Н.И. Пирогов о личностно-ориентированом подходе в обучении
статья по теме
Статья посвящена вкладу Н.И. Пирогова в теорию и практику личностно-ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pirogov_ind_podhod.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.И. Пирогов об личностно-ориентированном подходе в обучении
Савельев А.М., к.п.н., учитель высшей категории
Имя Николая Ивановича Пирогова, безусловно, составляет гордость и славу отечественной педагогической науки и народного образования. Его педагогические идеи актуальны до сих пор. Особое место среди них занимает учение о личностно-ориентированном подходе к школьникам.
Как известно, период активной педагогической деятельности Пирогова приходится на 1856-1861 годы, когда он руководил Одесским учебным округом. Именно в те годы Николай Иванович выдвинул требование, ставшее краеугольным камнем его педагогической системы, - изучение внутреннего мира ребенка и уважения к нему. «Если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законы нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей», – писал он. [3; 203].
Пирогов особо отмечал роль четырех основных факторов, обусловливающих успех педагогической деятельности, - личность ученика, личность учителя, индивидуальный подход и свойства учебного предмета. «Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству самого предмета, к личности и степени развития учеников и самих учителей, - вот в чем заключается главное дело педагогического искусства», - говорил он [3; 137-138].
Николай Пирогов подчеркивал, что наблюдения за ребенком и воспитание его надо начинать с самого раннего детства, так как склонности и влечения ребенка проявляются очень рано. В качестве средства изучения ребенка, особенно в раннем детстве, он рекомендовал наблюдение за его играми и развлечениями. «Игры, забавы и занятия в этом возрасте, - подчеркивал он, - должны быть уже весьма внушительны для зоркого наблюдателя; на них можно основать немаловероятную прогностику» [3; 610].
Большое значение при осуществлении индивидуального подхода, по мнению Пирогова, имеет личность самого педагога. В связи с этим он подчеркивал роль педагогического мастерства, умения найти нужные методы обучения, соответствующие возрасту и развитию ребенка. «Главное в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него во сто крат полезнее в будущем, чем самые высокие истины, худо изложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям», - отмечал Пирогов [3; 634].
Николай Иванович был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал от педагогов «при обсуждении каждого поступка» учащегося не формально юридического отношения, а «хорошо вникнуть в те обстоятельства», которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п. Требованиями такого рода глава Одесского учебного округа ставил перед учителями сложнейшую, но в то же время необходимую задачу в искусстве воспитания – изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на них [1, 124-131].
Николай Пирогов требовал, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали успеваемость учащихся. Он предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости. При этом он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы [2, 202-203].
Литература
1. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949.
2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
3. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.
В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....
Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения
Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...