Создание здоровосберигающей среды в образовательном учереждении, реализация комплексной программы по оздоровлению и популяризации здорового образа жизни....