эссе "психодидактика"
материал на тему

Шафранская Ксения Игоревна

размышления о том, что у всех на устах, но по-прежнему ясности это не прибавляет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihodidaktika_2.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Психодидактика

Моё филологическое чутье подсказывает мне разные направления для размышлений по поводу этого явления современной школы: понимаю – не понимаю, нужно – не нужно, буду -  не буду. Чтобы ответить на все эти вопросы, начну, пожалуй,  с того, что займусь самим  термином. В нем  очевидно выделяются два знакомых мне направления: психология, сокращенная до «псих» и дидактика, представленная единым целым. К чему бы это? Думаю, истина, как водится, где-то посередине: психодидактика  подразумевает  интеграцию психологического и педагогического знания для совершенствования процесса обучения. А совершенствование чего-либо не может не радовать.

Я заинтересовалась тем, что принято называть истоками. Когда же произошло зарождение психодидактики? Просторы интернета дают мне вот какой ответ: 1981 год. Журнал «Вопросы психологии» организовал круглый стол с участием ведущих учёных педагогов, психологов дидактов Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной,В.В. Давыдова, М.Н. Скаткина и др.  Идея поисков способов взаимосвязи психологических, педагогических и дидактических концеп-

ций и их влияния на теоретические основы, на содержание и процесс

школьного обучения оказалась плодотворной.  Заинтересовала меня и книга

Э. Стоунса «Психопедагогика. Психологическая теория и практика

обучения», в которой сформулированы принципы психодидактики.

 Их сформулировано семь:

• принцип диалектического метода познания;

• принцип деятельностного подхода в обучении;

• принцип развивающего обучения;

• принцип творческого развития;

• принцип предметной деятельности;

• принцип единства индивидуальных и групповых форм учеб-

ной деятельности;

• принцип нравственного развития.

         Все это мне лично необыкновенно симпатично: будучи выпускником  филологического факультета СПбГУ, я высоко ценю в процессе познания способность мыслительного сотворчества, диалога между преподавателем и студентом, учителем и учеником. И если для исторически сложившейся дидактической системы школы всегда было  характерно усвоение учащимися определённой суммы фактов, то университетское образование стало для меня принципиально иным: именно профессора факультета научили оказывается, нас, студентов, основам современной дидактики: умению  самостоятельно пополнять систему знаний, критическому мышлению, диалектическому методу познания. Vivat academia, vivant professores!

        Мне представляются исключительно важными слова В.С. Хазиева, который пишет, что если думать, что педагогика способна дать заранее определённый результат, то она своей историей доказала, что такой педагогики нет. А что есть? Как учить современных детей в современной школе? Именно на этот вопрос и отвечает психодидактика.

        Принципы Я.А. Коменского устарели, превратились в тормоз, необхо-

дима их замена новыми принципами психодидактики, которые отра-

жают основные психологические учения В.В. Давыдова, Л.С. Выгот-

ского, Л.В. Занкова и других психологов, которые сформировали по-

нятия деятельностного подхода и развивающего обучения, творческо-

го развития. Классическая дидактика, имеющая в своем основании объяснительно-иллюстративную парадигму, три столетия подряд честно давала ответы на  три вопроса: «Зачем учить? Чему учить? Как учить?»

Развивающее образование, которое сегодня набирает силу, дает ответы не

только на эти три вопроса. И это не может не радовать: на мой взгляд, жизнь гораздо интереснее и сложнее любого образовательного маршрута, никогда не угадаешь, что потребуется тебе в на очередном её экзамене. А что же психодидактика?

        Психодидактика предусматривает развитие интеллектуальной,

личностной, эмоциональной, духовно-нравственной, психосоматической

сфер психики индивидуума, позволяющее ученику обрести способность

быть субъектом развития личности в целом. Психодидактика как

интегративная, полидисциплинарная область дает представление как о

процессе учения в развивающем образовании, так и об ученике как

субъекте личностного становления, о его познавательных интересах,

морально-нравственной и духовной, поступочной деятельности.

В методологии развивающего образования приоритетным

является «личностное начало». А педагогическое действие – это тонкое

побуждение, незаметное «выращивание» субъектности в другом человеке,

это приобщение человека к смыслу, а не только к знанию.

        Итак, время подводить итоги. Мне известно,  что эссе - (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Свободная трактовка понятия «психодидактика», мои индивидуальные впечатления и соображения на сей счет приводят меня к весьма однозначному и позитивному, на мой взгляд, выводу:  психодидактика, ты близка мне по духу. Ты разумна и современна. Нам с тобой по пути.