Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе
статья на тему
Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что актуальность духовно-нравственного воспитания сейчас связана с бездуховностью нашей молодежи, с отсутствием идеологии.Актуальность данного аспекта воспитания диктуется не какими-то особыми условиями или недостатками в воспитании молодежи. Это глобальная проблема вне государства и времени. Меняются только конкретные задачи.
В нашей школе с 70-х годов прошлого века сложились традиции воспитания гражданина и патриота. Открыт музей «Из истории Волховского фронта», который стал центром воспитания.
На этапе реализации первой Программы развития школы (1995-2000 годы), была определена главная цель: патриотическое воспитание учащихся на героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Нами накоплен значительный опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма на базе школьного музея «Из истории Волховского фронта», объединяющего ветеранов и школьников, и при реализации регионального компонента образования, опирающегося на изучение истории и культуры Северо-Западного региона страны. Также реализован школьный проект «Я гражданин Великого города». Задача воспитания гражданина, актуальная для всех стран, приобрела особое значение для России в начале нового века. Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом. Воспитание гражданственности продолжается и на новом этапе развития школы в рамках школьных программ воспитания.Организуя работу классных руководителей, мы совместно определили особенности воспитания в соответствии с динамикой личностного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lk-2-petrova_lb.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Л.Б.
Формирование личности гражданина и патриота России
в общеобразовательной школе
Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что актуальность духовно-нравственного воспитания сейчас связана с бездуховностью нашей молодежи, с отсутствием идеологии.Актуальность данного аспекта воспитания диктуется не какими-то особыми условиями или недостатками в воспитании молодежи. Это глобальная проблема вне государства и времени. Меняются только конкретные задачи.
В общеобразовательной школе сложились традиции воспитания гражданина и патриота.Школьный музей является центром воспитания во многих школах России.
Например, деятельность школьного музея«Из истории Волховского фронта» в Санкт-Петербурге направлена на воспитание школьников на великом примере истории нашего народа.Накоплен значительный опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма,объединяющий ветеранов и школьников, и при реализации регионального компонента образования, опирающегося на изучение истории и культуры Северо-Западного региона страны.
Задача воспитания гражданина, актуальная для всех стран, приобрела особое значение для России в начале нового века. Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом. Воспитание гражданственности продолжается в рамках школьных программ воспитания.
Организуя работу классных руководителей, мы совместно определили особенности воспитания в соответствии с динамикой личностного развития детей.
В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.
В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Государственная политика в области духовно-нравственного воспитания на современном этапе регламентируется нормативными документами.Начиная с 90-х годов, наше государство подписало ряд международных документов конвенций и деклараций, регламентирующих права и обязанности в области воспитания, культуры и защиты прав граждан. Например, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года), Конвенция о правах ребенка, Декларация и Программа действий в области культуры мира (ООН 13 сентября 1999 года) и другие.
На федеральном уровне поэтапно принимались документы, конституционно закрепляющие права и обязанности, и документы, отражающие стратегию воспитания граждан нашей страны: Конституция Российской Федерации, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (на период до 2025 года), Государственная программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». На региональном (городском) и районном уровне создаются документы, конкретизирующие государственную стратегию для жителей региона. Так в Санкт-Петербурге принят ЗАКОН «О патриотическом воспитании граждан в Санкт-Петербурге».
Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.
Если рассмотреть данное направление воспитания как взаимодополняющую систему,то станет ясно, что каждое мероприятие, проводимое с детским коллективом, создает условия для формирования личности школьника: знакомит с моральными ценностями, вырабатывает нравственные качества и нравственные позиции:
- Духовностькак моральные ценности и традиции.
- Нравственностькак убеждения, воплощающиеся в поступки.
- Гражданственность как нравственная позиция.
- Патриотизм как нравственный и политический принцип.
Цельдуховно-нравственного воспитаниясостоит в социально-педагогической поддержке становления и развития личности: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи воспитания, с позиции педагогики, в области
- нравственной культуры: формирование основ морали, осознанной учащимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
- социальной культуры: формирование основ гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.
- семейной культуры: формирование отношения к семье как основе российского общества.
Рассмотрим в качестве примера стратегические направления воспитательной работы позволяющие осуществлять духовно-нравственное воспитание детей.
Например, стратегическое направление «Познаю мир»позволяет создавать воспитывающую атмосферу в школе: укрепление традиций школы, усиление воспитывающей функции урока и внеурочной деятельности, развитие познавательных интересов детей.
Объединения учащихся по интересам как в краткосрочные группы (проведение предметных недель, праздников, олимпиад), среднесрочные группы (посещение театров, экскурсий для познания мира через познание культурных ценностей Санкт-Петербурга), долгосрочные группы (Ученическое научное общество) способствует реализации творческого потенциала учащихся.
Так, второклассники реализовали проект исследовательских работ «Обыкновенное чудо». Цель исследования: доказать, что соль – это не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Стратегическое направление «Мой мир» позволяет формировать духовную культуру личности, гражданскую позицию через развитие личности ребенка и создание классного коллектива. Значительное место здесь занимает подготовка и проведение праздников и конкурсов, где предоставляется возможность каждому участнику проявить творчество и таланты, а также проявить организаторские способности и умения соотносить свои интересы и интересы всех участников группы.
Досугучащихся также организуется через участие в детских объединениях, что создает условия для самореализации в коллективе единомышленников: творческих (история театрального искусства, хорового искусства), социально-значимых (школа социальной активности «Лидер»), спортивно-художественных (танцевально-ритмическая гимнастика и основы бальной хореографии), спортивных (футбол, волейбол).
Все школьные и классные праздники, конкурсы и спортивные соревнования формирует ценностно-ориентационное единство класса, что ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Профессиональнаяориентацияспособствует как расширению кругозора учащихся о мире профессий, так и позволяет попробовать себя в различных сферах деятельности:
- психолог помогает ответить на вопрос «Смогу ли я?»,
- встречи с родителями (индивидуальные и на родительских собраниях) способствуют объединению усилий в помощи детям в самоопределении,
- экскурсии в средние и высшие образовательные учреждения города позволяют познакомиться с условиями обучения,
- посещение ярмарки вакансий характеризует востребованность различных профессий,
- участие в профориентационных программах Вузов приближает учащихся к студенческой жизни и возможной конкретной профессии,
- классные часы по профориентации являются местом обсуждения и обмена мнениями учащихся.
Воспитание неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. И каждое мероприятие, проведенное в классе или в школе, носит комплексный характер. И отношение к его подготовке отражает успешность воспитательного процесса.
Список литературы
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" // Российская газета. URL: rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 2.02.2017).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // . URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020.php (дата обращения: 2.02.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ»
Важную роль в социальной политике современной России играет патриотическое воспитание населения, и молодежи в частности данное направление стало актуальным...
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...
Физкультура и спорт, как действенное средство формирования личности гражданина и патриота
Выступление на семинаре 29.05.2014г....
«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»
Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...
«Формирование личности гражданина и патриота своей Родины в условиях музыкальной школы-интерната»
Формирование личности гражданина и патриота своей Родины в условиях музыкальной школы-интерната...
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе - основа развития высокообразованной, гармонично развитой и социально ориентированной личности, гражданина и патриота.
здоровьесберегающие технологии в ГПД...
Духовно-нравственное развитие и воспитание основа формирования личности гражданина и патриота России
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализов...