Деловая игра "Как повысить мотивацию педагогов к введению технологии ИСУД"
материал на тему

Свищева Ольга Сергеевна

Данная игра была проведена на семинаре завучей. Цель игры: выявление затруднений при введении новых технологий, поиск способов их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

« Как мотивировать педагогов на инновационную деятельность?»

 

Цель: выявить основные причины затруднений педагогов при введении инноваций (технологии ИСУД) и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы

Задачи:

  •  Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность  мышления.
  • Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
  • Осознать внутренний ресурс для развития эмоциональной готовности к инновациям.
  • Определить пути преодоления трудностей при введении инноваций.

 

План игры

Вводная беседа.

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма педагогов – одно из важнейших условий улучшения качества  образования.

В стремительном потоке изменений

 Корабль школьный не стоит на месте

И сколько нас, и столько же и мнений

Найти решенье можем мы все вместе.

Целеполагание

На карточке написаны слова.  Предлагается разделить слова на две группы.

Трудность

Творчество

Не восприятие нового

Креативность

Непонимание в коллективе

Результативность

Интерес

Творчество

Креативность

Результативность

Интерес

Трудность

Не восприятие нового

Непонимание в коллективе

 Каким словом можно заменить первую группу слов? (инновация)

Тема нашего семинара: Инновация. (а именно технологию ИСУД мы будем рассматривать как инновацию)

Проанализируйте вторую группу слов и сформулируйте цель нашей встречи.

Цель: выявить основные причины затруднений педагогов при введении инноваций (технологии ИСУД) и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы

Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству

 Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган.

Упражнение 1.

Педагог, склонный к инновациям, должен быть творческим и креативным. 

Первоначально я попрошу каждую команду зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.

  • Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
  • Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
  • Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
  • Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
  • Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
  • Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
  • Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
  • Чувство юмора – игривость.
  • Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
  • Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
  • Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
  • Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
  • Толерантность по отношению к неопределенности  - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Вывод: Учителям в наших школах присущи все вышеперечисленные качества. Учителя – люди творческие, креативные, а значит склонные к инновациям.

Что же такое инновация?

Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего то нового.

Но не нужно забывать, что все новое – хорошо забытое старое. Не раз в истории педагогики умение ученика учиться становилось предметом внимания теоретиков и практиков. Новизна данной технологии заключается в том, что она позволяет осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении учащихся. Данные подходы требуют не учителя – транслятора  знаний, а учителя – управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры, способному к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приемов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности – ученика.

Упражнение 2.

С темой и задачами мы определились, а сейчас я предлагаю вам послушать притчу.

«Рискнуть попробовать»

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

•        Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

•        Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Всегда нужно попробовать проверить свои силы, не полагаясь на свои ощущения и страхи. Есть такое философское определение «Практика - критерий истины».

Поэтому мы попробуем сегодня попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности и проследить свои ощущения от этого. Для того чтобы лучше понять почему коллеги часто с трудом принимают инновации и как им помочь этот барьер преодолеть.

У нас с вами деловая игра и я предлагаю поиграть в лечебное учреждение.

Работа в группах

Первая группа : «Диагностика»

Ваша задача дать определение диагнозу «отторжение технологии ИСУД». Основные причины и симптомы  этого заболевания.

 Внутренние симптомы: нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности, устоявшиеся привычки. Отсутствие у практических педагогических работников, в т.ч. руководителей образовательных учреждений, психологической готовности к нововведениям.

Внешние симптомы: перезагруженность учителей, отсутствие школьного психолога.

Принятие или отторжение инновации – чаще всего результат группового решения.

 По отношению к нововведению формируются основные ролевые группы – инноваторы, организаторы, изготовители, пользователи. Позицию групп по отношению к конкретному нововведению определяют как инициативу, содействие, противодействие или бездействие.

В наших школах, конечно же, есть инициаторы и организаторы, но все-таки преобладают группы изготовителей и пользователей.

Вторая пара (группа): «Терапия»

Ваша главная задача определить виды помощи педагогам для преодоления трудностей при введении технологии ИСУД.

Этапы введения технологии ИСУД

Акценты в работе с педагогами

1. планирование

 -

-

-

2. подготовительный

 -

-

-

3.апробирование.

 -

-

-

4. рефлексия

 -

-

 

 Мы поставили диагноз, наметили пути лечения, но болезнь лучше предупредить чем лечить. Поэтому займемся профилактикой, но сначала проведем упражнение, которое поможет настроиться на нужный лад.

 

Упражнение 3.

«Применение предметов».

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, шнурок.

Время: 10минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка, скрепки и запишите их.

Вопросы для обсуждения:

·        Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

·        Как можно применять ваш предмет?

·        О чем заставило задуматься это упражнение?

 

Упражнение 4.

Первая пара «Профилактика» (группы меняются)

Задача ответить на вопрос:

 «Каким образом можно избежать трудностей при введении инноваций?»

Берем таблицу заполненную первой группой на предыдущем этапе «диагностика» и заполняем таблицу.

Пути предупреждения заболевания «отторжение инноваций»

 Предоставление необходимой информации, ведь она может быть недостаточной и неполной, чтобы учителя  поняли идею нововведения и сознательно ее поддержали, убедившись в ее необходимости;

Создание благоприятной атмосферы

Найти или создать заинтересованных исполнителей. Чем больше исполнителей участвует в разработке каких-либо нововведений, тем выше их осуществляемость.

Вторая группа «Оптимисты»

Какие методы стимулирования педагогов вы можете предложить с целью предупреждения возникновения трудностей при введении инноваций.

Создание проблемных ситуаций

Побуждение к творческой деятельности

Поощрение

Предъявление требований

Прогнозирование деятельности (своей и ученика)

Создание ситуации взаимопомощи

Демонстрация своего опыта

Заинтересованность в результатах

Подведение итогов. Рефлексия

Какие чувства вы испытывали при выполнении заданий?

Какое задание далось вам сложнее всего?

Просмотр видеоролика

Трудность

Творчество

Не восприятие нового

Креативность

Непонимание в коллективе

Результативность

Интерес

Проблема

«Диагностика»

 Задача:  дать определение диагнозу «отторжение технологии ИСУД».

Симптомы заболевания

 Внутренние симптомы:

-

-

-

-

Внешние симптомы:

-

-

-

-

 

«Терапия»

 Задача: определить виды помощи педагогам для преодоления трудностей при введении технологии ИСУД.

Акценты в работе с педагогами

1. планирование

 -

 -

2. подготовительный

 -

-

3.апробирование.

 -

-

4. рефлексия

 -

-

«Профилактика»

Задача ответить на вопрос:

 «Каким образом можно избежать трудностей при введении инноваций?»

Пути предупреждения заболевания «отторжение инноваций»

 -

-

-

-

-

-

«Оптимисты»

Какие методы стимулирования педагогов вы можете предложить с целью предупреждения возникновения трудностей при введении инноваций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

как повысить мотивацию ребенка к учебе

В данной статье советы родителям, как повысить мотивацию ребенка к учебе....

"Как повысить мотивацию"

материал для родителей...

Как повысить мотивацию к обучению. Ошибки родителей.

Для того, чтобы обучение было  школьникам  в радость , а не в тягость, родителям и педагогам  важно создавать благоприятные условия, способствующие развитию   познавательного интер...

Как повысить мотивацию ребенка к учебе родительское собрание 7 а класс (из личного опыта 2013-2014 учебный год)

Как повысить мотивацию ребенка к учебе родительское собрание 7 а класс (из личного опыта 2013-2014 учебный год)...

Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»

Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»...

Как педагогу повысить мотивацию школьника к учебе

В памятке описано как можно педагогу повысить мотивацию школьника...