"Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении."
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Мой мастер-класс посвящен организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроке.
Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 42 КБ |
sinkveyn_master_klass.pptx | 576.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса:
"Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении."
Цель: способствовать повышению компетентности учителя в вопросах организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроках.
Задачи:
1. Обобщить знания о функциях рефлексии.
2. Показать вариант организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроках.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых образовательных стандартов, стандартов второго поколения предлагает педагогу по-новому проектировать организацию урока. А именно выделять трехфазную его структуру.
1 Фазу вызова.
2 Фазу осмысления.
3 Фазу рефлексии.
Сегодня я бы хотела с вами поговорить, как осуществить рефлексию на уроке.
Почему я обратилась к этой проблеме? Посещая открытые уроки своих коллег по школам, я обратила внимание, что многие учителя этапу рефлексии мало отводят внимания или совсем не используется данный элемент на уроке.
Поэтому тема нашего разговора: "Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке"
Работа с аудиторией: что означает для вас слово рефлексия?
И так, Reflexio (в переводе с лат.) - обращение назад, размышление, деятельность самосознания, способность субъекта к анализу своего психологического состояния, обращения на собственное знание.
Для меня самым популярным приёмом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Что такое синквейн?
Синквейн - слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк".
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчинённое определённым правилам.
Работа с аудиторией: У каждого из вас есть памятка
"правила построения синквейна"
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
Работа с аудиторией: в качестве примера давайте попробуем составить один общий синквейн, записав его на доске. Сейчас за окном у нас весна, давайте попробуем её описать по правилу построения синквейна.
Например:
Весна.
Тёплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Солнце.
Молодцы! А теперь давайте поработаем в парах. У вас представлен текст с картинками, внимательно изучите материал и составьте синквейн на тему "корень" одна часть аудитории, а другая - "корневая система". Например:
Корневая система.
Стержневая, мочковатая.
Закрепляет, поглощает, проводит.
Обладает неограниченным ростом.
Корни.
Корень.
Главный, боковой, придаточный.
Растёт, обеспечивает, проводит.
Воду с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
Орган растения.
Вы сейчас работали в парах, но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.
Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Составляя синквейн, каждый ребенок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Синквейн - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.
Уважаемые коллеги, своё выступление хочу закончить словами:
Синквейн.
Образный, точный.
Обобщает, развивает, обучает.
"Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах".
Творчество.
Желаю всем творческих успехов! Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обучение педагогов приёму синквейна, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке. Задачи: Познакомить коллег с понятием «Рефлексия» Дать представление о правилах построения синквейна Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках биологии
Структура урока Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии
Reflexio ( в переводе с лат. ) – обращение назад, размышление, деятельность самосознания, способность субъекта к анализу своего психологического состояния, обращения на собственное знание.
Синквейн – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в «вольном» переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».
Правила построения синквейна
Как научить детей писать синквейн? 1. Рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить своё мнение, касающееся любого вопроса, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. 2. Объяснить основные правила написания пятистишья. 3. Для наглядности привести несколько примеров.
Весна. Тёплая, долгожданная. Приходит, оживляет, воодушевляет. Чудесная пора любви. Солнце.
Корень. Главный, боковой, придаточный. Растёт, обеспечивает, проводит. Воду с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям. Орган растения.
Корневая система. Стержневая, мочковатая. Удерживает, поглощает, питает. Обладает не ограниченным ростом. Корни.
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить. Синквейн – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Достоинства приёма синквейн Повышается интерес к изучаемому материалу; Развивается образное мышление Развиваются творческие способности учащихся; Совершенствуются коммуникативные навыки и умения ёмко и лаконично выражать свои мысли; Развивается мышление и воображение; Вырабатывается способность к анализу; Уменьшается время, отводимое на запоминание информации; Расширяется словарный запас. Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.
Синквейн. Образный, точный. Обобщает, развивает, обучает. «Сила речи состоит в умении выразить многое в нескольких словах». Творчество.
Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическое моделирование как один из приемов реализации коммуникативного подхода в обучении английского языка (из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)
Об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка....
Синквейн как один из приемов развития критического мышления через чтение и письмо.
Написание синквейна – это эффективный метод развития образной речи, это форма свободного творчества, это составление краткого резюме на основе больших объемов информации. Следовательно, по синквейну м...
Личностно-деятельностный подход в обучении истории.
Личностно-деятельностный подход в обучении истории В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной п...
Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса.
Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса (ИЦ "Вентана-Граф") Статья содержит тезис...
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку
В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...
Синквейн, как один из приемов развития критического мышления на уроках технологии
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активиру...